Перечень стандартов организации (СТО) формируется на основе структуры предприятия, характера работ, функциональных обязанностей подразделений и связей между ними.
С учетом требований стандартов ГОСТ Р ИСО 9000 система стандартов исходит из системы обеспечения качества продукции и включает, например, следующие стандарты:
- общие правила и положения по обеспечению качества продукции
(- политика в области качества - принципы;
- система обеспечения качества продукции - основные положения;
- порядок функционирования системы;
- ответственность за качество продукции - виды и правовое обеспечение;
- порядок формирования и оформления);
- планирование обеспечения качества продукции на стадиях ее жизненного цикла
(- планирование обеспечения качества продукции - основные положения;
- прогнозирование технического уровня и качества продукции;
- предотвращение несоответствия продукции;
- уровень дефектности - порядок установления;
- показатели долговечности продукции - порядок установления и применения;
- обеспечение надежности продукции – основные положения;
- показатели безотказности продукции – порядок установления и применения;
- гарантийные обязательства предприятия - порядок установления;
- утилизация продукции после ее использования - общие требования и организация работы);
- формирование качества продукции на стадиях ее жизненного цикла
(- формирование качества продукции - основные положения;
- маркетинговые исследования – порядок организации и проведения;
- функционально-стоимостной анализ – порядок организации проведения;
- взаимоотношения предприятия с поставщиками и потребителями в области качества - порядок организации работы;
- корректирующие воздействия при обеспечении качества - порядок назначения и реализации;
- идентификация и прослеживаемость продукции - порядок проведения и обеспечения;
- взаимоотношения предприятия с потребителями на стадии эксплуатации изделия;
- монтаж продукции у потребителя - порядок организации;
- технологическая тренировка - порядок применения);
- организационно - методическое обеспечение системы
(- организационно-методическое обеспечение - основные положения;
- порядок проведения общих мероприятий по оценке качества:
- основные полномочия и ответственность персонала в области качества;
- подготовка персонала в области качества - порядок организации;
- мотивация работы персонала по обеспечению качества продукции - общие требования и организация;
- организация проверки функционирования системы);
- контроль качества продукции на стадиях ее жизненного цикла
(- контроль качества продукции - основные положения;
- контроль качества разработок – порядок организации;
- статистический приемочный контроль продукции - порядок назначения и проведения;
- контроль соблюдения технологической дисциплины;
- летучий контроль качества продукции и элементов системы качества - порядок организации и проведения;
- выбор средств контроля по точности;
- упаковывание, хранение и транспортировка продукции - порядок контроля качества;
- несоответствующая продукция - порядок изоляции);
- информационное обеспечение на стадиях жизненного цикла продукции
(- информационное обеспечение качества продукции - основные положения;
- информация о качестве продукции - основные требования к регистрации и хранению;
- нормативные документы по разработке продукции - информационный перечень;
- информация о качестве продукции на стадии изготовления - порядок учета и анализа;
- информация о качестве продукции на стадии эксплуатации - порядок учета и анализа);
- подготовка к сертификации продукции
(- организация подготовки к сертификации продукции - основные положения;
- обеспечение безопасности продукции – порядок организации и сертификации;
- производство продукции - требования к обеспечению качества и порядок подготовки к сертификации);
- экономические вопросы обеспечения качества
(- эффективность системы обеспечения качества продукции - основные положения;
- экономический анализ обеспечения качества продукции - порядок проведения;
- затраты на обеспечение качества продукции – порядок учета, контроля и регулирования;
- претензии подразделений предприятия к качеству продукции - порядок проведения и удовлетворения).
Набор стандартов может быть иным.
Наличию и качеству СТО часто придается решающее значение как руководством предприятия (так как с их помощью организуется и формализуется производственный процесс), так и потребителем (в смысле повышения доверия к предприятию - поставщику), а также третьими лицами (при сертификации продукции и систем качества).
Четкое построение стандарта облегчает работу предприятия.
В последнее время разработка СТО производится в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001, который предусматривает так называемый «процессный подход», вызывающий определенные затруднения при практической его реализации. Далее приводится рекомендуемый фрагмент технологии описания процесса, базирующийся на этом подходе.
4.5 Фрагмент технологии разработки СТО: Шаблон описания единичного процесса
Технология описания процесса может быть представлена в форме следующего шаблона:
1 - наименование процесса;
2 - цель выполнения;
3 - его границы и взаимодействие с другими;
4 - ответственность (кто отвечает за процесс);
5 - структура процесса (ход, содержание, последовательность этапов);
6 - входные величины (условия, ресурсы и средства выполнения);
7 - реализация (кто что делает, почему, когда и как);
8 - измеряемые показатели (управление и оценка результата);
9 - контрольные операции и фиксация результата (кто, когда, как контролирует и фиксирует результат);
10 - направления и перспективы улучшения.
Процесс можно систематизировать с различных точек зрения, а именно:
-процесс как самостоятельная сущность;
-процесс как структура:
-процесс как элемент системы процессов;
-процесс как объект управления (при этом упоминаемые в Стандартах функции мониторинга, измерений, анализа, контроля и улучшения процесса рассматриваются как подфункции управления процессом);
-продукция как объект управления.
Позиции Шаблона, основанные на требованиях или положениях Стандартов, содержат соответствующие ссылки на его пункты. В процессе заполнения Шаблона они должны быть заменены "ответами" на поставленные "вопросы".