Концепция воспитания студенческой молодежи предполагает определение цели воспитания, отвечающей интересам самой личности и требованиям общества по отношению к личности специалиста с высшим образованием.
Самоуправление студентов представляет собой одну из подсистем воспитательного процесса вуза, обеспечивающую личностное саморазвитие будущего специалиста на основе индивидуального творческого подхода, избирательного отношения к действительности, свободного выбора субъектной позиции, добровольного принятия жизненных ценностей и приоритетов.
Студенческое самоуправление занимает определенное место в системе осуществления демократии, обеспечивая широкое развертывание самоуправленческих начал внутри вуза. Студенческое самоуправление - это самостоятельная общественная деятельность студентов по реализации функций управления высшим учебным заведением, которая осуществляется ими в соответствии со стоящими перед студенческими коллективами целями и задачами. Самоуправление выступает в роли свободного пространства для удовлетворения социальных потребностей учащейся молодежи в самоутверждении и самоопределении. В нем главным является социально значимое неформальное и абсолютно свободное общение, уровень которого зависит от уровня социальной зрелости студентов и от уровня социальных требований со стороны всех общественных и государственных институтов и центров воспитания и образования.
Рассмотрим подробнее суть организации воспитательного процесса в вузе на основе студенческого самоуправления.
Студент должен быть подготовлен к реализации функций выбранной специальности в развитом обществе, успешному включению в различные виды деятельности, оправданию своего общественного и профессионального значения, при условии, что он сформирован как социально активная личность.
Без активности субъекта невозможно изменение общественных отношений и его собственное изменение. Поэтому формируют людей не только условия их жизни, но и собственная практическая деятельность.
В целом же развитие личности студента как будущего специалиста с высшим образованием идет в ряде направлений:
- стабилизируется устойчивость взглядов, развиваются необходимые способности;
- повышаются чувство долга, ответственность за успех учебно-профессиональной деятельности;
- растут притязания личности студента в области своей будущей профессии;
- на основе интенсивной передачи социального и профессионального опыта и формирования нужных качеств растут общая зрелость и устойчивость личности студента;
- повышается удельный вес самовоспитания студента в формировании качеств, опыта, необходимых ему как будущему специалисту.
Если развитие в подростковом возрасте определяется «кризисом нереализованности» - осознанием расхождения между своими и чужими представлениями о себе, то для студенческого возраста источником роста является «стремление быть собой» в глазах других, быть значимым и идентифицировать себя с другими значимыми людьми. Средством такого развития является построение реалистического «идеального Я» и отождествление себя с ним на основе «Я-концепции», позволяющей иметь представления о себе, о своем идеале в виде «Я-образа», включающего такие компоненты, как:
Когнитивная сфера человека связана с его познавательными процессами и сознанием, включает в себя знания человека о мире и о самом себе. Этот компонент представляет собой некую совокупность многочисленных обобщенных представлений студента о себе как о субъекте учебно-воспитательного процесса, полученных в результате самопознания в самоуправленческой деятельности, в личностном развитии.
Эмоционально-ценностный компонент определяет эмоциональную направленность личности - направленность чувств и переживаний человека, потребность в общении, дружеских отношениях, потребность самоутверждения, самоуважения, а так же самоэффективность и локус контроля. Остановимся на указанных компонентах подробнее.
Самоуважение - отношение, основанное на признании самим человеком своих достоинств, заслуг, высоких качеств, а также восприятие собственной значимости, чувство гордости, любовь к себе. Человек, уверенный в собственных силах, гораздо легче находит выход из тупиковых ситуаций и преодолевает неудачи.
Самоэффективность - вера в собственные действия, в их своевременность, правильность и правомерность. Она связана со стремлением к успеху, к решению возникших проблем и, что особенно важно, к новым начинаниям.
Локус контроля, отражающий веру человека в свою способность влиять на ход событий собственной жизни, контролировать последствия собственных действий, подразделяется на два вида: интернальный и экстернальный. По данному показателю люди делятся соответственно: на тех, кто склонен брать ответственность за то, что происходит в их жизни на себя, достаточно уверенных в собственных способностях и возможностях, при разрешении сложных проблем и конфликтных ситуаций, рассчитывающих, преимущественно, на собственные силы, и тех, которые видят причину всего происходящего с ними во внешних обстоятельствах и воздействиях.
Равно важным является вопрос о систематической деятельности, как студента в процессе самоуправления, так и преподавателей вуза по формированию аналитико-рефлексивных способностей и развитию самооценки студентов, которая, являясь важнейшим интегральным свойством личности и компонентом самосознания, обеспечивает высокую продуктивность деятельности студента и его личностную эффективность.
Успешность деятельности человека определяется не только его способностями, но и представлениями о них. В этой связи, очевидным становится особая роль такого личностного образования как самооценка.
Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих достижений и недостатков, возможностей и качеств, а также своего места в социуме, среди других людей.
Комплекс профессионально-личностных качеств будущего специалиста на основании процессуального (отношение к выпускнику вуза как к работнику) и культурологического (отношение к выпускнику вуза как к носителю культуры) подходов:
- самостоятельность и инициативность в решении профессиональных задач;
- непредвзятость в суждениях и мнениях, широта взглядов;
- контактность и коммуникабельность;
- наблюдательность и изобретательность;
- гуманно-этические установки (толерантность, эмпатия);
- доброжелательность и психологическая стабильность;
- социальная активность и креативность;
- ответственность и чувство профессионального долга;
- чувство такта, дипломатичность;
- способность к профессиональной рефлексии и самоанализу;
- продуктивность мышления;
- устойчивость внимания и т.д.
Список приведенных качеств отражает лишь основные, наиболее значимые, необходимые для успешного становления студента как будущего специалиста. Как мы более подробно описывали выше, стержнем эталонной модели личности профессионала, своеобразной сердцевиной являются уровень притязаний, самооценка, образ «Я».
Самооценка, таким образом, отражает определенное ценностное отношение студента к собственной активности и перспективам профессионально-личностного становления, развития и продвижения.
Когнитивный и эмоционально-ценностные компоненты, взаимодействуя между собой, влияют и во многом определяют третий, поведенческий, что является вполне закономерным, поскольку «образ-Я» студента и его глобальная самооценка помогают ему осмыслить себя и выбрать правильную линию поведения.
Регуляционный компонент включает в себя самоосуществление, самовыражение, самоутверждение, саморегуляцию, самоактуализацию личности, т.е. стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, потребность в самосовершенствовании в максимальной реализации своего потенциала.
Становление активной субъектной позиции, самоорганизация предполагает обращение к внутренним слоям, потенциалам, потребностям студентов, без чего современный воспитательный процесс не может быть эффективным.
Именно самоорганизация и в ее рамках самоуправление как управление собственными потребностями, желаниями, эмоциями, поведенческими реакциями и т.д. является показателем личностной зрелости.
Одним из признаков высокой самоорганизации следует считать активное созидание человеком себя как личности.
Без самоуправления самоорганизация теряет всякий смысл, ибо управляемая извне личность в принципе не нуждается в осознании собственного «Я», равно как и невозможна самоорганизация без самоуправления. Подавление потребности управлять собственной деятельностью препятствует развитию личности, делает ее инфантильной, не способной стать активным членом общества.
На протяжении десятилетий в нашей стране существовало патерналистское отношение к молодежи и соответственно к студенчеству, как ее части, со стороны государства, родительская опека над взрослыми уже детьми зачастую имела и продолжает иметь неоправданно большие размеры. Все это свидетельствует о необходимости воспитания у студенчества такого важного качества как самоуправление, навыки которого особенно успешно формируются у личности в процессе ее деятельности в коллективе, действующем на принципах самоуправления.
Исходя из вышесказанного можно обозначить общие задачи воспитательной модели в вузе:
- способствовать развитию понимания студентом собственных возможностей, потребностей во взаимопонимании, позитивных взаимоотношениях и эффективном взаимодействии;
- создавать условия для личностного развития студентов.
Базовый принцип на котором должна строиться воспитательная работа в высшем учебном заведении – развитие студенческого самоуправления.
В СибГТУ разработаны и успешно реализуются Концепция и Программа развития студенческого самоуправления.