10. Основные направления работы педагога-воспитателя с учетом роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в воспитании.
11. Организация студенческого самоуправления.
12. Формирование правосознания в процессе формирования мировоззрения воспитанников.
Проблема гражданского воспитания и становления личности, как гражданина, человека высокой нравственности и морали значима для современного общества.
Школа, помимо просветительской, обучающей функции, выполняет и воспитательную функцию, создавая активного, полезного для общества гражданина. И именно образовательные учреждения, в первую очередь, должны быть ориентированы на создание условий для становления гражданственности в образовательном пространстве подрастающего поколения. Гражданское воспитание тем и ценно, что для будущего страны важно не только, какие знающие специалисты будут создавать богатство страны, но и какими будут их мировоззрение, гражданская, нравственная позиция.
Необходимость усиления внимания к проблемам гражданского воспитания в современных условиях модернизации образования определяется рядом обстоятельств:
· обновлением системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа;
· необходимостью осмысления учащимися процессов, протекающих в обществе, образовании, в изменении самого человека;
· усилением гуманитаризации содержания образования;
· непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин;
· введением новых учебных предметов, которые требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения;
· изменением характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств;
· вхождением общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения;
· созданием новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных.
Современной школой накоплен богатый педагогический опыт гражданского воспитания, который должен быть реализован в конкретной педагогической деятельности. Образцы уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта таких педагогов и ученых России, как И.П.Волков, Т.И.Гончарова, И.П.Иванов, Е.Н.Ильин, В-А.Караковский, С.Н.Лысенкова, Е.А.Ямбург и другие.
Опыт работы ОУ гражданской направленности показал, что такие понятия, как общественное благо, права человека, социальная справедливость, осознанная законопослушность, нравственность и правдивость в реальной деятельности - то есть совокупность ценностей, составляющих феномен гражданственности, лучше усваивается детьми и подростками через участие в общественно-полезной деятельности, через привлечение ребят к активному взаимодействию со всеми институтами общества, с обретением собственного опыта активной деятельности в обществе.
Гражданское воспитание тесно связанно с патриотическим воспитанием.
Основной целью гражданского воспитания является воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремление к миру, потребности в труде на благо общества.
Патриот чувствует любовь к Родине, а гражданин четко и ясно осознает свои обязанности перед ней. Подлинность того и другого определяется участием в жизни общества и государства. Гражданственность является нравственно-политическим качеством личности, нравственным критерием которого является патриотизм.
Основная воспитательная задача гражданского воспитания – это не только привитие любви к Родине, но и формирование такого качества личности, как умение нести ответственность за будущее своей страны.
Человек нуждается в определенных нравственных ориентирах, в опоре на общечеловеческие ценности с учетом национальных особенностей, тогда как в реальной жизни он зачастую сталкивается с разнообразными нравственными ориентирами, с отсутствием нравственного стержня.
Так Л. С. Выготский говорил: «Годы подростничества - годы формирования подростка, в первую очередь его общественно-политического миросозерцания…». Это годы, когда решение проблем «которые выдвигает перед подростком сама жизнь, и решительное вступление его в качестве активного участника в эту жизнь, требует для своего разрешения развития высших форм мышления … содержание мышления становится внутренним убеждением говорящего, направленностью его мыслей, его интересом, нормой его поведения, его желанием и намерением…».
Важнейшим в социально-педагогической деятельности гражданского воспитания является организация целенаправленного взаимодействия молодежи с окружающей социальной средой и социальной действительностью. Так как «никто не может жить в обществе и быть от него свободным», можно добавить, что в обществе должно быть реализовано не просто право свободного выбора своего жизненного пути, но и должна быть предоставлена возможность для проявления своих способностей. Молодежь должна быть востребована обществом.
Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и государства индивидов. Основа гражданского общества - цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, от существенных черт которого зависит его качество и содержание.
Недостаточно лишь использовать известные формы воспитательной работы со студентами в процессе занятий, проведения практики и других мероприятий, необходима система работы по гражданскому воспитанию, включающая активное использование возможностей процесса модернизации образования, в частности, полного использования вузовского компонента и дисциплин по выбору, включая такие дисциплины как, например, «Теоретические основы гражданского воспитания», «Формы и методы гражданского воспитания подростков» и другие.
Цели гражданского воспитания и содержания гражданского воспитания неразрывно связаны, их невозможно решать раздельно. Убедиться в этом можно уже сегодня, обращаясь к анализу воспитательной работы тех школ, которые, забыв о цели воспитания, разрабатывают внедрение содержание гражданского воспитания и низкими результатами своего профессионального труда дискредитируют идею содержания гражданского воспитания.
Правильная организация учебно-познавательной деятельности учащихся, умелое использование содержания учебного материала и соответствующих этому содержанию технологий обучения способствуют формированию гражданственности молодежи.
Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию юного гражданина выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие процесса воспитания гражданина, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования. Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, по С.Л. Рубинштейну, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот — всегда уникальный и самостоятельный — путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие гражданской позиции — формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. Такой подход к построению процесса гражданского воспитания, как активного целенаправленного формирования личности гражданина, согласуется с методологической установкой ОУ на оценку роли общества и места растущего человека в становлении его личности.
При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Именно на этой базе появляется возможность и правильно оценить личность и построить эффективную систему ее гражданского воспитания через специально задаваемую деятельность. Включение учащегося, подростка в организованную взрослым деятельность, в процесс которой развертываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов.
Основными социально-педагогическими качествами, лежащими в основании развития гражданственности учащихся, являются активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения, потребности.
Данные, полученные в исследованиях Д. И. Фельдштейна показывают, что одновременное участие детей в социально признаваемой деятельности постоянных и временных коллективных объединений, составляющих в целом единый многоплановый коллектив, придает личностным интересам школьников новую дополнительную ценность, ориентируя их на решение социально значимых задач.
К современным механизмам формирования гражданственности у учащихся образовательных учреждений можно отнести.
Социально-педагогическую деятельность с молодежью и накопленный опыт в сфере социального воспитания. Привлечение подростков к совместной деятельности со старшими членами организации в социальных проектах коллектива школы способствуют росту активности, самостоятельности и стремления к общению участников, выстраивает видение новых способов решения жизненных проблем, формирует самосознание и ответственность перед другими.
Ориентация на активную совместную деятельность детей и взрослых, подбор индивидуальной траектории воспитания личности. Это связанно в первую очередь с сильной загруженность учащихся, как в школе, так и на дополнительных занятиях, с элементарной усталостью от занятий, от сидения за партой. Необходима организация различных форм и видов деятельности – сочетание двигательной и интеллектуальной нагрузки в процессе воспитания.
Реализация цели и задач гражданского образования в рамках всех предметов на интегративной основе (методологической, содержательной, технологической и других).
Роль предметов социально-гуманитарного цикла непосредственно связана со становлением гражданских компетентностей. Независимо от того, избран ли сквозной вариант преподавания предметов этого цикла (один предмет, проходящий через весь период обучения), либо их рациональное сочетание по ступеням образования (последовательно сменяющие друг друга предметы), эти предметы должны являться основой системы гражданского образования, осуществляемого в рамках учебного процесса. Гражданское воспитание невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.
Компетентностный подход в гражданском воспитание предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов гражданского воспитание (наряду с гражданскими ценностями и опытом гражданских действий).
Гражданская компетентность может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей, каждая из которых удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность:
· Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальной ситуации.
· Компетентность социального выбора – способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение в конкретной социальной ситуации, при столкновении с конкретными социальными проблемами.
· Компетентность социального действия – способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора, принятого решения.
· Коммуникативная компетентность – способности взаимодействия с другими людьми (включая толерантность), прежде всего при решении социальных проблем.
· Учебная компетентность – способности, связанные с необходимостью дальнейшего образования в постоянно изменяющихся социальных условиях.