Организация правового обучения и воспитания в любой области права имеет своей целью формирование правосознания личности. В свою очередь, правосознание является неотъемлемым, базовым элементом гражданского общества, к построению которого стремится демократическое сообщество. Правосознание выступает той основой, на которой взращиваются многие демократические ценности общества и одновременно с тем, развитое правосознание личности служит лучшим барьером на пути вовлечения личности в различного рода области, посягающие на правопорядок общества (в том числе террористическую, коррупционную деятельности). Правосознание как форма общественного сознания представляет собой совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни [Хропанюк]. Иначе говоря, правосознание человека – это его представления о законодательстве, законности, правомерности поступков и поведения. Известное в советское время существо термина «правосознание» не утратило актуальности до сих пор: «это специфическая форма общественного сознания – совокупность взглядов, выражающих отношение людей к праву, их правовые требования, правовые идеалы». Другой аспект правосознания, связанный с моральными установками общества, его ценностными ориентациями, можно найти у В.В.Сорокина: правовое сознание – это относительно самостоятельное явление, которое представляет собой духовную основу правовой системы.
Несомненно, правосознание является социальным продуктом, подробно исследуется различными юридическими, социальными науками, так же изучается отраслями педагоги и психологии, такими как социальная педагогика и социальная психология. Пространство современного вуза как социокультурное пространство, ориентирующее личность на постижение профессиональных компетенций, вносит существенный вклад в процессы становления, развития, формирования правового сознания личности будущего профессионала. Поскольку правосознание, нормы права не возникают сами по себе, а как любой социокультурный опыт передаются от поколения к поколению. Общество на данном этапе развития является носителем того правового опыта, который ему исторически сопутствует. Но при этом, правовой опыт предыдущих поколений переосознается, трансформируется в сознании следующих поколений, и превращается в субъективное представление человека, группы людей, общества в целом об объективном праве, существующем в настоящем, существовавшем в прошлом и должном существовать в будущем. Необходимо учитывать, что правосознание предшествует появлению норм права посредством создания, формирования, «апробации» правовых идей и представлений. Выступая одной из форм общественного сознания, правосознание «отвечает» за отражение явлений, составляющих правовую сторону жизнедеятельности личности и общества. Как и любому общественному явлению, правосознанию присущ дуализм: он предшествует принятию правовой нормы и после ее создания, правосознание выступает регулятором правовых требований в общественной жизни.
Несомненно, правосознание включает в себя иные специальные юридические понятия и категории: правомерность, правосубъектность, правоотношение, законность, юридическая ответственность, норма права и прочие. Присущий данному понятию категориальный аппарат позволяет отграничить правосознание от иных форм сознания. Например, от этического (нравственного) сознания, отражающего явления действительности через категории добра и зла, правды и лжи, совести, морали, нравственности. Но в обыденном сознании людей такого отграничения, как правило, нет. Напротив, в сознании фактически каждого человека существует смешение этих различных форм отражения сознания. Поэтому принято разграничивать две составляющие правосознания: научную (правовая идеология); обыденную (правовая психология). Привитие норм правовой идеологии в обществе каждому конкретному его члену является нелегкой, но необходимой задачей всех общественных институтов государства (высших учебных заведений в том числе), поскольку правовая идеология представляет собой научно-теоретические системы взглядов и отношений, отражающие правовые явления в обществе. Как правило, именно правовая идеология выражает те требования общества и социальных групп, которые предъявляются к личности со стороны государства (причем, как известно, «незнание закона не освобождает от ответственности»).
Необходимо не только различать общественное и индивидуальное правосознание, поскольку они в различной степени влияют на уровень правопорядка в стране, но и учитывать при внедрении правовых дефиниций на любом этапе жизни человека, как мощного регулятора эмоционально-ценностного элемента его жизни в обществе и государстве, важного для самого индивидуума. Общественное правосознание носит обобщенный характер правовых взглядов, идей, традиций, вырабатываемых определенными социальными слоями общества, объединениями, партиями, отдельными руководителями (в том числе коллективными идеями, миссией учебного заведения). Научное правосознание не может быть оторванным от субъекта, соответственно, отражается сознанием каждого отдельного человека. И наоборот, научное правосознание обогащено наиболее существенными правовыми представлениями индивида. Таким образом, если нормы права тормозят развитие общества, либо не соответствуют уровню этого развития, то под его воздействием существующие правоотношения изменяются, в некоторых ситуациях кардинально (революции, погромы, перевороты, митинги, демонстрации). Общественное правосознание, развиваясь через правосознание отдельных индивидов, отражает правовую жизнь общества в целом. Индивидуальное правосознание, конечно же, не охватывает весь спектр правовых различий общества на различных этапах его развития, отражая лишь общие, существенные для данного человека правоотношения, складываясь под влиянием условий жизни индивида. Индивидуальное правосознание связано с эмоционально-чувственной сферой отдельной личности, находя отражение в сознании отдельного индивида через его собственные представления о мире в целом и о праве, в частности, но через призму общих представлений, огромную роль в формировании которых выполняет как его ближайшее окружение (семья, друзья, политические и религиозные сообщества, учебный и рабочий коллектив), так и социокультурное пространство общества (политические и государственные деятели, чиновники, профессорско-преподавательский состав, студенческое самоуправление, государство в целом). Таким, образом, можно и нужно говорить не о правосознании вообще (как понятие ноосферы, введенное В. И. Вернадским), но о правосознании отдельного человека или группы людей, в силу различия по качеству, уровню, различной степени возможности совершенствования индивидуального правосознания личности. Тем важнее формировать и развивать индивидуальное правосознание субъекта, и конечно, невозможно переоценить такую деятельность в жизненно важной сфере бытия как в процессе обучения студентов в вузе. Определенные интересы и потребности человека впоследствии будут выражены в юридических нормах, позволят корректировать уже существующие. Поэтому качество правовых норм, их соответствие потребностям членов общества, напрямую зависят от индивидуального правосознания, от его качества, широты, глубины, от самого наличия такового.
Результатом обогащения уровня правосознания граждан в системе высшего профессионального образования, несомненно, явится рост не только индивидуального правосознания слушателей, но и общественного правосознания.
Правосознание свидетельствует об уровне общей и правовой культуры личности, позволяет выступить полноценным участником правоотношений, пользующимся в полной мере правами и свободами, выполняющим обязанности.
Контрольные вопросы по теме:
1. Какими обстоятельствами обусловлено внимание к проблемам гражданского воспитания в современных условиях?
2. Как Вы считаете: каким образом необходимо приобщать учащихся к деятельности гражданской направленности?
3. Выявите взаимосвязь между гражданским и патриотическим воспитанием.
4. Что выступает основной целью гражданского воспитания?
5. Должны ли быть в обществе нравственные образцы или каждый должен определяться с нравственными критериями самостоятельно?
6. Какие основные социально-педагогическими качества лежат в основании развития гражданственности учащихся?
7. Раскройте содержание компетентностного подхода в гражданском воспитании.
8. Расскажите о самоуправлении студентов как одной из подсистем воспитательного процесса вуза.
9. Дайте определение правосознанию как формы общественного сознания.
10. В чем заключается различие между общественным и индивидуальным правосознанием?