русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений.


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 5342; Нарушение авторских прав


Общение относится к числу межпредметных категорий и изучается философами, социологами, общей и социальной психологией.

Педагогическое общение — многоплановый процесс организации, установления, развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися. Содержанием педагогического общения является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, оказание воспитательного взаимодействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

Общение в педагогической деятельности является средством решения учебных задач, социально-педагогического обеспечения организации образовательного процесса.

Мы уже говорили, что педагог решает множество педагогических задач: анализирует ситуацию, перебирает возможные варианты решения, избирает методы и затем осуществляет педагогическое действие. Педагогическая задача, переведенная на язык коммуникации, называется коммуникативной задачей.

Общая коммуникативная задача сводится к повествованию (сообщению) или побуждению. Разновидности повествования: собственно повествование, сообщение, наименование, объяснение, перечисление, реплика, ответ, донесение, рапорт и т.д. Побуждение — это команда, приказ, требование, угроза, запрет, призыв, совет, задание, приглашение, просьба, увещевание, мольба.

В процессе решения коммуникативных задач педагог реализует две цели: передать учащимся сообщение и воздействовать на них — побудить к действию.

Общение в педагогическом процессе выполняет различные функции:

стимулирующие, регулирующие (оценочные и генерирующие), контролирующие, организующие и т.д.

Этапы решения коммуникативной задачи: ориентирование в условиях общения; привлечение внимания; осуществление вербального общения; организация обратной содержательной и эмоциональной связи.

Педагогическое общение соответствует логике педагогического процесса (замысел, воплощение замысла, анализ, оценка) и проходит определенные стадии:



- моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к уроку, мероприятию (прогностический этап);

- организация непосредственного общения (начальный период общения)

«коммуникативная атака»;

- управление общением в педагогическом процессе;

- анализ осуществления технологии общения и моделирования новой для решения; другой педагогической задачи.

В.А. Кан-Калик считает, что условием управления общением является инициативность педагога, что позволяет руководить процессами, создавать эмоциональную атмосферу.

Для этого он предлагает соблюдать ряд условий:

- оперативность при организации начального контакта с классом;

- оперативный переход от организационных процедур (приветствие, усаживание и пр.) к деловому и личностному общению;

- отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными моментами в начале взаимодействия;

- оперативное достижение социально-психологического единства с классом (чувство «мы»);

- введение личных аспектов во взаимодействиях с учащимися;

- творческий подход, преодоление стереотипов, негативных установок по отношению к отдельным учащимися;

- организация целостного контакта со всем классом;

- постановка задач, вопросов для мобилизации коллектива;

- сокращение запрещающих педагогических требований и расширение позиционно ориентировочных;

- использование речевых и невербальных средств взаимодействия (мимики, микромимики, контакт глаз и пр.);

- умение «транслировать» в класс собственную расположенность к детям, дружелюбие;

- понимание ситуации, состояние учащихся, настроение;

- нахождение ярких, привлекательных целей деятельности, показ путей их достижения;

- достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся потребности во взаимодействии с учителем.

Продуктивным является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, когда педагог овладел стилем сотрудничества, демократическим стилем общения. Хотя часто используется авторитарный стиль общения, властного давления педагога на учащихся, что создает неблагоприятную атмосферу в классе. Иногда учителя используют попустительский (анархический стиль) общения, который характеризуется стремлением педагога минимально включиться в деятельность, снять с себя ответственность за результаты деятельности.

Отношение педагогов и воспитанников обусловлено всей системой производственных, политических, правовых и моральных отношений, существующих в обществе.

Нормой отношений являются гуманные, педагогически целесообразные отношения. Эти отношения создает учитель личным примером, личными высоконравственными поступками, гуманистической позицией в общении. Позиция педагога — это система

интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, к педагогической действительности.

Гуманистическая позиция учителя формируется на основе ценностных ориентаций личности: является ли человек, ученик ценностью для учителя, является ли ценностью его профессия и т.д.

Личность учителя, его нравственное влияние на учащихся является фактором установления взаимопонимания, установления педагогически целесообразных отношений, фактором формирования гуманной личности воспитанника. Профессиональный долг ответственность педагога позволяют ему выработать тактику поведения на основе предвидения возможных последствий применения тех или иных методов воздействия, чувство меры, сознательно выбирать меру воздействия, то есть педагогический такт.

Педагогический такт — это соблюдение педагогического принципа меры в общении, умение выбирать правильный подход к учащимся, исходя из личностных особенностей и отношений с ними, адекватность оценки поведения и деятельности учащихся.

Педагогическое мастерство проявляется и в умении предъявлять требования, и в умении использовать продуктивные технологии общения, разработанные психологами,

использование которых позволяет обеспечить взаимопонимание, устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения.

 

Контрольные вопросы по теме:

1. На основе какой позиции учителя формируются правильные модели ценностных ориентаций личности учащихся?

2. Каковым является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью?

3. Какие условия управления общением выделены В.А. Кан-Каликом?

4. Дайте определение педагогического общения?

5. Выделите модели педагогического общения и дайте их технологическую характеристику.

6. Раскройте содержание наиболее распространенных стилей педагогического общения.

7. Что приводит к конфликтам?

8. Выделите три фазы протекания педагогической ситуации в конфликте.

9. Какие коммуникативные свойства выступают предметной поддержкой учебного процесса, по мнению Д. В. Чернилевского?



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модели педагогического общения и их технологическая характеристика. | Основные направления работы педагога-воспитателя с учетом роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в воспитании.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.