«Средняя школа профильного образования в старших классах»
Общее среднее профильное образование
Более 100 чел.
Самостоятельное образовательное учреждение, имеющее школы-спутники начального образования (1 - 4), образование 1-й ступени (1—6), основного (1—9) образования
«Сельская гимназия»
Общее среднее (углубленное) Более 100 чел.
Самостоятельное образовательное учреждение повышенного уровня образования, имеющее школы-спутники типа «профгимназии» с уровнями (1-4), (1—6), (1—9).
«Сельский лицей» (агролицей)
Общее среднее (углубленное)
Более 100 чел.
Интегративная модель-комплекс «школа-профучилище», «школа-профлицей» или структурное подразделение (филиал) коледжа-вуза с сохранением юридического лица
«Средняя школа — социокультурный комплекс»
Общее среднее
Независимо от численности контингента
Центральная средняя школа (района, сельского округа), интегрирующая в модели среднюю школу, школы-спутники, учреждения дошкольного к профессионального образования, культуры, медицины, спорта и т. п.
«Средняя школа полного дня или с группами продленного дня»
Общее среднее
С числом уч-ся, позволяющее
обеспечить нормативную наполняемость классов
А) если школа охватывает (вместе со школами-спутниками) обширный район деятельности, то создаются группы продленного дня, причем не только в школе, но и по месту жительства;
Б) если школа имеет компактный район проживания населения, то целесообразно создание школы полного дня
«Школа-объединение (непрерывного образования, воспитания и профориентации)»
Общее среднее
Независимо от численности контингента
Перспективная средняя школа в объединении с дошкольными учреждениями, малыми школами (начальная школа, основная школа, средняя школа), учреждениями дополнительного и профессионального образования, центрами социально-психологической, медико-педагогической помощи, клубами, библиотеками и т.п.
Контрольные вопросы по теме:
1. Почему происходят реформы образования?
2. Раскрыть понятия «реформа образования», «инновации образования».
3. Привести примеры инноваций в школах города, стране.
4. Какие инновации наблюдаются в профессиональных учебных заведениях.
Тема 2.2 (4 часа)Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений. Технологии решения педагогических конфликтов
План
1. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя – воспитателя.
2. Понятие о технологии педагогического общения.
3. Этапы и стадии педагогического общения, их реализации.
4. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика.
5. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений.
Преподавание рассматривается в дидактике как упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения. Цель образования или учебная цель – это то, к чему стремиться обучение, будущее, на которое направлены усилия преподавателя. Благодаря общению преподавателей с учащимися эта цель образования интериоризируется будущими специалистами, их деятельность становится целенаправленной. Общение в этом случае выступает как фактор-цель в становлении духовно-творческой личности будущего специалиста.
В когнитивном плане общение может выступать как средство формирования компетенции будущего специалиста, на осознании роли и места специалиста, а также становлению личности в целом. В.С. Селиванов считает, что «воспитатель, общаясь с воспитанником, или, организуя его общение с другими, может целенаправленно влиять на его предметную, умственную, эмоционально-душевную деятельность. Тем самым общение превращается в средство воспитания».
Средство, по мнению Д.В. Чернилевского, - «предметная поддержка учебного процесса». Средствами являются голос, речь педагога, его мастерство в широком смысле слова, учебники и т.д. (вербальное и невербальное общение, прямое и косвенное общение и т.д.).
Кроме этого педагогическое общение является постоянным условием организации деятельности учащихся в образовательном процессе (фактор-условие):
1) разъяснение целей и задач обучения побуждает учащихся собственной познавательной деятельности, способствует положительной мотивации учения;
2) ознакомление с новыми знаниями, явлениями, событиями, законами, идеями не просто обеспечивает восприятие знаний и умений, но вводит слушателей в мир культуры, способствует познанию, добра, истины, красоты, справедливости и т.д.;
3) управление процессом познания научных законов и закономерностей не просто обеспечивает понимание причинно-следственных связей, но и способствует формированию мировоззрения;
4) управление переходом от теории к практике побуждает будущего специалиста приобретать умения и навыки профессиональной деятельности, систематизировать их, а так же приобретать и обогащать опыт преобразования окружающего мира, самого себя в профессиональном или личностном плане;
5) организация эвристической и исследовательской деятельности позволяет приобщиться к практической деятельности по самостоятельному решению возникающих проблем, способствует развитию творчества;
6) проверка и оценка обученности способствует приобщению и обогащению деятельности будущего специалиста по самоконтролю, самодиагностике достижений в профессиональном и личностном плане, самоактуализации личности.