Педагогическая технология — это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Слово «технология» применительно к воспитанию вошло в лексикон
педагогической науки тогда, когда внимание специалистов обратилось к
искусству воздействия на личность ребенка. В энциклопедическом словаре
дается такое определение технологии: « ...Задача технологии как науки — выполнение физических, химических, механических и др. закономерностей с
целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономических производственных процессов».
Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности.
Когда педагог строит воздействие на ребенка, он должен учитывать множество параметров: эмоционально-психологическое состояние, общий уровень культурного и возрастного развития, сформированность отношений, духовное и интеллектуальное развитие и др. В итоге на основе внешних проявлений формируется первоначальное представление о личности ребенка, которое во многом определяет характер педагогического воздействия.
В 60-е годы педагогическая технология обретает статус официального существования. Особый вклад в изучение педагогической технологии внесли Коротков В.М., Лихачев Б.Т. С точки зрения педагогической технологии, принципиальные положения эти ученые сформировали в общих правилах применения метода педагогического воздействия:
1) сочетание требований с уважением к детям;
2) разумность и подготовленность всякого педагогического
воздействия;
3) доведение этого воздействия до конца.
Дальнейшее развитие педагогической технологии связано с определением компонентов педагогического мастерства. Учебное пособие по теории и методике коммунистического воспитания указывает на компоненты педагогического мастерства:
1) психолого-педагогическую эрудицию;
2) профессиональные способности;
3) педагогическую технику.
Педагогическая техника понимается здесь как «разнообразные приемы личного воздействия учителя на школьников».
Воспитание как явление можно рассматривать с разных точек зрения:
социальной, профессиональной, методической и т.д. Социальная позиция ставит комплекс ценностей, которые необходимо передать ребенку. Для этого требуется специальная подготовка учителя, чтобы он мог оперировать этими ценностями, чтобы он сам был их носителем.
Методический взгляд на воспитание - приобщение воспитанника к культуре.
Профессиональный подход рассмотрения этой проблемы говорит о теоретически возможной модели педагога на основе его личных качеств, а также знаний, умений и навыков.
При использование термина «технология» практически все педагоги отмечают сложность педагогического порядка. Сегодня в педагогике и педагогической литературе широко используется термины «педагогическая техника» и «педагогическая технология».
Сущность педагогической технологии выявляется через систему необходимых и достаточных элементов, связанных между собой и имеющих внутреннюю логику.
Чтобы определить слагаемые педагогической технологии, необходимо ответить на ряд вопросов:
- какие элементы составляют педагогическую технологию;
- каково их необходимое и достаточное присутствие;
- в какой взаимосвязи они находятся;
- какие общие и специфические функции каждого элемента.
Педагогическое общение, имеющее направленность на «открытие ученика в общении» через создание психологически комфортных условий для раскрытия его как личности. Педагогическая оценка, обеспечивающая функции «внесения образа» на уровне социальной нормы, стимулирования деятельности и коррекции отклонений, возможна на фоне воплощения оценки, не воспринимаемая учеником как оценка, а осуществляемой скрытым порядком.
Педагогическое требование - ещё один технологический элемент. Посредством него осуществляется восхождение субъекта на уровень современной культуры. Получение в результате приучение к социальной норме является его индивидуальность в поведении.
Следующий технологический элемент — конфликт. Конфликт как всякого рода противоречие между субъектами требует обозначения этих
противоположных взглядов. Вместе с тем, педагог не настаивает, а лишь предлагает вариант отношения и поведения и ставит проблему выбора, как поступить в этой ситуации.
Педагогический конфликт разрешается при реализации функции «снятия психического напряжения».
В данной системе слагаемых педагогической технологии особое место занимает такой элемент, как педагогическая техника.
Педагогическая техника преломляет реализацию всех остальных элементов, искажая или выпрямляя, усиливая или ослабляя их влияние. Для реализации каждого из этих элементов педагогического воздействия, имеющего свои специфические функции, на практике используется не весь возможный набор, а выбираются отдельные операции, характерные именно для этого преподавателя.
Таким образом, формирование ребенка как субъекта происходит при положительном подкреплении в его адрес, высказывании скрытой оценки, при безусловности, требуемой нормы. Выявленные элементы, с обозначенными функциями и определенными операциями, составляют сущность педагогической технологии. Однако этим содержание педагогической технологии не ограничиваются: дополнительные элементы, такие как психологический климат, групповая деятельность, педагогическая реакция на поступок, носят обобщающий или частный характер.
Основными элементами педагогической технологии являются педагогическое общение, оценка, требование, конфликт и информативное воздействие.
В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняют три функции.
1) «открытие» ребенка на общение — призвана, с одной стороны, создать ему комфортные условия в классе, на уроке, в школе;
2) «соучастие» ребенка в педагогическом общении — достигается в результате анализа взаимодействия учителя с детьми;
3) «возвышение» ребенка в педагогическом общении — это не завышенная оценка, а необходимо как стимулятор.
Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого качества, но не личности ребенка в целом. Оценить — значит «установить степень, уровень, качество чего-нибудь». Учитывая такой подход к педагогической оценке и умело, используя ее в своей работе, педагог формирует и корректирует ценностные отношения своих учеников. Порой отношение учителя оказывает на ребенка более сильное воздействие, чем беседы или урок.
Таблица 3. Примеры использования различных форм воспитания.
ФОРМЫ
Поощрения
Наказания
Одобрение
Неодобрение
Похвала
Замечание
Аргументированное поощрение
Аргументированное неодобрение
Материальная форма
Лишение удовольствия (кроме естественных потребностей)
Таблица 4. Примеры использования различных форм воспитания при высоком уровне самосознания.
Благодарность
Выговор
Присвоение звания
Исключение из коллектива
Педагогическое требование — это предъявление ребенку в процессе воспитания социально-культурной нормы отношения и поведения. Отношения человека имеют субъективно свободную природу и вырабатываются им самостоятельно в процессе накопления жизненного опыта. Задача педагога заключается в том, чтобы повлиять на формирование ценностных отношений позиций ребенка. Для этого необходимо представлять себе соотношение между безусловными нормами и правилами.
Конфликт — это всякого рода противоречие, возникающее между субъектами. Педагогический конфликт — это тоже противоречие между субъектами, но субъектами являются воспитатель и воспитанник. На основе противоречия осуществляется личностное развитие и развитие межличностных отношений. Различаются пустые и содержательные конфликты. Первый возникает на основе неустойчивого психического самочувствия. Его разрешение не требует сложной технологии, а лишь снятия психического напряжения собеседника путем проявления заботы, внимания. В зависимости от степени развития содержательного конфликта усложняется и технология его педагогического разрешения.
Различие отношений порождает несовпадение норм, ценностей и интересов, что часто приводит к конфликтам. Здесь можно выделить три фазы протекания педагогической ситуации:
1 ФАЗА — конфликтное острое начало с явным нарушением социально ценных норм и ценностей одним из участников ситуации.
2 ФАЗА — ответная реакция «соперника», от формы и содержания которой зависит исход конфликта, и, самое главное, - последняя, т.е. направление перестройки сложившихся ранее отношений.
3 ФАЗА - относительно быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей в 2-х различных направлениях — улучшения или ухудшения ранее сложившихся отношений.
Конкретные педагогические ситуации, особенно острые и конфликтные, возникают и у опытных, и у начинающих учителей. Очень важно для учителя выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческой удовлетворенностью в своей работе.
Способы разрешения конфликта, особенно если он не зашел далеко, известны и доступны каждому — это нежность, юмор и шутка. В более сложных ситуациях мы прибегаем к компромиссу, делая уступки, друг другу, или обращаемся к третьему, независимому лицу (третейский суд), или сами проводим анализ, стремясь разобраться в себе и своих поступках и только в исключительных случаях используем принуждение и временное расставание. Педагог не имеет права пойти на создание конфликта, если он не владеет технологией разрешения конфликта. Конфликт создается в тот момент или доводится до такого уровня, когда возникает обоюдная потребность в его разрешении.