русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Основные модели модернизации сельских учебных заведений.


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 2407; Нарушение авторских прав


Как известно, более 2/3 от общего числа школ России — сельские школы. При этом очень важно, что в большинстве из них сегодня созданы достаточно комфортные условия для полноценного обучения и воспитания детей, в частности:

• обеспечены обязательность начального и основного общего образования, а также доступность среднего образования всем сельским школьникам (и что немаловажно, по месту их жительства);

• постоянно совершенствуется образовательный процесс (расширяется сеть дополнительного образования; за счет средств федерального и регионального бюджетов приобретаются компьютеры нового поколения и др.), а также условия его осуществления (более 80% учащихся сельских школ занимаются в одну смену; средняя наполняемость учебного класса составляет примерно десять человек; большинство учащихся обеспечены, горячим питанием лучше, чем в городе, и др.).

Сельской школе в значительной мере присущи: бережное сохранение культуры и народных традиций, практико-ориентированное содержание образования, создание благоприятных условий для кооперации усилий общественности, администрации села, семьи и школы по вопросам воспитания детей. Тесная связь с аграрным укладом жизни, немногочисленность общественного пространства класса, школы, села (как известно, большинство сельских школ России малокомплектные и малочисленные) придают особенность смысловому оттенку общения людей, делают их связи и «корни» более «прозрачными», прочными, предметными и значимыми, нежели в городе. Сегодня в недрах провинциальной глубинки вызревают новые модели сельской школы, в содержании которых сочетаются: сохранение доступности и качества общего среднего образования; воспитание уважения и любви к труду на земле; обеспечение связи школы с окружающей природой и заботой о ней; преобладание гуманистической и личностно-ориентированной педагогики; развитие маркетинговой деятельности и многое другое.



Концепция модернизации российского образования уделяет проблемам развития сельской школы особое внимание. Так, каждое муниципальное образование, располагающее сетью сельских школ, имеет возможность посредством своего участия во Всероссийском эксперименте по апробации новых подходов и вариативных моделей организации инфраструктуры сельских общеобразовательных учреждений, привести их деятельность в соответствие с реалиями дня и перспективами социально-экономического развития региона. Для этого предложены несколько направлений реструктуризации сельской школы:

• создание сети базовых сельских школ, обеспечивающих высокий уровень знаний для школьников, собирающихся продолжать образование в вузах;

• создание центров и систем дистанционного обучения в сельских районах с экстремальными природными условиями и неразвитой транспортной сетью;

• создание объединений, связывающих сельскую школу с учреждениями начального и среднего профессионального образования, а также учреждениями дополнительного образования (для решения проблемы индивидуализации обучения и профессиональной подготовки);

• деление общеобразовательных учреждений на учреждения «первой» ступени (6-10 классы) и «второй» ступени (7-12 классы).

Именно «обоснованные комбинации из перечисленных направлений реструктурирования сети сельских школ», как сказано в Концепции, «составят модели для конкретных регионов», варианты которых мы приводим ниже.

Предполагается, что данные модели должны не только оптимально вписаться в общую инфраструктуру образовательных учреждений района, но и обеспечить доступность каждого следующего уровня общего образования. С этой целью предусмотрен комплекс следующих общих для каждой из моделей мер.

Организация подвоза детей в школу (более высокого уровня общего образования). Проблемное поле: безопасность жизни и здоровья детей, транспорт и база его техобслуживания, дороги, необходимость в развитии пришкольных интернатов, групп продленного (полного дня), организация двухразового питания, расширение штатов воспитателей (сопровождающих лиц), охрана детей в пути и так далее.

Развитие пришкольных интернатов. Проблемное поле: организация многоразового полноценного питания, создание комфортных условий проживания для детей, подготовки домашних заданий, надлежащих санитарно-гигиенических, психологических условий, решение вопросов воспитания, охраны здоровья детей, оборудование объектов средствами телефонной связи с семьями и многое другое.

Развитие групп продленного (полного) дня. Проблемное поле: оборудование помещений для сна, отдыха, досуга, подготовки домашних заданий, для работы детских объединений по интересам (комнат творчества), изменение расписания занятий и распорядка дня школы, организация двухразового питания, динамических оздоровительно-физкультурных мероприятий, коррективы в воспитательной работе и так далее.

Развитие альтернативных форм получения общего среднего образования (семейного образования, обучения на дому больных детей, экстерната, дистанционного/дистантного образования, очно-заочного образования, негосударственных общеобразовательных учреждений, консультативно репетиторских центров и т.п.).

Однако, кроме моделей сельских школ, предложенных в концепции их реструктуризации, реальная образовательная практика, творческий поиск и самодеятельность педагогических коллективов создали немало вариантов эффективно работающих «инновационных», своего рода перспективных моделей сельских школ. Приведем некоторые из них.

Социально-культурные центры. (Социально-образовательные комплексы, социально-образовательные объединения «начальная школа — средняя школа — дом культуры», школа клуб, культурно-образовательный комплекс).

Уникальность малокомплектных и малочисленных школ состоит в том, что они являются социокультурными центрами не одного села, а нескольких населенных пунктов, что предъявляет к их деятельности дополнительные требования. Особенность образовательного пространства такой школы — преобразование школы в центр культуры сельского округа. Сельская школа в статусе социокультурного центра реализует в своей деятельности три важных принципа:

• открытость функционирования;

• единство научно-теоретической и практической деятельности;

• равноценность всех видов педагогической деятельности (образования, воспитания, труда, досуга, социальной работы и других).

Локально-нормативные акты: специфическими нормативными актами СКЦ могут быть программы или подпрограммы развития школы — «Сельская образовательная школа как центр развития социокультурной сферы села», «Развитие образовательной сферы сельских округов вокруг создания базовых сельских школ — центров образования», «Программа развития сопиокультурного центра на селе» и др.

Школа-объединение с учреждениями начального профессионального образования. Данная модель уже сегодня позволяет обеспечить целенаправленную допрофессиональную подготовку учащихся сельских школ на базе профессиональных училищ, что в перспективе послужит основой для создания моделей образовательных комплексов и объединений по оси «школа — профессионально-техническое училище».

Локально-нормативные акты (в модели «школа ПТУ»): «договор о совместной деятельности школы и ПТУ», подпрограммы «Сельская школа — агролицей — народный агроуниверситет», «Подготовка учащихся общеобразовательных учреждений к современному сельскохозяйственному труду» и т.д.

Начальная школа-сад. Для реализации данной модели школы и получения положительных результатов в образовании и воспитании детей необходимо выполнение ряда условий:

• создание медико-психологических, педагогических условий диагностики и коррекции детей до поступления в школу;

• целенаправленная работа по установлению преемственности содержания и структуры учебно-воспитательного процесса школы и сада, отвечающих современным требованиям к качеству образования в ДОУ и начальной школе;

• развитие творческих способностей детей игровыми средствами в разнообразных видах деятельности и др.

Школа-объединение усилий гражданского (социального) сообщества. Данная модель предполагает объединение всех имеющихся ресурсов социально-экономической среды села для поддержки и развития сельской школы: целенаправленную финансовую и материально-техническую помощь со стороны администрации села, лесничества, сельских или промышленных объектов; предоставление ими специалистов для ведения учебных предметов, кружковых занятий, организации деятельности учебных бригад и т.д.

Локально-нормативные акты: подпрограммы «Совершенствование системы воспитания и социальной защиты сельских детей и их семей», «Внедрение высоких информационных технологий в образовательную среду сельской Школы», «договор о совместной деятельности школы и производственного предприятия села», «Положение о деятельности ученической бригады на птицефабрике ОАО села» и т.д.

Семейная модель школы. Преимуществом данной модели является создание воспитательной системы, в которой отношения детей и взрослых приближаются по своему характеру к отношениям, свойственным большой и дружной семье, где в процесс воспитания вовлечены все поколения детей и взрослых (младшие и старшие школьники, молодежь, молодые семьи, родители, бабушки и дедушки).

Ведущими педагогическими средствами в такой школе становится умение педагогов создать атмосферу доверия и открытости, духовности и душевности, сотворчества и содружества, а также владение технологиями индивидуализации и дифференциации образовательных процессов в деятельностных ситуациях личной ответственности, что позволит воспитывать учащихся в комфортных условиях.

Локально-нормативные акты: подпрограммы «Истоки русской семьи начало истории современной сельской школы», «Совместная деятельность учащихся, педагогов и родителей по развитию личности ученика», Положение «Правила поведения в школе», «Кодекс чести школьника» и т.д.

Основными общими характеристиками вышеназванных моделей сельских школ, успешно реализующих функцию образования и воспитания учащихся, можно назвать следующие приоритеты в организации, управляющей и управляемой систем образования:

• школа — ядро социально-экономической, культурной жизни села, залог его будущего;

• школа на селе — коллектив единомышленников учителей и учащихся;

• основа воспитания — труд, подлинный и созидающий («В сельской школе дети должны уметь всё!»);

• школа не только хранит свои лучшие традиции, но и создает новые, оригинальные;

• в школе неразрывно осуществляется общее и профессиональное образование учащихся, их общее и профессиональное развитие.

При создании новых моделей сельских школ важно учитывать такие системообразующие факторы, которые будут отражать перспективу развития системы образования на селе, в частности:

1) экономические: достаточность и рентабельность хозяйств, представленных на селе;

2) демографические: наличие прогрессии или регрессии в рождаемости сельского населения;

3) географические: экономика, климат, природные условия, размещение населенного пункта (удаленность или приближенность к городу) и его инфраструктура;

4) этнические: культура, язык, традиции;

5) психологические: осознание себя и восприятие окружения, восприятие реформ различными слоями населения, участниками образовательного процесса;

6) экологические: сохранение и бережное отношение к природе.

Учет всех этих факторов требует серьезной аналитической деятельности руководителей школ при переходе к новой модели развития образования в сельской местности. Однако им не следует забывать и о «традиционной» модели сельской школы, уже многие годы формирующей и развивающей особое содержание образования и особые технологии организации деятельности педагогического коллектива в малокомплектной школе. Существующая модель организации образовательного процесса в сельских малокомплектных (малочисленных) школах и процесс ее адаптации к требованиям модернизации образования на селе имеет ряд особенностей. Так, сегодня сельская начальная школа — это одновременно и школа с параллельными классами; и малая школа с объединенными в один или два комплекта классами; и малочисленная школа с малой (3-4 человека) или сверхмалой (1-2 человека) наполняемостью классов. Особые условия малокомплектной школы связаны с обучением учащихся двух-трех классов одновременно в одном помещении под руководством одного учителя. Именно эти отличия обуславливают специфику образовательного процесса в сельской школе, главной задачей и основным требованием которого является организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках. При этом проведение занятий с учащимися разных классов в одном помещении становится объективным обстоятельством, приводящим к тому, что в условиях малокомплектной школы обучение принимает преимущественно «индивидуально»- или «личностно-ориентированный» характер.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Педагогическое творчество и инновации. | Педагогическое общение в структуре деятельности учителя – воспитателя.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.008 сек.