Творчество проявляется как «элементы новизны» в разработке нестандартных уроков, интересных деловых и ролевых игр, различных форм внеклассной работы: в организации работы творческих студий, научно-исследовательских обществ, ученических конструкторских бюро и пр. Творчество проявляется в поисках индивидуальных подходах к личности, дифференцированного подхода к группе. Таким образом, педагогическое творчество — это внесение в педагогический процесс новых методических приемов, методов и форм обучения и воспитания с целью его совершенствования.
В последние десятилетия (конец ХХ и начало ХХI в.) бурно проявилось педагогическое новаторство (обновление). Оно связано с теми изменениями, которые происходят как в обществе, так и в структуре образования, в его финансировании, оборудовании учебных заведений (например, компьютерами). Изменяется система образования, содержание образования, складываются новые, гуманистические отношения «учитель-ученик». В связи с этим появляются новые педагогические технологии, методы, формы организации педагогического процесса.
Нововведения, проводимые государством, называются реформами, а разработанные и проведенные педагогами, называются педагогическими инновациями.
Педагоги-новаторы 80-х годов В. Ф. Шаталов, И. Г. Волков, С. Н. Лысенкова, И. Л. Иванов и другие предлагали обучать и воспитывать детей по-новому. Новые технологии позволяли им получить высокий результат обученности, воспитанности, развития учащихся. Поэтому многие педагоги из разных концов страны стремились обогатиться их опытом, внедрить новые идеи в своих школах.
Углубление реформ системы образования позволило создавать новые типы учебных заведений и по-новому взглянуть на роль школы в преобразовании социальной жизни. Например, директор сельской школы А. З. Андрейко разработал концепцию инновационной школы с целью оказания социальной помощи семье, возрождения народной карельской культуры, подготовки фермеров-хозяев своей земли. Со своими единомышленниками он создает «Коткозерский сельский национально-образовательный социокультурный комплекс», включающий семь комплексов: учебно-образовательный, физкультурно-оздоровительный, художественно-эстетический, этнокультурный, учебно-производственный, информационно-технический, социальной помощи. Каждый центр предусматривает работу со всеми возрастными группами населения. Например, для удовлетворения образовательных потребностей учебно-образовательньий центр, включая такие учреждения как ясли-сад, школа, реальная сельхозшкола (филиал ПТУ), школа обучения взрослых, различные образовательные курсы. А центр социальной помощи предложил разнообразные формы работы и виды слуг: обучение родителей уходу за детьми разного возраста, школа молодой матери, клуб семейного общения, диагностическое обследование детей, конференции родителей, телефон доверия, подготовка радиопередач и пр. Созданы семейные клубы по интересам: «Деревенская горница» (ритуалы, праздники, обряды, традиции, устное творчество карелов), «Мастерская народных ремесел» (ремесло народное и техническое творчество), «Клуб новых фермеров» (основы агрономии, зоотехники); «Дом милосердия» (забота о детях инвалидах, престарелых, одиноких, социальная работа); «Дом без одиночества» (телефон доверия, консультации психолога, врача педагога); «Клуб спорта и здоровья», «Пресс-клуб», «Игроклуб», «Клуб историко-культурного наследия» (краеведение коллекционирование, история, археология, география); «Женский клуб», «Бюро добрых услуг» и пр.
Творчески работающий коллектив педагогов сумел привлечь к реализации ново модели сельской школы людей разных профессий, установить связи с ПТУ, институтами центрами социальной защиты, с органами управления и самоуправления села, района города.