Во взаимоотношениях с классным руководителем мастер должен исходить из «Положения о классном руководителе среднего профессионально-технического училища», где указано, что классный руководитель несет персональную ответственность за состояние идейно-политического воспитания и вместе с мастером производственного обучения - за уровень учебно-воспитательной работы в группе.
Организация внеклассной воспитательной работы во многом зависит от ее рационального планирования. Во многих училищах и лицеях составляются общеучилищные комплексные перспективные планы воспитательной работы от начала до конца обучения (с первого по третий или четвертый курсы). Они обеспечивают преемственность и взаимосвязь всех форм воспитания, дают возможность не только четко видеть конечные цели, но и определить промежуточные этапы на пути к ним. В плане определены конкретные задачи, примерные виды и формы воспитательной работы применительно к первому, второму и третьему, а в лицеях и к четвертому, курсам обучения в целом по учебному заведению. Такие планы составляют на основе примерного перспективного плана воспитательной работы для профессиональных лицеев (ПЛ) и профессиональных училищ (ПУ) на весь период обучения. (В настоящее время разработкой нормативной документации и методических рекомендаций для системы начального профессионального образования занимается непосредственно Институт развития профессионального образования (ИРПО) и на местном уровне - краевой учебно-методический центр начального профессионального и дополнительного образования (УМЦ НПДО) и управление начального профессионального образования администрации Красноярского края.
На основе перспективного плана воспитательной работы училища мастер и классный руководитель разрабатывают комплексный перспективный план воспитательной работы учебной группы на весь период обучения, в котором с учетом конкретных задач учебной группы и специфики ее деятельности определяются формы воспитательной работы и виды деятельности на каждом году обучения.
На основе перспективного плана составляются текущие месячные планы, в которых уточняется содержание работы, намечаются точные сроки выполнения мероприятий, указываются конкретные исполнители. В текущие планы воспитательной работы могут быть включены следующие мероприятия:
- проведение собраний группы с обязательным указанием повестки дня;
- проведение лекций, встреч с ветеранами труда, передовиками производства, выпускниками училища;
- проведение политинформаций;
- подготовка рефератов по различной тематике;
- организация коллективных посещений кино, театра, загородных прогулок, туристических походов, поисковой работы;
- проведение тематических вечеров, вечеров вопросов и ответов, викторин, «Огоньков» и др.;
- организация спортивных соревнований, конкурсов технического и художественного творчества, конкурсов профессионального мастерства;
- проведение тематических классных часов;
- работа с активом учащихся (совещание актива, обсуждение вопросов, касающихся учебы, труда, быта, дисциплины, участия группы в училищных и лицейных мероприятиях и др.);
- выпуск стенных газет, листков трудовой славы, бюллетеней, «молний»;
- обеспечение участия учащихся в общеучилищных мероприятиях (подготовка докладов для общеучилищных диспутов и конференций, научно-технических чтений; участие в общеучилищных смотрах и конкурсах);
- организация работы с родителями, посещение учащихся по месту жительства и др.
Комплексные перспективные и текущие месячные планы воспитательной работы в группе составляются совместно мастером и классным руководителем группы.
Для ориентировки при составлении месячного плана воспитательной работы в учебной группе ниже приводится образец такого плана.
Важным условием эффективной постановки учебно-воспитательной урочной и внеурочной работы в учебном заведении в целом и учебной группе, в частности, является строжайшее соблюдение единых педагогических требований к учащимся. Начинающему мастеру, как члену педагогического коллектива, нужно их четко знать и выполнять.
Вся внеклассная воспитательная работала учащимися в училище проводится под общим руководством заместителя директора училища по учебно-воспитательной работе и профсоюзной организации училища. Непосредственными организаторами ее являются педагоги училища и прежде всего мастера производственного обучения, классные руководители и актив учебных групп.
Содержание основных форм внеклассной воспитательной работы.
Рассмотрим содержание основных форм внеклассной воспитательной работы с учащимися, при этом выделим роль мастера производственного обучения в эффективной ее организации и проведении.
Политинформация — наиболее распространенная форма внеклассного политического просвещения учащихся. Политинформация проводится с целью расширить круг знаний учащихся о политических событиях в нашей стране и за рубежом, вооружить будущих рабочих и специалистов знаниями для борьбы с враждебным и обывательским истолкованием фактов действительности, развивать у них потребность в повседневном чтении газет, журналов, прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации, соизмерять желания и поступки с общественными принципами и нормами.
Политинформации могут быть трех видов: обзорные (например, по таким проблемам, как «Россия и политика мира», «Научно-технический прогресс и наша профессия»); тематические; оперативные - по текущим событиям внутренней жизни и внешней политики России.
Важное направление внеклассной работы в учебных заведениях начального профессионального образования — патриотическое и интернациональное воспитание учащихся. Основа этой работы - воспитание молодых рабочих и специалистов на героических традициях народа.
Главную роль в этой работе, как показывает опыт, играют музеи боевой и трудовой славы, группы «Поиск», клубы интернациональной дружбы (КИД), получившие широкое распространение в училищах и лицеях. В настоящее время из 84 дневных учебных заведений начального профессионального образования в 31 уже функционируют музеи.
Большое значение в формировании патриотического и интернационального сознания учащихся на основе традиций имеют торжественные события, митинги и вечера, посвященные историко-революционным праздникам, юбилейным датам, важнейшим политическим событиям в стране и в мире, трудовым успехам и важным патриотическим починам на базовых предприятиях.
Хорошей традицией во многих училищах и лицеях является проведение вечеров-встреч («Встречи трех поколений») с ветеранами труда, участниками Великой Отечественной войны, Героями Социалистического Труда, передовиками и новаторами производства, видными учеными, деятелями науки, искусства и культуры.
В практике работы учебных заведений все более прочно закрепляются такие формы воспитания учащихся, как торжественное посвящение выпускников в рабочий класс, вручение студенческих билетов учащимся, вручение ветеранам в торжественной обстановке трудовых рапортов и памятных подарков к юбилейным датам.
Важнейшей составной частью патриотического воспитания является внеклассная военно-патриотическая работа, В училищах и лицеях используется многообразные формы такой работы: циклы лекции, бесед, теоретических конференций на военно-патриотические темы; организация Дней призывника; работа военно-спортивных секций и военно-технических кружков; организация оборонно-массовой работы; поисковая работа под девизом «Никто не забыт, ничего не забыто»; участие в закладке мемориальных парков, в установлении обелисков, монументов и других памятников в честь героев, павших в боях за Родину; участие в почетном карауле, торжественных шествиях, возложении венков и цветов к памятникам героев; шефство над участниками и инвалидами Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, семьями и могилами погибших воинов и партизан и многие другие.
Значительное место в военно-патриотической работе занимают военно-спортивные игры и соревнования, проводимые в училищах и лицеях.
Учащиеся учебных заведений начального профессионального образования - это молодежь, а для молодежи огромную притягательную силу имеет спорт. Поэтому организация внеклассной воспитательной работы «на спортивной основе» имеет огромное значение.
Спорт - это не только рекорды отдельных спортсменов и высокие места училища и лицея в соревнованиях, что тоже очень важно. Спорт в органическом сочетании с систематическим физическим воспитанием учащихся на соответствующих уроках - это физическая выносливость, ловкость, мужество, воля и другие необходимые человеку качества, это закалка организма, залог хорошего здоровья всех учащихся. В этом одна из важнейших социальных функций спорта.
В большинстве училищ и лицеях действует хорошо налаженная система спортивно-массовой работы: функционируют различные секции, проводятся соревнования между группами, спортивные праздники. Вся эта работа проводится под общим руководством руководителя физического воспитания училища или лицея.
Особое направление внеклассной работы с учащимися - техническое творчество. Основные задачи технического творчества - развитие у учащихся творческого отношения к труду, расширение их профессионального, политического и культурного кругозора, активная подготовка учащихся к рационализации и изобретательству. Техническое творчество решает и многие воспитательные задачи, прежде всего формирование коллективизма, общественного сознания учащихся.
Коллективный характер технического творчества проявляется в том, что учащихся объединяет не только общая идея и цель, но и совместный поиск путей и средств решения поставленной перед всеми задачи. Это создает атмосферу коллективного творчества, а вместе с ней складываются и утверждаются отношения товарищеской взаимопомощи, поддержки и сотрудничества.
Техническое творчество учащихся во внеурочное время осуществляется в различных формах: кружки технического творчества, ученические конструкторские бюро, школы и бригады молодых рационализаторов и изобретателей, конкурсы рационализаторов, технические конференции, постоянно действующие выставки творческих работ учащихся и т. п. Основная форма работы по техническому творчеству в учебном заведении - кружки технического творчества, которые работают, как правило, под руководством мастеров производственного обучения и преподавателей специальных предметов на базе учебных мастерских и учебных кабинетов.
Важная составная часть внеклассной работы с учащимися - организация воспитательной работы в общежитии училища или лицея. Основными задачами педагогического коллектива учебного заведения по работе с учащимися, проживающими в общежитии, является разумная организация их свободного времени. Свободное время учащихся распределяется по двум основным каналам - подготовка к урокам и досуг.
В общежитиях учебных заведений организатором свободного времени учащихся, организации их быта и учебной деятельности является совет общежития. Это орган ученического самоуправления, возглавляющий воспитательную работу в общежитии. Советом общежития руководят заместитель директора по учебно-воспитательной работе в тесном контакте с воспитателями и комендантом общежития, с мастерами производственного обучения и преподавателями.
Непосредственными организаторами воспитательной работы с учащимися в общежитии являются воспитатели, которые как представители администрации училища входят в состав совета общежития, направляют и контролируют его работу.
Вместе с тем постановка воспитательной работы с учащимися в общежитии в значительной степени зависит от мастера производственного обучения классного руководителя.
За последние годы в ряде учебных заведений получает распространение практика планирования внеклассной воспитательной работы в виде так называемого «Расписания № 2». В нем четко по дням недели и часам планируется вся внеурочная работа с учащимися применительно к учебной группе.
Расписание № 2 составляется на полугодие по дням недели в соответствии с распорядком дня в целях координации усилий педагогического и ученического коллективов, определения оптимального количества мероприятий, их периодичности, а также времени, места проведения, ответственных исполнителей.
Деятельность классного руководителя регламентируется специальным положением. В нем определяются его функции, основные направления работы и обязанности. В качестве важнейших функций классного руководителя выступают следующие: когнитивно-диагностическая, организаторе координирующая, объединительно-сплачивающая, координирующая и личностно-развивающая. Рассмотрим кратко сущность каждой из них.
Когнитивно-диагностическая функция. Она связана с необходимостью всестороннего изучения особенностей развития и поведения учащихся и определения уровня их воспитанности в целях учета этих особенностей в процессе внеклассной воспитательной работы и осуществления индивидуального подхода к их обучению и воспитанию. Классному руководителю необходимо знать состояние здоровья учащихся и их физического развития, условия домашнего воспитания, характер их обучаемости и воспитуемости, межличностные контакты и участие в организуемой деятельности, проявляемые склонности, способности и интересы, отношение к учебной работе и динамику успеваемости. Указанные данные нужно доводить до сведения работающих в группе преподавателейс тем, чтобы они соответствующим образом учитывали их в процессе учебно-воспитательной деятельности.
Организаторско-стимулирующая функция. Она обусловливается тем, что участие во вне классной работе известной мере является делом добровольным. Оно несовместимо ни с понуждением, ни с жестким регламентированием деятельности учащихся. Главным здесь является умение классного руководителя организовать внеклассную работу таким образом, чтобы она увлекала учащихся высокой содержательностью, разнообразием и свежестью форм, новыми подходами к ее проведению. Даже самые традиционные виды работы, например, встречу Нового года, праздник именинников, классные часы и подобные мероприятия.
Контрольные вопросы по теме:
1. Что понимают под управлением?
2. Какие подсистемы можно выделить, если принимать учебное заведение как сложную динамическую социальная систему?
3. Как складывается взаимодействие участников целостного педагогического процесса?
4. Раскройте понятие «управленческая культура руководителя учебного заведения». Из каких основных структурных элементов она складывается?
5. Кто осуществляет управление учебным заведением?
6. Каким документом определены функциональные обязанности руководителей учебного заведения?
7. Как Вы понимаете значение понятий «целеполагание»? «Планирование»?
8. Какова цель управленческой деятельности?
9. Какие виды планов работы Вы знаете? Каковы основные требования к ним?
10. Расскажите об организационных формах управленческой деятельности ПУ.
11. Раскройте содержание функциональных обязанностей директора общеобразовательного учебного заведения; заместителей директора.
12. Расскажите о цели создании и деятельности предметных методических объединений.
13. Какие новые структурные органы общеобразовательных учреждений должны существовать в современных условиях развития учебных заведений?
14. Раскройте содержание анализа деятельности в соответствии с классификацией: параметрический, тематический и итоговый.
15. Перечислите общие принципы организации внеклассной работы.
16. Какова роль мастера производственного обучения в организации внеурочной воспитательной работы?
17. Какова роль классного руководителя в учебном заведении?