Новые структурные органы общеобразовательных учреждений.
Процесс демократизации в системе образования, развернувшийся в результате проводимых в стране политических и экономических преобразований предоставил общеобразовательным учреждениям значительную свободу в выборе направления развития, методах и формах организации педагогического процесса. Однако свобода поставила перед каждым образовательным учреждением и сложнейшую проблему. Теперь каждая школа, каждый лицей, гимназия, профессиональные училища должны сами определять, какое именно направление развития выбрать, какую модель строить, на какие методы и формы учебной и воспитательной работы опираться.
Конечно, ни одна современная школа, ПУ, каким бы потенциалом она не обладала, не способна самостоятельно вести научные исследования, создавать новые формы и методы учебной и воспитательной работы. Ранее, естественно, научная работа не входила в обязанности образовательных учреждений, и поэтому они не готовы к ее проведению и организации сегодня.
Сегодня, стремясь найти себе союзников, некоторые школы, ПУ, пытаются создать на своей базе различные интеграционные (объединяющие ее с вузами и НИИ) организации и общественные объединения. Примерами таких организаций могут служить научно-методический совет, Совет школы и др.
Научно-методический советдействует под руководством заместителя директора по научной или научно-методической работе. Основной его задачей является разработка научно обоснованной концепции развития учреждения, воплощение ее в комплексно-целевой программе развития школы и постоянный контроль за ее реализацией. Кроме того, научно-методический совет рассматривает учебные планы, учебные программы по предметам и вносит свои рекомендации по их совершенствованию. По сути дела, такой совет становится идеологическим центром всего образовательного учреждения. В его состав входят председатели методобъединений и сотрудники научных институтов (кандидаты и доктора наук).
Совет школы, ПУ,(гимназии, лицея) создается в основном как совещательный орган. В него входят представители администрации, учителя, родители, учащиеся, иногда представители других организаций. Деятельность Совета осуществляется в нескольких направлениях:
-обсуждение и выбор целей деятельности учреждения; обсуждение и контроль за предлагаемыми педагогическим коллективом и научно-методическим советом нововведениями;
- обсуждение и выбор требований, и доведение их до родителей;
- привлечение интеллектуального и материального потенциала родителей;
- укрепление линии обратной связи «родители - школа»;
- сбор необходимой для аналитической работы информации.
Педагогические советы как форма управления учебно-воспитательным процессом в школе
Как правило, в течение учебного года проводится 5 педсоветов: один раз в четверть и в конце учебного года. Пятый педсовет проводится в 3 заседания - допуск к экзаменам, по итогам экзаменов, по итогам выпускных экзаменов.
Первый педсовет проходит до начала учебного года, в конце августа, и посвящен, как правило, утверждению годового плана работы, обсуждению доклада директора по анализу работы за прошлый год и фундаментальному обсуждению задач на новый учебный год. Чтобы избежать чрезмерного дробления вопросов, необходимо подвергнуть обсуждению наиболее важные, принципиальные положения, определяемые директивными указаниями и особенностями данной школы по трем направлениям: организация труда, учебная и воспитательная работа.
На последующих педсоветах разрабатываются основные проблемы обучения и воспитания в соответствии с главной задачей - исправления недостатков и внедрения в практику научно обоснованных рекомендаций.
Совершенствованию содержания, форм и методов внеклассной воспитательной работы, оказание им методической помощи, организация работы с учащимися по месту жительства, оказание помощи и поддержки детским общественным организациям. Заместитель директора школы по коммерции (завуч-координатор) устанавливает связи со спонсорами, шефами, определяет источник внебюджетного финансирования и др.
Эффективность управленческой деятельности директора во многом зависит от целесообразности, четкости распределения прав и обязанностей в административном аппарате ПУ.По мере необходимости директорпроводит инструктивные или оперативные совещания, в определенные дни - совещания при директоре, заседания педагогических советов и др.
Педагогический анализ во внутришкольном управлении.
Одной из функций управления целостным педагогическим процессом является педагогический анализ. Педагогический анализ в структуре управленческого цикла: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.
При определении места и роли педагогического анализа необходимо учитывать тот факт, что управление педагогическим процессом осуществляется не прямо, а опосредованно, через учебно-воспитательные ситуации. Поэтому, прежде чем спланировать и провести урок, воспитательное мероприятие или коллективное творческое дело, организовать ту или иную деятельность учащихся, учитель изучает, анализирует и учитывает основные элементы педагогической ситуации.
Эффективность управленческой и педагогической деятельности во многом определяется тем, как руководитель, учитель владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности директора приводит на этапе выработки цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой к необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса.
В принятой классификации выделяется три вида анализа: параметрический, тематический и итоговый.
Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его. Как правило, по итогам параметрического анализа вносятся поправки и изменения в ход регулирования целостного педагогического процесса. Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, дисциплины за день и за неделю, посещаемости уроков и внеклассных занятий, санитарного состояния школы, соблюдения расписания занятий и др.
Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса. В содержании тематического анализа в большей мере проявляется системный подход к изучению урочной и внеурочной деятельности. Если предметом параметрического анализа может выступать отдельный урок или внеклассное занятие, то предметом тематического анализа уже является система уроков, система внеклассной работы и т.д. Директор или завуч могут получить более полное представление о работе учителя, лишь проанализировав ряд уроков, занятий, получив, таким образом, представление о системе работы учителя.
Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится по завершении учебной четверти, полугодия, учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения. Итоговый анализ подготавливает протекание всех последующих функций управленческого цикла. Информация для итогового анализа складывается из данных параметрического и тематического анализа, четвертных, полугодовых контрольных работ, из данных официальных отчетов, справок, предоставляемых учителями, классными руководителями, представителями администрации школы, общественных организаций.
Особенности воспитательной работы в учебных заведениях.
В недавнем прошлом вся внеурочная воспитательная работа в учебных заведениях всех типов, включая профессионально-технические, была односторонне политизирована и идеологически нацелена в одном направлении - на коммунистическое воспитание молодого поколения. В современном обществе, когда происходит его значительное классовое расслоение, активизировались различные политические движения и партии, такая односторонность воспитательной работы становится неоправданной и попросту невозможной. Политические пристрастия - личное дело каждого молодого человека, и государство не должно диктовать их молодому поколению, как это было прежде. В этих условиях возникает потребность в ориентации на такие воспитательные идеалы, которые не разъединяли бы, а наоборот, объединяли людей. Каков выход? Его подсказывает нам народная педагогика, на протяжении многих столетий вырабатывавшая свой воспитательный потенциал. У всех народов Земли, несмотря на значительные отличия в условиях их существования и образе жизни, есть общие ценности, такие, как труд и семья, забота о воспитании детей и уважение к старикам, гостеприимство в отношении других людей, и в первую очередь соседей, дружба и товарищество, любовь к родной земле. Эти нравственные маяки помогают нам и сегодня верно определить содержание воспитательной работы, ее нравственный потенциал.
В народной педагогике мы встречаем подлинные открытия в области трудовой этики. Так, в частности, верно подмечено единство деловых и нравственных качеств личности. Делом своим служит человек людям, поэтому так высоко ценит народ мастерство. Это отражено в таких, например, крылатых выражениях: «дело мастера боится»; «не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства»; «мастерство везде в почете»; «навык мастера ставит»; «на все руки мастер»; «мастер - золотые руки»; «каков мастер, такова и работа» и т.п. Нетрудно сделать вывод о том, что обучение мастерству является стержневой задачей воспитания труженика. Именно поэтому и в учебных заведениях профессионального образования особое внимание уделяется внеурочной воспитательной работе, благодаря которой учащиеся становятся и настоящими мастерами своего дела, и людьми, готовыми к самостоятельной жизни. Здесь уместно привести примеры выдающихся личностей современности, которых с успехом воспитала и которым дала путевку в жизнь система профессионально-технического образования. Это первый космонавт планеты Ю.А. Гагарин, летчик-космонавт П.Р. Попович, академик СП. Королев, маршал авиации А.И. Покрышкин, писатели К. Симонов и наш земляк В. Астафьев, народные артисты Е. Мирошниченко, Л.Зыкина, В.Тихонов и многие другие. Эти имена - яркое свидетельство того, что система профессионально-технического образования - начало большого творческого пути, прочный фундамент дальнейшей жизни, независимо от того, какая профессия стала главной в судьбе.
Сложились общие принципы организации внеклассной работы. Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий. Важно, чтобы любой вид занятий, в который включается учащийся, имел общественную направленность, чтобы он видел, что-то дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу. Очень важна опора на инициативность и самодеятельность. При выборе содержания, организации форм всегда необходимо соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.