Тема 1.3 (3 часа) Управления воспитательным процессом
План
1. Управление как деятельность руководителя.
2. Управленческая культура и функциональные обязанности работников учебно-воспитательных учреждений.
3. Функциональные обязанности руководителей.
4. Особенности воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях.
5. Функциональные обязанности мастера производственного обучения в управлении воспитательным процессом.
6. Обязанности классного руководителя.
В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиции науки управления придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.
Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.
Учебное заведение как, сложная динамическая социальная система выступает объектом внутреннего управления. Можно выделить подсистемы одной более общей системы. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы, система производственной практики учащихся, система профориентационной работы и др. Частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность и содержание внутреннего управления.
Внутреннее управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата.
Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования.
Управленческая культура людей, занятых в сфере образования, является частью их профессионально-педагогической культуры. Традиционное представление о профессионально-педагогической культуре связывалось в основном с выделением норм, правил педагогической деятельности, педагогической техники и мастерства. Психолого-педагогические исследования проблем педагогической культуры последних лет раскрывают ее в категориях педагогических ценностей, педагогических технологий и педагогического творчества.
Управленческая культура руководителей школы представляет собой меру и способ творческой самореализации личности руководителя учебно-воспитательного разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении.
Управление учебным заведением осуществляют директор и его заместители, функциональные обязанности, порядок назначения или избрания которых определяется Уставом учебного заведения. Первостепенная роль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит директору, который, как правило, имеет опыт педагогической работы не менее трех лет, положительно зарекомендовал себя на учительской должности и обладает необходимыми организаторскими способностями.
3.Функциональные обязанности руководителей.
Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решений). Совершенствование целеполагания и планирования учебно-воспитательной работы диктуется необходимостью постоянного развития, движения педагогической системы. Разумеется, трудно с исчерпывающей точностью установить, когда у воспитуемого сформируется то или иное необходимое качество, произойдут те или иные изменения в межличностных отношениях, но планирование позволяет прогнозировать основные условия, этапы становления личности и коллектива. Планирование создает такую объективную ситуацию, при которой возможно максимальное и разностороннее развитие личности: самореализация её творческих возможностей.
Педагогическая деятельность целенаправлена. При этом цели и задачи, решаемые педагогами, социально значимы, так как являются отражением общих целей и задач, стоящих перед обществом. Цель выступает стержнем плана, следовательно, глубокое понимание цели должно пронизывать деятельность, как педагога, так и ученика. Цель управленческой деятельности - это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы.Особенности целеполагания в управлении педагогическими системами состоят в том, что при разработке «дерева» целей недостаточно знать лишь объективные требования общества. Важно соотнести общую цель управленческой деятельности с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями учащихся, когда педагогические цели являются результатом воплощения требований, предъявляемых человеку обществом. При определении «дерева» целей управления необходимо общую, или, как говорят, «генеральную» цель, представить в виде ряда конкретных частных целей, т.е. декомпозировать генеральную цель. Таким образом, достижение общей, генеральной цели осуществляется за счет выполнения составляющих её частных целей.
Опора в управлении на сознательное определение целей не только директором, но и учителями и учащимися подчеркивает тот факт, что каждый участник педагогического процесса является носителем определенных прав, обязанностей, меры ответственности.
Такое понимание целеполагания позволяет перейти к комплексно-целевому планированию, помогающему разрабатывать комплексные целевые программы, направленные на достижение генеральной цели.
Такая целевая программа должна содержать краткое описание состояния проблемы; её место в плане; генеральную цель, систему задач; показатели достижения целей; сроки; исполнители; информационное обеспечение управления процессом решения задач; контроль за ходом выполнения программы; итоговый анализ; коррекцию выполнения программы.
Виды планов работы и основные требования к ним.
Подготовка планов работыосновывается на соблюдении ряда требований, обеспечивающих реальность, непрерывность, конкретность их выполнения. Прежде всего, это соблюдение требований целевой направленности. Целенаправленность в данном случае понимается как определенная целевая установка, как учет прежнего опыта работы ПУ, развивающий и углубляющий основные направления работы педагогического и ученического коллективов. Это постановка частных целей в деятельности учителей, классных руководителей, общественных организаций.
В практике работы школ разрабатываются три основных вида планов: перспективный, годовой и текущий.
Перспективный план разрабатывается, как правило, на пять лет на основе глубокого анализа работы школы за последние годы.
Годовой план охватывает весь учебный год. Подготовка плана работыосуществляется в течение текущего учебного года и проходит в несколько этапов (в основном они разделяются по четвертям).
Текущий план составляется на учебную четверть, он является конкретизацией годового плана, ПУ.
Таким образом, наличие основных видов планов позволяет координировать деятельность педагогического, ученического и родительского коллективов. Эти планы являются стратегическими по отношению к планам работы учителей и
Организационные формы управленческой деятельности ПУ.
В числе важнейших организационных форм управленческой деятельности необходимо, прежде всего, назвать совет ПУ, педагогический совет, совещание при директоре, совещание при заместителях директора школы, оперативные совещания, методические семинары, заседания комиссий, клубов, заседания учкома и т.д.
Педагогический совет - это совет профессионалов, работающих в одном педагогическом коллективе, он призван решать вопросы, связанные непосредственно с организацией учебно-воспитательного процесса, определением путей его совершенствования. Деятельность педагогического совета направлена на решение следующих задач:
обсуждение, оценку и отбор учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, соответствующих требованиям государственных стандартов, и внедрение форм и методов учебно-воспитательного процесса, определение способов их реализации;
обсуждение работы коллектива по выполнению перспективных годовых, текущих планов, качества учебно-воспитательной работы;
организацию работы по повышению квалификации учителей, воспитателей, по развитию творческой активности, формированию инновационной среды в педагогическом коллективе, изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта;
проведение аттестации педагогических работников с учетом мнения учителей, учащихся, родителей, внесение предложений по совершенствованию технологии аттестации, ходатайство перед органами управления образования о присвоении категорий, званий, разрядов;
рассмотрение и утверждение категорий учителей на стажировку, курсы повышения квалификации, в аспирантуру, представление лучших учителей к различным формам морального и материального поощрения и т.д.
Деятельность педагогических советов проходит в условиях демократии и гласности, с привлечением учителей, учащихся и родителей к их подготовке и проведению.
На совещаниях при заместителях директора школы рассматриваются текущие вопросы, касающиеся их административной компетенции. Время проведения подобных совещаний отражается в плане работы школы на учебную четверть или месяц.
Оперативные информационные совещания являются необходимой формой организации образовательного процесса. Их содержание определяется реальной ситуацией. Это могут быть совещания только для педагогических работников, или только для учащихся, или для тех и других одновременно.
Эффективной формой участия детей в управлении школой и ПУ является их работа в составе выборного органа. Участие учащихся в различных комиссиях создает предпосылки для развития демократических начал в жизни ПУ, развития инициативы и ответственности у учащихся, повышает оперативность в осуществлении принятых решений.
Эффективность использования организационных форм управления прежде всего определяется их подготовленностью, целенаправленностью. Педсовет, совещание при директоре и другие формы организации управленческой деятельности достигнут своей цели при условии взаимной заинтересованности, понимания необходимости выполняемой работы и ее значимости для всех участников педагогического процесса.
Педагогический коллектив разрабатывает систему внеурочной воспитательной работы, а руководство учебного заведения оказывает методическую помощь и осуществляет контроль за проведением и качеством этой работы.
В самом общем виде функциональные обязанности директора определены во «Временном положении о государственных общеобразовательных учебных заведениях», на основании которого каждое общеобразовательное учебное заведение разрабатывает свой устав.
Директор общеобразовательного учебного заведения выполняет следующие функциональные обязанности:
- несет ответственность перед государством и обществом за соблюдение требований охраны прав детей, планирует и организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения;
- представляет интересы учебного заведения в государственных и общественных органах;
- создает необходимые условия для организации внешкольной и внеклассной работы;
- проводит подбор заместителей директора, определяет их функциональные обязанности, осуществляет расстановку педагогических кадров учебного заведения с учетом мнения педагогического коллектива, учащихся и родителей, назначает классных руководителей;
- принимает на работу и увольняет педагогический, административный, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал учебного заведения;
- организует в установленном порядке рациональное использование выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований;
- по согласованию с советом учебного заведения устанавливает надбавки к заработной плате творчески работающим учителям;
- создает условия для творческого роста педагогических работников учебного заведения, для применения ими передовых форм и методов обучения и воспитания, для осуществления педагогических экспериментов;
- несет ответственность за свою деятельность перед соответствующим органом управления образования.
Указанные функциональные обязанности директора существенно дополняются в Уставе, в зависимости от учебного заведения, территориального расположения, состава учащихся и особенностей педагогического коллектива, сложившейся системы в работе с родителями и общественностью и др. В поле зрения директора находятся вопросы, связанные с деятельностью ученического самоуправления, профориентацией, работой с родителями и т.д. В пределах своей компетенции директор от имени учебного заведения заключает договоры и осуществляет другие действия, направленные на реализацию права владения, пользования и распоряжения имуществом учебного заведения.
Руководство отдельными направлениями работы в школе возлагается на заместителей директора. Это заместители по учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, заместители директора по научно-исследовательской работе, заместитель или помощник директора школы по хозяйственной части.
Заместители директора по учебно-воспитательной работе отвечают за организацию педагогического процесса, за выполнение образовательных стандартов; осуществляют контроль за качеством знаний учащихся и их поведением; регулируют учебную нагрузку учителей и учеников, составляют расписание занятий; руководят методической работой в школе, внедрением педагогических инноваций, стимулируют деятельность учителей по повышению педагогической культуры. Обязанности заместителей директора школы определены в Уставе, где обосновывается, в свою очередь, распределение функциональных обязанностей между несколькими заместителями по учебно-воспитательной работе.
В круг обязанностей организатора внеклассной и внешкольной работы (на правах заместителя директора школы) входит установление связей с учреждениями дополнительного образования - дворцами и домами детского творчества, станциями юных натуралистов, юных техников, клубами и др. детскими объединениями; работа с классными руководителями руководит методическим объединением классных руководителей, воспитателей.
Заместитель директора по науке вводится, если школа, профучилище ведет экспериментальную работу, то руководство этойработой лежит на заместителе директора по науке. Кроме того, в его же обязанности входит и организация взаимодействия учебного заведения с научно-исследовательскими институтами и учебно-методическим центрами. Исследование ситуации, сложившейся в ПУ,школе, определение наиболее острых проблем и нахождение путей их решения с привлечением при необходимости научного потенциала институтов и центров - вот основная задача связи школы с научными институтами. Часто выполнение задач по практической реализации педагогических программ развития сталкивается с необходимостью частичного изменения взглядов и подходов учителей, корректировки их профессиональных умений и навыков. Поэтому реализация новых программ развития школы, ПУ, лицея, часто напрямую связана с повышением квалификации учителей. Заместитель директора по науке также отвечает за квалификацию учителей в рамках введения новаций в педагогическом процессе.
Предметные методические объединения.
Роль и функции методических объединений зависят от того, по какой модели развивается учебное заведение.
Основными задачами методических объединений учителей по предметам являются следующие:
· обсуждение методик преподавания, используемых разными учителями;
· совершенствование профессионального мастерства учителей; профессиональная помощь молодым учителям;
· обсуждение нового педагогического опыта и нахождение его положительных и отрицательных сторон;
· выработка единой позиции преподавания по предмету;
· нахождение путей реализации единых общешкольных принципов и подходов к преподаванию с учетом особенностей своего предмета;