Цель воспитания объективно возникает из потребностей общества в его прогрессивном развитии. Современной научно-технический прогресс предъявляет высокие требования к развитию всех сторон личности: физическому совершенству, духовному богатству, нравственной чистоте, духовно-творческому потенциалу личности.
Все ли участники педагогического процесса эти цели понимают? Понимают ли одинаково? Достаточно ли полно? Эти вопросы касаются и педагогов, и воспитанников. Ибо частичное осознание цели, задач не создает благоприятных условий для всестороннего развития личности. Здесь мы обращаемся к субъекту, к субъективному осознанию цели воспитания участниками педагогического процесса. Существует закономерная связь между эффективностью педагогического процесса и степенью осознания цели и задач субъектами педагогического процесса. Чем полнее педагоги и учащиеся осознают объективную потребность во всестороннем развитии личности, тем эффективнее педагогический процесс. Тогда педагоги создают реальные воспитывающие отношения, способствующие этому, учащиеся сознательно включаются в разнообразные виды деятельности. Например, не уходят с уроков физической культуры, участвуют в общественно-полезном труде, не списывают у товарищей решения задачи, а сами стремятся преодолеть возникшие трудности.
Перед педагогами и учащимися стоят задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания и самовоспитания, то есть педагог разъясняет, побуждает, а учащийся целенаправленно включается в разнообразные виды деятельности, стремясь к самосовершенствованию.
В современной педагогике считают, что содержание педагогического процесса — это объем знаний, умений, навыков, социальных и духовных отношений, привычек, качеств и свойств личности, которые необходимы индивиду для выполнения социальных функций - гражданина, которые детерминированы системой общественно-значимьих ценностей. Воспитание должно создать условия для духовного развития личности, необходимой обществу, человеку.
Содержание воспитания определяется в соответствии с целью воспитания. Основы базовой культуры личности заложены в содержании образования. По компонентам базовой культуры личности выделяют:
- культуру жизненного самоопределения (это мировоззренческая подготовка молодого поколения, определение смысла жизни, ценностного отношения к собственной жизни, потребность самореализации, социальной и профессиональной ориентации);
- интеллектуальную культуру (развитие мышления, культуры умственного труда, расширение кругозора, формирование знаний, умений, навыков);
- нравственную культуру (формирование отношения к Родине, обществу, государству, к людям, к труду, овладение знаниями общечеловеческих норм гуманистической морали, воспитание патриотизма, интернационализма, веротерпимости);
- гражданскую культуру (воспитание уважения к закону и формирование стремления соблюдать законы; развитие гражданского самосознания, социальной, политической ответственности, интернационализма, гуманистических межнациональных отношений, общения);
- культуру труда и экономическую культуру (воспитание добросовестного отношения к труду, потребности в творческом труде, формирование экономического мышления, качеств хозяина жизни, организатора общественно полезной деятельности);
- экологическую культуру (воспитание бережного отношения к окружающей среде, готовности к природоохранительной деятельности);
- эстетическую культуру (формирование потребности в высоких духовых ценностях, воспитание эстетических вкусов, стремление преобразовывать окружающую жизнь по законам красоты);
- физическую культуру (развитие двигательных качеств, умений, навыков, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, формирование потребности в здоровом образе жизни, который обеспечивает повышение и сохранение работоспособности как умственной, так и физической);
- культуру семейных отношений (формирование готовности к семейно-брачным отношениям, воспитанию детей и т.д.).
Сущность процесса воспитания заключается в том, что в педагогическом процессе преобразовываются не только знания культуры, но и формируются отношения личности, ее ценностные ориентации.
Рассматривая воспитание как процесс, необходимо отметить взаимосвязь цели, задач, содержания, методов, средств и полученных результатов.
На процесс воспитания оказывают влияние объективные и субъективные факторы. Среди объективных - ученые выделяют генетическую наследственность и состояние здоровья человека, социальную и культурную принадлежность семьи, культурные традиции, профессиональный социальный статус, особенности развития страны, исторической эпохи.
Действительно, ребенок, рожденный как «человек разумный» в силу ряда причин (наследственность, родовая травма, заболевание, обстоятельства биографии) может отставать в умственном развитии или вообще его сознание останется неразвитым, и в основе его жизнедеятельности будут лежать инстинкты, естественные потребности. И тогда об интеллектуальном совершенстве, о высоком нравственном поведении, о духовности говорить не приходится. Или в силу каких-то обстоятельств биографии появляется неизлечимое психологическое заболевание, и человек перестает адекватно воспринимать окружающую действительность, в этих условиях необходимо лечение.
На результаты воспитания влияют субъективные факторы: психические особенности личности воспитанника и воспитателя, их мировоззрение, ценностные ориентации и потребности, отношения между собой и с социумом, воздействия отдельных людей, групп, общества в целом.
В общей теории педагогики рассматриваются отдельные направления воспитания, объединенные целью, задачами и содержанием: физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое. В последние время появились новое направления воспитательной работы: правовое, экономическое, гражданское, экологическое.
Б.А. Ананьев в результате многолетних исследований пришел к выводу, что между составными частями воспитания и соответствующими сторонами развития личности одновременно функционируют гомогенные (прямые) и гетерогенные (перекрестные) связи. Так умственное воспитание обеспечивает умственное развитие, нравственное — нравственное развитие - это гомогенные связи. Гетерогенная связь уходит в глубь структуры личности и обеспечивает влияние любой стороны на все другие стороны развития личности. Например, умственное развитие влияет на нравственное, трудовое, эстетическое, физическое развитие личности, так же и другие составные части воспитания влияют на все стороны развития личности.
На этом основании Б.И. Коротяев рассматривает специфический и общий пути воспитания.
Специфический путь воспитания — это организация специальных видов деятельности учащихся, направленных на решение одной из задач воспитания. Например, для нравственного воспитания проводится беседа о правилах поведения, продумывается система нравственных упражнений; для физического — физические упражнения, состязания, спортивные игры.
Общий путь воспитания — это организация различных видов деятельности, в которых решается комплекс воспитательных задач. Например, познавательная деятельность направлена на решение задач умственного воспитания, но в ходе ее одновременно решаются задачи нравственного, эстетического, трудового, физического воспитания (через содержание изучаемого материала, через организацию деятельности и воспитательных отношений).
Для всестороннего развития гармонической личности в педагогическом процессе необходимо предусмотреть необходимые средства развития и воспитания. Например, для формирования духовно-творческой личности надо наполнить содержание педагогического процесса духовными ценностями и приобщить личность к творчеству в разнообразных видах деятельности.
Каждое учебно-воспитательное учреждение выстраивает целостную систему воспитания для решения всестороннего развития личности.
Мы уже рассматривали методы целостного педагогического процесса, для процесса воспитания рекомендуется использовать следующие методы:
- методы формирования сознания - рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод-пример;
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуации, педагогическое требование, инструктаж, наблюдение, демонстрация;
- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведение — соревнование, поощрение, наказание;
- методы контроля эффективности педагогического процесса — социальная диагностика, самопроверка.
Б.Т. Лихачев предложил классификацию, исходящую из целостного педагогического процесса, которая необходима для организации учебной, трудовой, организационной, бытовой деятельности, рассматривая деятельность, как деятельность коллектива:
1) методы организации и самоорганизации детского коллектива — коллективная перспектива, коллективная игра, коллективное самоуправление, коллективные единые требования, коллективное соревнование, коллективное самообслуживание;
2) методы повседневного общения, взаимодействия и взаимовоздействия — метод уважения личности (принцип трансформируется во взаимоуважение детей к воспитателю), педагогическое требование, убеждение, осуждение, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика, конфликтные ситуации (очевидно, точнее методы разрешения конфликтов);
3) методы детской самодеятельности: а) методы самоорганизации духа (самоанализ, самопознание, самоочищение), б) метод самоорганизации чувства и разума (самовыражение, самообучение, самообладание), в) методы самоорганизации воли и поведения (самоограничение, самостимулирование, самоконтроль, самообладание);
4) методы педагогического воздействия, коррекции сознания и поведения, стимулирования и торможения деятельности детей, побуждения их к саморегуляции, самостимулированию и самовоспитанию: а) обращение к сознанию — пример, разъяснение, ожидание радости, актуализация мечты, снятие напряжения; б) обращение к чувству — к совести, человеческому достоинству, самолюбию и чести, к чувству справедливости, сострадания, стыда, милосердия, страха, брезгливости; в) обращение к воле и поступку — требования, внушение, упражнение, поощрение, наказание.
Сидоркина А.М. методы воспитания классифицирует иначе, обращая внимание на характер и условия осуществления деятельности: 1) методы изменения деятельности и общения — введение новых видов деятельности, изменение ее содержания или смысла; 2) методы изменения отношений: создание более притягательных отношений, разграничение ролевых функций, изменение неформальных межличностных отношений с помощью убеждения, внушения, воспитательных ситуаций и других традиционных методов воспитания; 3) методы изменения компонентов воспитательной системы — целей, представлений о перспективах и т.д.
Разнообразные квалификации методов способствуют более глубокому пониманию сложной педагогической деятельности, позволяет педагогу подобрать наиболее подходящие методы для решения тех или иных задач.
Важно помнить, что выбор методов должен адекватно соответствовать цели, задачам и содержанию воспитательного процесса, соответствовать реальному опыту воспитуемого и мастерству педагога.
Поскольку каждая форма организации педагогического процесса выполняет задачи обучения, развития и воспитания личности, то можно перечислить все формы обучения — урок, домашняя работа, факультатив, конференция, экскурсия, внеклассная воспитательная работа: а) формы управления и самоуправления жизнью коллектива (собрания, линейки, митинги); б) формы познавательной деятельности (фестивали, устные журналы, экскурсии, походы, тематические вечера, выставки, студии и пр.); в) развлекательные формы (утренники, вечера, дискотеки и др.).
Каждая из форм воспитания решает не одну, а целый комплекс задач, каждая несет новую информацию, позволяет утвердиться в системе межличностных отношений, воздействовать на сознание, чувства, поведение учащихся.
Общепризнанным органом ученического самоуправления является собрание, где принимаются планы, обсуждаются дела коллектива, принимаются решения, т.е. регулируется общественная жизнь коллектива.
Классный час (час классного руководителя) предназначен для бесед классного руководителя на разнообразные темы (о здоровье, искусства, гражданском становлении) с учетом всестороннего формирования личности учащихся, их интересов, возраста, формирование нравственных и эстетических ценностей личности, побуждения к самосовершенствованию, самообразованию и самовоспитанию.
Учение и общение педагог использует как средство воспитания личности. Включая в игровую и трудовую деятельности на уроке и во внеурочное время, педагог не только формирует знания, умения, навыки воспитанников, но и воспитывает отношения к данным видам деятельности, что побуждает учащихся к принятию высоконравственных решений, вырабатывает достойное поведение.
Например, трудовой отряд старшеклассников работал в совхозе «Южный» учащиеся занимались прополкой (сорняков было много, работа однообразная). Но задача — сохранить урожай овощей — была принята отрядом как забота о людях, знакомых и незнакомых, и в какой-то степени о себе. Между бригадами проводили соревнование. Штаб отряда ежедневно подводил итоги, победители поощрялись. После работы была организована разнообразная деятельность (игровая, спортивная, приобщение к искусству, развлекательные дела — «КВН», «Что? Где? Когда?», конкурсы и пр.).
На вечерней заключительной линейке руководители совхоза подводили итоги, благодарили отряд за отличную работу. Агроном, выступая, отметил хорошие прогнозы на урожай. Но, посетовал, что есть участок, на который должен приехать другой отряд, но отряд пока задерживается, а сорняки губят морковь.
Отряд выезжал в 10 часов утра. Во время подъема ни одного человека в спальнях не оказалось. Штаб оставил записку: «Извините, пожалуйста, нас. Все ушли спасать морковь. К завтраку будем в столовой». Ушли тайно, тихо, возвратились точно к завтраку довольные, счастливые, с песней. Что произошло? Изменились ценностные ориентации личности и коллектива? Сформировалась активность и самостоятельность в принятии и осуществлении приятных решений? Или наблюдаем проявление взрослости? Находчивости? Инициативности? Или романтика? (встать до восхода солнца, пройти 2-3 км, проститься с полем... поработать без расчета на вознаграждение...). Что стало с теми «трудными», которых включили в отряд в последний момент? Они были активными членами отряда и ни одного взыскания не имели.
Таким образом, организация разнообразной деятельности воспитанников, направленной на решение комплекса задач воспитания, развития, приближает педагогов и учащиеся к достижению поставленной цели. У учащихся формируется самостоятельность в постановке цели, принятие решений и организации деятельности.
Опираясь на теоретические знания, педагоги конструируют педагогический процесс.
Таким образом, технологию конструирования педагогического процесса рассматривают как единство технологии конструирования содержания (конструктивно-содержательная деятельность материальных средств (конструктивно-материальная) и деятельности (конструктивно-операционная).
При конструировании педагогического процесса необходимо осознать педагогические цели, задачи, проанализировать исходные данные и поставить педагогический диагноз. Диагноз — это оценка состояния педагогического процесса или отдельных компонентов в данный момент его функционирования на основе всестороннего, целостного обследования. Применяется оперативная диагностика (анализ ответов учащихся, поступков, поведения). Долговременная диагностика проводится с использованием специальных методик изучения личности, коллектива, состояния педагогического процесса в целом.
На основании диагностики осуществляется следующий этап — прогнозирование, педагогическое целеполагание. Поисковое прогнозирование направлено на будущее состояние объекта, исходя из учета его развития и внешних влияний. Нормативное прогнозирование связано с поиском и нахождением путей достижения заданных целей.
Педагог-мастер всегда учитывает потребности, готовность учащихся к работе, их способность к саморазвитию, творчески подходит к проектированию целостного педагогического процесса.
Результатом конструктивной деятельности педагога является планирование деятельности коллектива учащихся, группы.
Таким образом, конструирование педагогического процесса опирается на знание теории педагогики и технологии, современной парадигмы воспитания.