В теории воспитания в советской педагогики на основе накопленных знаний были сформированы исходные положения, идеи, которые не утратили значения и в наши дни: идея всестороннего и гармонического развития личности и коллектива, идея всеобщности, идея гуманистического подхода к личности и коллективу.
Эти идеи справедливы и для всех направлении воспитания: воспитание должно быть направлено на развитие всех ценностей личности и коллектива (духовных, нравственных, физических); идея всеобщности подчеркивает, что воспитание — всенародное, общегосударственное дело, что все взрослые прямо или косвенно участвуют в этом процессе социализации; идея гуманного отношения предполагает бережное, заботливое отношение к человеку, стимулирование в нем высших человеческих качеств (доброты, справедливости, благородства, ответственности).
А.А. Бодалев, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, разрабатывая концепции воспитания современной учащейся молодежи, считают, что главное в гуманистическом воспитании — это восприятие человека как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности и создание условий для формирования потребности и способности к саморазвитию, ибо всестороннее развитие предполагает единство, целостность бытия, сознания, самосознания, эмоционально-потребностной сферы поведения.
Е.В. Бондаревская выделяет базовые компоненты воспитания: 1) Воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания; гражданственность, чувство собственного достоинства, самоуважение, самодисциплина, ориентирование в духовных ценностях жизни; самостоятельность, ответственность); 2) Воспитание гуманной личности (милосердие, доброта; способность к состраданию, сопереживанию, альтруизм, терпимость и т.д.); 3) Воспитание духовной личности (потребность в познании и самопознании, в красоте, в рефлексии, общении, поиске смысла жизни; автономия и целостность внутреннего мира); 4) Воспитание творческой личности (развитие способности; потребность в преобразующей деятельности; знания, умения, навыки, развитый интеллект; интуиция, жизнетворчество); 5) Воспитание практической личности (знание основ экономики; трудолюбие, хозяйственность, компьютерная грамотность; владение языками мира, знание народных обычаев; здоровый образ жизни, физическая закалка; эстетический вкус, хорошие манеры; обеспечение благосостояния семьи).
Н.М. Таланчук полагает, что целью общественного воспитания является формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей и что критерии воспитанности личности производим от социальных ролей.
И.П. Подласый пытается определить конкретные качества личности, необходимые для выполнения социальных ролей гражданина, работника, семьянина. И поскольку многие качества повторится, что свидетельствуют об органической связи всех качеств и сторон личности, то верный путь достижений целостности личности — комплексный подход к воспитанию, а критерии воспитанности надо разработать специально.
Н.В. Бордовская и А.А. Реан в качестве критериев воспитанности личности предлагают рассматривать «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества); «истину» как руководство при оценки действий и поступков; «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.
Мера воспитанности, по мнению авторов, определяется широтой и высотой восхождения человека к выше обозначенным ценностям: степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и действиях; а так же по уровню личностных качеств, по облику, речи, манере поведения, поступкам, ценностным ориентациям, отношению к действительности и общению.
Несмотря на разные подходы к проблемам воспитания личности современного человека, все отличают необходимость всестороннего развития личности подготовку подрастающего поколения к жизни и труду в условиях научно-технической и информационной революции. Как сохранить то, что присуще Homo Sapiens и обеспечить существование и прогресс человеческого сообщества — доброту, милосердия, взаимопомощь, честность, любовь, ответственность за социальную и природную среду?
Ко второй половине XX века проблема гуманизма вышла за пределы научных размышлений, приобрела приоритетное значение на уровне общегосударственной политики, международных отношений, на уровне социальной жизни. Как уберечь мир от войн, экологических катастроф, сохранить Землю и жизнь на Земле? Какими должны быть люди, чтоб научно-технический прогресс принес материальные блага, но не сопровождался дегуманизацией социальной среды и человека?
Очевидно, что проблема формирования гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовной богатство, морально и физическое совершенство остается актуальной и вначале XXI века.
Современные идеи воспитания касаются многих проблем. Например, ученые пишут об экологии детства, экологии воспитательной среды. Экология (дом, жилище, среда) — наука об отношении организма с окружающей средой, для нормального развития ребенка важна и природная среда, и социальная.
ООН объявлен период с 1995 по 2005 г. десятилетием просвещения в области прав человека «декларация прав ребенка» (1959), «Конвенция о правах ребенка» (1989), провозгласили, что ребенок имеет право на образование, что суть воспитания в развитии отношений воспитанника к окружающему миру, к Родине, обществу, людям, природе, духовным и материальным ценностям, к самому себе.
Система образования в учебно-воспитательных учреждениях должна быть ориентирована на личностный подход, то есть отношение педагога к воспитаннику как к личности, самостоятельному ответственному субъекту собственного развития.
Это предполагает иную позицию педагога, позицию педагогической поддержки, которая направлена на помощь воспитаннику в развитии и саморазвитии, на решение его индивидуальных проблем.
Большое внимание в педагогической литературе уделяется проблеме диалогического общения педагога и воспитанника, «диалогу культур», диалоговым формам отношений в педагогическом процессе.
Таким образом, воспитание, являясь вечной категорией, в современном обществе продолжает оставаться важнейшей функцией общества. Но по мере развития общественных отношений и педагогической науки возникают новые проблемы и появляются новые педагогические идеи для решения данных проблем. Корректируются цели и задачи, изменяются содержание и методы воспитания.
В педагогике и методике воспитательной работы рассматриваются: