русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Деятельностный подход к воспитанию.


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 1664; Нарушение авторских прав


Современная парадигма воспитания.

Смена образовательной парадигмы и гуманизация воспитательных отношений в ПУ.

Г.С. Батышев писал, что «Человека нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, пассивный результат извне, - но можно вызвать его собственную активность и исключительно через механизм его совместной с другими людьми деятельности, он формируется в том, что делает его эта (общественная в своей сущности) коллективная деятельность, труд и т.п.».

Осознание значимости того или иного вида деятельности активизирует личность «диалектическое единство сознания и активности проявляется в том, что, формируясь в процессе деятельности, сознание становится результатом активности личности». Деятельность имеет ценностную основу, ее основные компоненты выступают как объекты ценностных устремлений личности, включаются в систему ценностных ориентации личности, стимулируя ее активность.

М.С. Коган рассматривал психику как механизм управления деятельностью, характеризуя психику как «информационную, интеллектуальную, управляющую, коммуникативную и самосовершенствующую систему», выделил ее функции: сбор информации, необходимой для эффективной программы поведения; переработка информации в стратегическую и тактическую программы, корректировка которых происходит благодаря вторичной информации о результатах деятельности, передача другим людям информации с целью координации усилий в совместной деятельности, постоянное совершенствование, оптимизация всех блоков во имя эффективности совершаемых операций.

Всякая целенаправленная активность должна быть мотивирована. Выработка мотивации — первая задача психики. Мотивация перерабатывается в целеполагание, разработку плана, технологии деятельности, то есть в ориентацию процесса. Но выполнены планы могут, быть при наличии оперативной базы, поэтому психика должна владеть исполнительскими механизмами.



Деятельности нужны энергетические ресурсы (мускульная, психическая сила), нужен энергетический блок оценки результатов деятельности для получения обратной информации. Выделяя, пять блоков, управляющих деятельностью человека, М.С. Коган, отметил, что мотивационный блок включает такие характеристики личности, как потребности, установки, интересы, влечения. Ориентировочный — механизмы целеполагание, планирования, прогнозирование. Операционный блок, с одной стороны, зависит от врожденных качеств и свойств индивида (задатков, способностей, одаренности, дара, талантов), с другой — от приобретенных знаний, умений, навыков, привычек, мастерства. Энергетический блок складывается из психических источников энергии — внимания, воли, эмоционального фона деятельности. Оценочный блок включает механизмы эмоциональной и мыслительной оценки деятельности, позволяет испытывать удовлетворенность или неудовлетворенность.

Такой подход к деятельности позволяет по-новому взглянуть на формирование активности личности в деятельности.

Прежде всего, возникает проблема готовности личности к деятельности. Причем надо говорить о двух сторонах готовности — идейно-нравственной, которая обеспечивает мотивационные и энергетические ресурсы, и об интеллектуально-практической — наличия операционной базы (интеллекта, знаний, умений, навыков, способности, мастерства).

Готовность личности к деятельности можно понимать как состояние, благоприятное для совершения тех или иных видов деятельности. Идейно-нравственная готовность характеризуется наличием идей, идеалов, потребности, стремления, положительного эмоционального отношения к данной деятельности. В народной педагогике существуют всевозможные игры, сказки, пословицы, прибаутки, которые формируют отношение к труду, учению, родным, родителям задолго до того, когда ребенок самостоятельно включается в трудовую, учебную и другие виды деятельности, приобретал навыки и умения. У ребенка возникают желания, стремление походить на взрослых, помогать взрослым (вымыть посуду, сварить кашу и т.д.). Одни родители позволяют детям заняться данным видом деятельности, другие нет, так как ребенок не умеет («разобьешь чашку», «ты этого не умеешь»). Родители не учитывают, что интеллектуально-практическая готовность (умение поставить цель, наметить план, реализовать его, а также знания, умения, навыки, привычки, умение анализировать успешность выполнения действий и вносить коррективы) ребенок может приобрести только в деятельности.

В массовом педагогическом опыте наблюдаются недостатки в подготовки личности к деятельности. Так выявляя причины невыполнения общественных поручений старшеклассниками, мы обнаружили, что 67% учащихся, не выполнивших поручения, сослались на недостаток времени. Когда же их попросили рассказать, как данное поручение надо выполнить, то 41% проявили полное незнание с чего начинать, как его выполнять, 18% действительно умели выполнять задания, но не имели времени, 8% учащихся не понимали значимости данного поручения и не проявляли интереса к нему.

Идейно-нравственная и интеллектуально-практическая готовность к деятельности находятся в диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности. Идейно-нравственная готовность побуждает к активности (желание, интерес, потребность, идеалы) и поиску путей реализовать стремления - включиться в деятельность.

Если отсутствует интеллектуально-практическая готовность, то воспитанник пытается узнать, как действовать, пробует, ошибается и достигает результата или прекращает деятельность. В педагогическом процессе он нуждается в педагогической поддержке с учетом зоны актуального и ближайшего развития. В зависимости от характера, настойчивости, целеустремленности ученик или пытается решить проблему или прекращает деятельность.

Если интеллектуально-практическая готовность есть, но идейно-нравственная отсутствует, то опять нужна педагогическая поддержка — помочь осмыслить личную и общественную значимость деятельности, усложнить ее, пробудить интерес, изменяя форму работы, методы, например, включал ученика в деловую игру, соревнование и пр., важно, чтобы самооценка деятельности или ее результатов позволила пережить положительные эмоции, чувства, принесла нравственное удовольствие.

Современные педагоги считают, что любая деятельность состоит из трех частей: ориентировочно-мотивационной, операционно-исполнительной, рефлексивно-оценочной. Отсутствие первой части превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий без осознанной цели, когда человек не видит личностного смысла в них, не воспринимает их как значимые, важные, необходимые для себя. Отсутствие второй не позволяет выполнить деятельность самостоятельно на требуемом уровне, отсутствие третьей части приводит к потери цели деятельности, поскольку не сформирована при этом способность оценивать поэтапное передвижение к желаемому результату, возможность его достижения, перспективы и последствия своих действий в дальнейшем. Успешность деятельности, возможность ее корректировать, развитие своих творческих способностей и совершенствование в целом становятся весьма затруднительным при отсутствии или невысоком уровне сформированности рефлексии.

Поэтому любая деятельность (учебная, игровая, досуговая) должна обязательно содержать ориентировочно-мотивационный, оперативно- исполнительный, рефлексивно оценочный компоненты и задача педагогов - научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все три части достаточно развернуты, осознаны и полностью осуществлены. При этом все действия, в том числе контроль и оценку, осуществляет сам учащийся.

Гуманистическое воспитание предполагает внутреннюю собственную нравственную работу воспитанника по переосмыслению ценностей, формированию ценностных ориентации и общественно ценного поведения, с достижением определенного уровня развития мотивационно-ценностного отношения к действительности образуются механизмы саморегуляции и самоактуализации личности, что обеспечивает формирование гуманистической направленности личности.

Таким образом, в воспитательном процессе должна быть организована разнообразная и лично значимая для воспитанника деятельность, позволяющая овладеть знаниями, умениями, навыками, общечеловеческой и профессиональной культурой. Именно деятельность является механизмом, преобразующим внешние воздействия во внутренние новообразования личности, интерриоризацию личностью общечеловеческих ценностей. Осуществление учащимися оценочной деятельности, позволяет проектировать новую деятельность, поступки, поведение в соответствии с общественными эталонами и идеалами. Интериоризация общечеловеческих ценностей происходит в диалектическом единстве когнитивного и чувственного, рационального и практического, социального и индивидуального в личности (как уже отмечалось).

В отечественной педагогике рассматривается проблема гуманистического воспитания — воспитания ориентированного на развитие личности, в гармонии с общечеловеческой культурой.

Оптимизация общего, социально-нравственного и профессионального развития личности воспитанника происходит тогда, когда учащийся выступает как субъект педагогического процесса. Личностный подход требует, чтоб ученики и педагоги относились друг к другу как к ценности, к уникальному явлению, чтоб ученик воспринимал себя как личность. Личностный подход требует отказа от ролевых масок и включение в педагогический процесс личностного опыта каждого участника (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих действий и поступков).



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Технология конструирования педагогического процесса. | Гуманистическое воспитание.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.