русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Сущность педагогической технологии.


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 1319; Нарушение авторских прав


Понятие о технологии осуществления педагогического процесса.

Тема 1.2 (3 часа) Технология конструирования педагогического процесса

План

1. Теоретические основы педагогического проектирования.

2. Технология конструирования педагогического процесса.

3. Смена образовательной парадигмы и гуманизация воспитательных отношений в ПУ.

 

Ученые считают, что любая деятельность может быть технологией или искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке.

Современные педагогические технологии за рубежом разрабатывали и внедряли Б.Блум, Д.Брунер, Г.Гейс, В.Коскарелли и др. Технологические подходы к образованию отражены в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Л.Н. Ланды, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько и др. Педагогические технологии базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления, менеджмента. Педагогическая технология — строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех.

Разработаны технологии обучения (дидактические), технология развития личности, технологии воспитания, технологии конструирования, осуществления педагогического процесса, технологии педагогического общения, технология дистанционного обучения и т.д.

Существенными признаками технологий являются следующие:

- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, отражает методологическую, философскую позицию автора;

- выстраивается цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций в соответствии с целью, ориентированная на определенный результат;

- взаимодействие преподавателя и учащихся, с учетом индивидуализации и дифференциации, диалогического общения;

- диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели;

- технология должна быть воспроизведена любым учителем и гарантировать планируемые результаты.



Педагогическая технология предполагает деятельность педагога и деятельность воспитанников, объективный контроль качества педагогического процесса, органическое единство всех компонентов системы, так как изменение в одном из компонентов педагогического процесса вызовет изменения других.

Совершенное владение педагогической технологией является педагогически мастерством. Профессиональное мастерство предполагает знание педагогической теории.

Чтобы стать мастером, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса, опираться на научную теорию в практической деятельности, на синтез знаний по философии, педагогике, психологии, методике и других наук.

Мастерство учителя — это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности педагогической компетентности и педагогической техники.

Педагогическая техника — это совокупность умений и навыков: умение выбрать стиль и тон в общении с учащимися, умение управлять внимание, чувства темпа, такта, навыки управления и демонстрации своего отношения к миру, фактам, поступкам учеников, культура речи, использование мимики, жестов, управление своим психическим состоянием поддержание эмоционально-творческого напряжения, актерско-режиссерские умения. Это позволяет влиять на ум, чувства воспитанников передавать им опыт эмоционально ценностного отношения к миру.

Перед педагогом всегда стоит множество педагогических задач, которые требуют решения.

Стратегические задачи — вытекают из цели образования, задаются извне.

Тактические задачи направлены на конечный результат, но приурочены к определенному этапу решения проблем.

Оперативные — это текущие задачи, возникающие постоянно. Это могут быть задачи дидактические, когда необходимо подвести учащихся к умению выполнять действия по решению задач, или возникают воспитательные задачи, например, на ценностную ориентировку, ситуации нравственного выбора.

Поэтому педагоги должны хорошо знать этапы решения педагогических задач:

- постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;

- конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);

- анализ решения педагогической задачи;

- анализ результата решения педагогической задачи.

Когда педагогическая задача решена теоретически, наступает этап осуществления решения на практике.

Педагог-мастер каждый раз заново намечает реальную программу действий, исходя из конкретных условий, связывая решение оперативной задачи с тактическими и стратегическими.

Аналитическая деятельность, ее объем зависит от того, является ли задача стратегической (тогда анализируются все условия протекания педагогического процесса: состав учащихся, педагогический коллектив, социокультурное пространство школы и пр.), то используются разнообразные методы изучения, могут быть задействованы группы педагогов, что занимает большой отрезок времени. Заканчивается анализ диагнозом. Этот этап еще называют диагностическим.

Если решается оперативная педагогическая задача, то анализируется ситуация: что произошло, что известно об участниках ситуации, мотивах произошедшего, отношения окружающих к ситуации, то есть анализ тоже заканчивается диагнозом. Затем конструируется способ воздействия (или педагогического взаимодействия), то есть способ решения задачи. Способ опять подвергается анализу, анализируется результат решения педагогической задачи. Когда она решена теоретически, наступает этап осуществления педагогической задачи на практике.

Таким образом, последовательно проводится анализ, прогноз, проект и претворение его в жизнь, анализ результата.

Конструирование педагогического процесса включает анализ, диагностику определение прогноза, разработку проекта деятельности.

1. Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Благодаря проектированию педагогический процесс в ПУ становится технологичным.

Педагогическая технология, по мнению В.С. Безруковой, - это последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников.

Объекты педагогического проектирования:

Педагогический процесс, педагогическая система, педагогическая ситуация.

Этапы педагогического проектирования.

I. Этап – Моделирование (создание модели) – разработка целей, создание педагогических систем, процессов, ситуации и основных путей их достижения.

II. Этап – педагогическое проектирование (создание проекта). Дальнейшая разработка созданной модели и доведения её до уровня практического исследования.

III. Этап – Педагогическое конструирование (создание конструкта) – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.

Конструирование педагогической системы предлагает творчество

Таблица 1. Системы, формы педагогического проектирования (по Безруковой В. С.).

Этапы Педагогические системы Педагогические процессы Педагогические ситуации
I. Моделирование Законы, уставы, концепции, положения и т.д. Теоретические знания, взгляды, установки, учебные программы, и др. Мысленно – чувственные, стремления, представления и т.д.
II. Проектирование Квалификационные характеристики, учебные планы, программы, расписания штатов, должностные инструкции и др. Расписания, требования к урокам, научно – тематический план, и др. Конспекты уроков, планы уроков, методические рекомендации, учебные пособия и т.д.
III. Конструирование Правила внутреннего распорядка, планы учебно – воспитательной работы, планы организации работы клубов, кружков и т.д. Конспекты уроков, планы уроков, сценарии, учебники, учебные пособия и т.д.  

 

 

Педагогическое творчество – это деятельность в сфере морально – этических отношении учащихся и педагогов с использованием неповторимых, оригинальных подходов, дающая новый результат.

Дидактическое творчество – деятельность в сфере обучения (отбор материала, методов его передачи и усвоения учащимися).

Технологическое творчество – деятельность в области педагогической технологии и проектирования, поиск новых пед. систем, пед. процессов, ситуация.

Организаторское творчество – творчество в сфере управления и организации, деятельности.

Проектирование личности будущего рабочего – разработка и описание возможного варианта развития учащихся с учетом времени, личных возможностей и конкретных условий педагогического процесса в учебном заведении. Создание профессиограмм.

Проектирование личности и деятельности педагога профессионального обучения. Проектируется система теоретической, практической педагогики и система вне учебной деятельности учащихся программ училища.

Педагогическое творчества необходимо педагогу профессионального обучения при конструировании и осуществлении педагогического процесса.

В настоящее время создается много моделей учебных заведений.

 

Таблица 2. Модели сельских общеобразовательных учреждении.

 

Модели Примерный Социально-правовой статус
«Сельская гимназия»   Общее среднее (углубленное) Более 100 чел.   Самостоятельное образовательное учреждение повышенного уровня образования, имеющее школы – спутники типа «профгимназии» с уровнями (1-4), (1-6), (1-9).
«Сельский лицей» (агролицей)   Общее среднее (углубленное) Более 100 чел.   Интегративная модель – комплекс «школа – профучилище», «школа – профлицей» или структурное подразделение (филиал) колледжа- вуза с сохранением юридического лица.
«Средняя школа - социокультурный комплекс» Общее среднее. Независимо от численности контингента Центральная средняя школа (района, сельского округа), интегрирующая в модели среднюю школу, школы – спутники, учреждения дошкольного и профессионального образования, ( культуры, медицины, спорта и т.п.)


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Профессиональная ориентация. | Технология конструирования педагогического процесса.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.