русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Профессиональная ориентация.


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 2054; Нарушение авторских прав


Профессиональная ориентация — это система мер по оказанию помощи учащимся в сознательном и правильном выборе профессии, их жизненном и профессиональном самоопределении.

Информацию о профессиях дети получают уже в дошкольном возрасте. В процессе ролевых игр они исполняют то роль врача, то продавца или машиниста. При этом стараются не только выполнять определенные действия, но и интонация речи, манера общаться у них изменяется в зависимости от роли.

Ознакомление учащихся с характером и своеобразием различных профессий и специальностей является одним из направлений профессиональной ориентации. В процессе обучения учащихся знакомится с жизнью и деятельностью ученых, писателей, изобретателей, деятелей искусства. Система внеклассной работы дополняет профинформацию в процессе обучения: беседы, лекции, встречи с людьми разных профессий, экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия и стройки, вечера на тему «Кем быть и каким быть?» и пр. Обширную информацию учащиеся получают из средств массовой информации.

Многие школы сотрудничают с профессиональными училищами, институтами, университетами. Создаются факультативы, профильные классы, ориентированные на расширение знаний по физико-математическому, гуманитарному, биологическому и другим направлениям. Занимаясь в факультативах, профильных классах, учащиеся могут убедиться в правильности своего выбора или увидеть ошибку и избрать другое профессиональное учебное заведение.

Производственное обучение в школьных производственных комбинатах способствует выработке практических умений и навыков в тех или иных областях труда, позволяет учащимся проявить свои творческие способности, познать большую радость, которую доставляет человеку работа, ее материальные и духовные результаты.

Учебно-производственные межшкольные комбинаты имеют хорошую материально- техническую базу и коллектив мастеров производственного обучения. Многие учащиеся, получив специальность, после окончания школы идут работать в сферу материального производства или сферу обслуживания, или продолжают учебу в колледжах, институтах по приобретенной специальности.



Профессиональное воспитание обеспечивает широкую общеобразовательную, политехническую, профессиональную подготовку, формирование трудолюбия, умение творчески мыслить, формирование личности труженика, отвечающего требованиям современного общества.

Широкое распространение получили кабинеты профориентации в школах. Там можно узнать о тех профессиях, в которых нуждается город, район, познакомиться с профессиограммами. Профессиограмма — описание профессии, где перечислены качества личности, необходимые человеку для работы, условия труда и т.д. В некоторых кабинетах есть информация о различных предприятиях, о тех специалистах, которые им нужны.

В школы часто приходят представителя разных учебных заведений. Этот этап еще называют профессиональной агитацией.

Важным этапом профориентации является этап профессиональной диагностики. Ранняя диагностика способностей ребенка в наших школах чаще всего не используется, ибо способности могут развиваться только в разнообразных видах деятельности и общения. Поэтому педагоги и родители должны помочь ребенку развивать и проявлять способности.

Выбор профессии, прежде всего, должен опираться на интересы и способности человека.

Для диагностики интересов, способностей личности, качеств, необходимых в той или иной профессиональной деятельности, психологами разработаны тесты, различные опросники. Их можно использовать в работе кабинетов профориентации в школах, в районных центрах профессиональной ориентации. Это позволит учащимся сделать научно- обоснованный выбор профессии.

В школах широко используется ДДО Е. А. Климова при проведении профессиональных консультаций или в процессе самопознания.

Естественно, что надо использовать не одну методику, а целый комплекс: тесты, опросники, изучение школьной документации, результатов труда учащихся, их успехов в различных кружках, секциях, клубных объединениях, олимпиадах, конкурсах.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова позволяет выявить степень выраженности интересов к различным группам профессий. Выделено пять групп в зависимости от объектов, с которыми опрашиваемый предпочитает иметь дело (природа, техника, люди, знаковые системы, художественные образцы). Тест, Я. Холланда позволяет определить к какому типу из шести (реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенционный, предприимчивый, артистический) принадлежит испытуемый. Действенность интересов можно выявить, анализируя ответы на вопросы анкеты: Ваш любимый предмет, в каких кружках, секциях занимаетесь, какая профессия нравится, где собираетесь ее приобрести, что советуют родители, рекомендации педагогов, в каких олимпиадах, конкурсах принимали участие, каковы результаты? Сравнивая, каковы успехи по любым предметам, занимается ли испытуемый в кружках, секциях, связанных с профессией, которая нравится, результативность этих занятий, можно сделать вывод о целенаправленности и профессиональной целеустремленности учащегося. Но необходимо еще проверить, на сколько здоровье и физические возможности соответствуют выбору данной профессии.

Установив несоответствие, педагоги могут помочь учащемуся найти применение своих сил в соответствии с особенностями здоровья.

В выборе профессии учащимися помогают родители. Взаимодействие семьи и школы необходимо на всех этапах профессиональной ориентации, но особенно на этапе диагностики: родители могут лучше знать об увлечениях детей, но им свойственно давать заниженную или завышенную оценку способностей и талантов ребенка. Поэтому педагогическая поддержка родителям должна быть направлена на формирование адекватной оценки возможностей учащегося. Этому способствуют проводимые в профцентрах района профессиональные консультации. Опытные специалисты, сравнивая данные профессиональной диагностики, помогут сделать научно обоснованный выбор профессии. Особенно это важно потому, что в каждый исторический период появляются так называемые «престижные» профессии: то летчики и космонавты, то юристы, экономисты.

Каждый ли желающий получить эти профессии правильно оценивает свои способности? Будет ли он чувствовать себя счастливым или неудачником, получив желанную престижную профессию?

Следующим этапом профориентации можно считать профотбор. Профессиональный отбор в некоторых учебных заведениях проходит только по результатам экзаменов по 3-4 предметам.

В некоторых до экзаменов приходится выполнять специфические упражнения (в театральных, физкультурно-спортивных). Очень жесткие испытания предстоят будущим космонавтам.

Профессиональная ориентация на этом этапе не заканчивается. Поступив в учебное заведение или учеником на предприятие, человек не сразу адаптируется к новым условиям, не сразу приобретает необходимые знания, умения и навыки, не все профессионально необходимые качества личности сформированы.

Поэтому профориентационная работа должна продолжаться и на предприятиях, и в профессиональном учебном заведении. Практически на каждом занятии, на производстве, на практике нужно формировать качества личности, необходимые данному профессионалу знания, умения и навыки, учить творчеству, показывать общественную и личную значимость труда данных специалистов, то есть осуществлять профессиональное воспитание.

В процессе профессионального образования и воспитания решается еще одна задача профессиональной ориентации — профессиональная адаптация - вхождение в профессию, приспособление к специальности осуществляется на всех занятиях, но особое значение имеют практикумы и производственная практика, проводимые на предприятиях и в учреждениях. Практика позволяет учащимся, студентам вступить в контакт с производственным коллективом, в производственные отношения.

Если отношения творческого сотрудничества, сложившиеся в процессе обучения, получают дальнейшее развитие, то человек ощущает комфорт. В производственных коллективах существовала хорошая традиция — наставничество. Шефство опытного специалиста над молодым помогает решить ряд противоречий, возникающих у новичка. Изучая опыт наставника, молодой работник быстрее становится хорошим специалистом.

Таким образом, в системе трудового воспитания существенной задачей является работа по профессиональной ориентации школьников, оказания им помощи в сознательном выборе профессии. Рассмотрим технологию профориентации.

Профориентационная работа в школах проводится в нескольких направлениях. Во-первых, ознакомление учащихся с характером и своеобразием различных профессий и

специальностей. Во-вторых, показ привлекательности характера производительного труда в сфере промышленности и сельского хозяйства. В-третьих, создание условий для овладения учащимися начатками производительных специальностей в школьных, производственных комбинатах или непосредственно на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. В-четвертых, организуется целенаправленное профессиональное воспитание. Профессиональное воспитание способствует слиянию общего, политехнического, трудового и профессионального обучения и обеспечивает формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций личности. Оно включает широкую, общеобразовательную, политехническую и профессиональную подготовку работников, формирование таких качеств личности, как коллективизм, трудолюбие, ответственность, целеустремленность, настойчивость, организованность, бережливость, умение творчески мыслить, проявлять инициативу и самостоятельность в труде.

Профессия — род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и используемый как источник существования. Количество профессий постоянно изменятся:

одни отмирают, другие возникают по мере развития производства.

Специальность — вид трудовой деятельности в рамках определяемой профессии. Например: профессия педагог, специальность — учитель биологии. Полный перечень рабочих профессий (специальностей), их точное наименование дается в «Тарифно-квалификационном справочнике».

Профессиональная подготовка связана не только с получением знаний, умений, навыков, но и с развитием личностного потенциала работника.

Личностный потенциал работника — это степень его общего и профессионального развития, определяющая успешность трудовой деятельности по определенной профессии (специальности). Он включает:

- психофизиологический потенциал-уровень физического развития, состояние здоровья, работоспособность, выносливости, обеспечивающие, успешность работы;

- квалификационный потенциал — систему общих и специальных знаний и умений, обусловливающих способность совершать конкретную профессиональную деятельность;

- социальный потенциал — уровень гражданского сознания, отношения к труду и профессии, интересы, уровень культуры, способствующие повышению эффективности труда.

Развитие личностного потенциала работника обеспечивается посредствам профессионального воспитания, профессионального образования, а также самовоспитания, самообразования, самообучения.

В ходе профессионального становления специалиста растет его мастерство. Профессиональное мастерство — это свойство личности, приобретенное в процессе деятельности и являющийся высшим уровнем овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками, элементами творческой деятельности. В зависимости от уровня развития мастерства различают квалификацию работника.

Профессиональная квалификация — это степень профессиональной подготовки работника к выполнению того или иного вида труда определенного качества и определенной сложности. Квалификация определяется в разрядах. Из учебно-производственных комбинатов выходят специалисты 1-2 разряда, из профтехучилищ — 3-4 разряда.

Профессионализм — это мастерское владение специальностью, высокая гражданская зрелость, ответственность, чувство профессионального долга.

Таким образом, профессиональное воспитание, начатое в школе, продолжается в профессиональных учебных заведениях, на производстве.

Учащимся можно рекомендовать модель профессионального самоопределения, предложенную Е. А. Климовым, И. С. Пряжниковым. Они считают, что личный профессиональный план может быть успешно осуществлен, если человек:

а) осознает ценность честного (общественно-полезного) труда (ценностно-нравственная основа самоопределения);

б) ориентируется в социально-экономической ситуации, прогнозирует престижность выбора труда;

в) осознает необходимость профессиональной подготовки;

г) ориентируется в мире профессий;

д) определил профессиональную цель (мечту) и согласует ее с другими важными целями (семейными, досуговыми, личностными);

е) выделяет этапы и пути достижения цели;

ж) знает о профессиях и специальностях, учебных заведениях, местах, трудоустройства (микроинформационная основа самоопределения);

з) имеет представление о внешних и внутренних препятствиях на пути к выделенным целям и знает, как их преодолеть;

к) знает о внутренних препятствиях (недостатках), которые могут помешать достижению профессиональных целей, и о своих достоинствах, способствующих реализации намеченных планов (самопознание как основа самоопределения);

л) имеет резервные варианты выбора профессии на случай неудачи;

м) умеет вносить коррективы в намеченные планы на основе «обратной связи».

Трудовое воспитание и профориентация должны занять центральное место в целостной системе воспитательной работы учебно-воспитательного учреждения. Ибо в разнообразных видах труда (учебного, общественно полезного, производительного и пр.)

приобретаются не только знания, умения, навыки, но формируется характер, воля, гражданская зрелость, качества хозяина земли.

Труд учащихся должен быть подчинен общей цели воспитания гражданина- труженика, всестороннего гармоничного развитой личности, и потому содержание и организация одновременно предполагают решение комплекса воспитательных задач:

нравственного, эстетического, умственного, физического воспитания, а не только трудового воспитания и профессиональной ориентации.

Организация труда предполагает сотрудничество воспитателей и воспитуемых «по общей творческой заботе» (И.П. Иванов).

Таким образом, мы видим, что личность не воспитывается «по частям». В целостном педагогическом процессе решается одновременно комплекс воспитательных задач формирования целостной личности.

Контрольные вопросы по теме:

1. Что понимается под умственным воспитанием?

2. Что такое мировоззрение?

3. Почему надо формировать у учащихся умения учиться?

4. Раскройте понятия: физическое воспитания; физическое развитие; физическая культура.

5. Охарактеризуйте роль и значения физического воспитания в системе всестороннего развития личности.

6. В чем проявляется связь физического воспитания с умственным, нравственным, нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием?

7. Какие формы физического воспитания используются в школе, в профессиональных учебных заведениях?

8. Почему необходимо развивать массовость физкультуры и спорта?

9. Составьте анкету, с помощью которой можно выявить, как товарищи по группе соблюдают режим дня или их интересы и спортивные увлечения.

10. Раскройте понятия: этика, нравственное воспитание, нравственный идеал, нравственное сознание, нравственные убеждения.

11. Почему считают, что нравственное воспитание является главным звеном в системе воспитания?

12. Почему нравственное воспитание необходимо осуществлять во взаимодействии с другими сторонами воспитания: умственным, трудовым, эстетическим, физическим?

13. Какие методы воспитания используются для формирования нравственного сознания, нравственных чувств, нравственных умений, навыков, привычек?

14. Оцените уровень нравственной воспитанности своих друзей (3-4 чел.) и свой собственный. Как спланировать самовоспитание?

15. Раскройте понятия: правовая культура, правовое воспитание, гражданское воспитание.

16. Раскройте сущность и содержание правового сознания.

17. Докажите, что нравственно-правовая культура гражданина формируется в разнообразных видах общественно значимой коллективной деятельности.

18. Раскройте понятия: эстетика, эстетическое воспитание, формы и методы эстетического воспитания, художественное воспитание; средства эстетического воспитания.

19. Докажите, что существует единство и взаимообусловленность формирования эстетического сознания, эстетических чувств, интересов, потребностей и способностей, эстетических умений и навыков.

20. Докажите, что эстетическое воспитание противоречиво. Покажите, что можно противопоставить бездуховности, серости, безвкусице.

21. В чем актуальность эстетического воспитания в наши дни?

22. Существует ли связь между эстетическим оформлением цеха, офиса, кабинета, рабочего места и производительностью труда?

23. Продумайте вопросы и задания для выявления интересов студентов группы в области эстетики.

Технология конструирования педагогического процесса.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды трудовой деятельности учащихся. | Сущность педагогической технологии.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.