Профессиональная ориентация — это система мер по оказанию помощи учащимся в сознательном и правильном выборе профессии, их жизненном и профессиональном самоопределении.
Информацию о профессиях дети получают уже в дошкольном возрасте. В процессе ролевых игр они исполняют то роль врача, то продавца или машиниста. При этом стараются не только выполнять определенные действия, но и интонация речи, манера общаться у них изменяется в зависимости от роли.
Ознакомление учащихся с характером и своеобразием различных профессий и специальностей является одним из направлений профессиональной ориентации. В процессе обучения учащихся знакомится с жизнью и деятельностью ученых, писателей, изобретателей, деятелей искусства. Система внеклассной работы дополняет профинформацию в процессе обучения: беседы, лекции, встречи с людьми разных профессий, экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия и стройки, вечера на тему «Кем быть и каким быть?» и пр. Обширную информацию учащиеся получают из средств массовой информации.
Многие школы сотрудничают с профессиональными училищами, институтами, университетами. Создаются факультативы, профильные классы, ориентированные на расширение знаний по физико-математическому, гуманитарному, биологическому и другим направлениям. Занимаясь в факультативах, профильных классах, учащиеся могут убедиться в правильности своего выбора или увидеть ошибку и избрать другое профессиональное учебное заведение.
Производственное обучение в школьных производственных комбинатах способствует выработке практических умений и навыков в тех или иных областях труда, позволяет учащимся проявить свои творческие способности, познать большую радость, которую доставляет человеку работа, ее материальные и духовные результаты.
Учебно-производственные межшкольные комбинаты имеют хорошую материально- техническую базу и коллектив мастеров производственного обучения. Многие учащиеся, получив специальность, после окончания школы идут работать в сферу материального производства или сферу обслуживания, или продолжают учебу в колледжах, институтах по приобретенной специальности.
Профессиональное воспитание обеспечивает широкую общеобразовательную, политехническую, профессиональную подготовку, формирование трудолюбия, умение творчески мыслить, формирование личности труженика, отвечающего требованиям современного общества.
Широкое распространение получили кабинеты профориентации в школах. Там можно узнать о тех профессиях, в которых нуждается город, район, познакомиться с профессиограммами. Профессиограмма — описание профессии, где перечислены качества личности, необходимые человеку для работы, условия труда и т.д. В некоторых кабинетах есть информация о различных предприятиях, о тех специалистах, которые им нужны.
В школы часто приходят представителя разных учебных заведений. Этот этап еще называют профессиональной агитацией.
Важным этапом профориентации является этап профессиональной диагностики. Ранняя диагностика способностей ребенка в наших школах чаще всего не используется, ибо способности могут развиваться только в разнообразных видах деятельности и общения. Поэтому педагоги и родители должны помочь ребенку развивать и проявлять способности.
Выбор профессии, прежде всего, должен опираться на интересы и способности человека.
Для диагностики интересов, способностей личности, качеств, необходимых в той или иной профессиональной деятельности, психологами разработаны тесты, различные опросники. Их можно использовать в работе кабинетов профориентации в школах, в районных центрах профессиональной ориентации. Это позволит учащимся сделать научно- обоснованный выбор профессии.
В школах широко используется ДДО Е. А. Климова при проведении профессиональных консультаций или в процессе самопознания.
Естественно, что надо использовать не одну методику, а целый комплекс: тесты, опросники, изучение школьной документации, результатов труда учащихся, их успехов в различных кружках, секциях, клубных объединениях, олимпиадах, конкурсах.
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова позволяет выявить степень выраженности интересов к различным группам профессий. Выделено пять групп в зависимости от объектов, с которыми опрашиваемый предпочитает иметь дело (природа, техника, люди, знаковые системы, художественные образцы). Тест, Я. Холланда позволяет определить к какому типу из шести (реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенционный, предприимчивый, артистический) принадлежит испытуемый. Действенность интересов можно выявить, анализируя ответы на вопросы анкеты: Ваш любимый предмет, в каких кружках, секциях занимаетесь, какая профессия нравится, где собираетесь ее приобрести, что советуют родители, рекомендации педагогов, в каких олимпиадах, конкурсах принимали участие, каковы результаты? Сравнивая, каковы успехи по любым предметам, занимается ли испытуемый в кружках, секциях, связанных с профессией, которая нравится, результативность этих занятий, можно сделать вывод о целенаправленности и профессиональной целеустремленности учащегося. Но необходимо еще проверить, на сколько здоровье и физические возможности соответствуют выбору данной профессии.
Установив несоответствие, педагоги могут помочь учащемуся найти применение своих сил в соответствии с особенностями здоровья.
В выборе профессии учащимися помогают родители. Взаимодействие семьи и школы необходимо на всех этапах профессиональной ориентации, но особенно на этапе диагностики: родители могут лучше знать об увлечениях детей, но им свойственно давать заниженную или завышенную оценку способностей и талантов ребенка. Поэтому педагогическая поддержка родителям должна быть направлена на формирование адекватной оценки возможностей учащегося. Этому способствуют проводимые в профцентрах района профессиональные консультации. Опытные специалисты, сравнивая данные профессиональной диагностики, помогут сделать научно обоснованный выбор профессии. Особенно это важно потому, что в каждый исторический период появляются так называемые «престижные» профессии: то летчики и космонавты, то юристы, экономисты.
Каждый ли желающий получить эти профессии правильно оценивает свои способности? Будет ли он чувствовать себя счастливым или неудачником, получив желанную престижную профессию?
Следующим этапом профориентации можно считать профотбор. Профессиональный отбор в некоторых учебных заведениях проходит только по результатам экзаменов по 3-4 предметам.
В некоторых до экзаменов приходится выполнять специфические упражнения (в театральных, физкультурно-спортивных). Очень жесткие испытания предстоят будущим космонавтам.
Профессиональная ориентация на этом этапе не заканчивается. Поступив в учебное заведение или учеником на предприятие, человек не сразу адаптируется к новым условиям, не сразу приобретает необходимые знания, умения и навыки, не все профессионально необходимые качества личности сформированы.
Поэтому профориентационная работа должна продолжаться и на предприятиях, и в профессиональном учебном заведении. Практически на каждом занятии, на производстве, на практике нужно формировать качества личности, необходимые данному профессионалу знания, умения и навыки, учить творчеству, показывать общественную и личную значимость труда данных специалистов, то есть осуществлять профессиональное воспитание.
В процессе профессионального образования и воспитания решается еще одна задача профессиональной ориентации — профессиональная адаптация - вхождение в профессию, приспособление к специальности осуществляется на всех занятиях, но особое значение имеют практикумы и производственная практика, проводимые на предприятиях и в учреждениях. Практика позволяет учащимся, студентам вступить в контакт с производственным коллективом, в производственные отношения.
Если отношения творческого сотрудничества, сложившиеся в процессе обучения, получают дальнейшее развитие, то человек ощущает комфорт. В производственных коллективах существовала хорошая традиция — наставничество. Шефство опытного специалиста над молодым помогает решить ряд противоречий, возникающих у новичка. Изучая опыт наставника, молодой работник быстрее становится хорошим специалистом.
Таким образом, в системе трудового воспитания существенной задачей является работа по профессиональной ориентации школьников, оказания им помощи в сознательном выборе профессии. Рассмотрим технологию профориентации.
Профориентационная работа в школах проводится в нескольких направлениях. Во-первых, ознакомление учащихся с характером и своеобразием различных профессий и
специальностей. Во-вторых, показ привлекательности характера производительного труда в сфере промышленности и сельского хозяйства. В-третьих, создание условий для овладения учащимися начатками производительных специальностей в школьных, производственных комбинатах или непосредственно на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. В-четвертых, организуется целенаправленное профессиональное воспитание. Профессиональное воспитание способствует слиянию общего, политехнического, трудового и профессионального обучения и обеспечивает формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций личности. Оно включает широкую, общеобразовательную, политехническую и профессиональную подготовку работников, формирование таких качеств личности, как коллективизм, трудолюбие, ответственность, целеустремленность, настойчивость, организованность, бережливость, умение творчески мыслить, проявлять инициативу и самостоятельность в труде.
Профессия — род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и используемый как источник существования. Количество профессий постоянно изменятся:
одни отмирают, другие возникают по мере развития производства.
Специальность — вид трудовой деятельности в рамках определяемой профессии. Например: профессия педагог, специальность — учитель биологии. Полный перечень рабочих профессий (специальностей), их точное наименование дается в «Тарифно-квалификационном справочнике».
Профессиональная подготовка связана не только с получением знаний, умений, навыков, но и с развитием личностного потенциала работника.
Личностный потенциал работника — это степень его общего и профессионального развития, определяющая успешность трудовой деятельности по определенной профессии (специальности). Он включает:
- квалификационный потенциал — систему общих и специальных знаний и умений, обусловливающих способность совершать конкретную профессиональную деятельность;
- социальный потенциал — уровень гражданского сознания, отношения к труду и профессии, интересы, уровень культуры, способствующие повышению эффективности труда.
Развитие личностного потенциала работника обеспечивается посредствам профессионального воспитания, профессионального образования, а также самовоспитания, самообразования, самообучения.
В ходе профессионального становления специалиста растет его мастерство. Профессиональное мастерство — это свойство личности, приобретенное в процессе деятельности и являющийся высшим уровнем овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками, элементами творческой деятельности. В зависимости от уровня развития мастерства различают квалификацию работника.
Профессиональная квалификация — это степень профессиональной подготовки работника к выполнению того или иного вида труда определенного качества и определенной сложности. Квалификация определяется в разрядах. Из учебно-производственных комбинатов выходят специалисты 1-2 разряда, из профтехучилищ — 3-4 разряда.
Профессионализм — это мастерское владение специальностью, высокая гражданская зрелость, ответственность, чувство профессионального долга.
Таким образом, профессиональное воспитание, начатое в школе, продолжается в профессиональных учебных заведениях, на производстве.
Учащимся можно рекомендовать модель профессионального самоопределения, предложенную Е. А. Климовым, И. С. Пряжниковым. Они считают, что личный профессиональный план может быть успешно осуществлен, если человек:
а) осознает ценность честного (общественно-полезного) труда (ценностно-нравственная основа самоопределения);
б) ориентируется в социально-экономической ситуации, прогнозирует престижность выбора труда;
в) осознает необходимость профессиональной подготовки;
г) ориентируется в мире профессий;
д) определил профессиональную цель (мечту) и согласует ее с другими важными целями (семейными, досуговыми, личностными);
е) выделяет этапы и пути достижения цели;
ж) знает о профессиях и специальностях, учебных заведениях, местах, трудоустройства (микроинформационная основа самоопределения);
з) имеет представление о внешних и внутренних препятствиях на пути к выделенным целям и знает, как их преодолеть;
к) знает о внутренних препятствиях (недостатках), которые могут помешать достижению профессиональных целей, и о своих достоинствах, способствующих реализации намеченных планов (самопознание как основа самоопределения);
л) имеет резервные варианты выбора профессии на случай неудачи;
м) умеет вносить коррективы в намеченные планы на основе «обратной связи».
Трудовое воспитание и профориентация должны занять центральное место в целостной системе воспитательной работы учебно-воспитательного учреждения. Ибо в разнообразных видах труда (учебного, общественно полезного, производительного и пр.)
приобретаются не только знания, умения, навыки, но формируется характер, воля, гражданская зрелость, качества хозяина земли.
Труд учащихся должен быть подчинен общей цели воспитания гражданина- труженика, всестороннего гармоничного развитой личности, и потому содержание и организация одновременно предполагают решение комплекса воспитательных задач:
нравственного, эстетического, умственного, физического воспитания, а не только трудового воспитания и профессиональной ориентации.
Организация труда предполагает сотрудничество воспитателей и воспитуемых «по общей творческой заботе» (И.П. Иванов).
Таким образом, мы видим, что личность не воспитывается «по частям». В целостном педагогическом процессе решается одновременно комплекс воспитательных задач формирования целостной личности.
Контрольные вопросы по теме:
1. Что понимается под умственным воспитанием?
2. Что такое мировоззрение?
3. Почему надо формировать у учащихся умения учиться?
4. Раскройте понятия: физическое воспитания; физическое развитие; физическая культура.
5. Охарактеризуйте роль и значения физического воспитания в системе всестороннего развития личности.
6. В чем проявляется связь физического воспитания с умственным, нравственным, нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием?
7. Какие формы физического воспитания используются в школе, в профессиональных учебных заведениях?
8. Почему необходимо развивать массовость физкультуры и спорта?
9. Составьте анкету, с помощью которой можно выявить, как товарищи по группе соблюдают режим дня или их интересы и спортивные увлечения.
11. Почему считают, что нравственное воспитание является главным звеном в системе воспитания?
12. Почему нравственное воспитание необходимо осуществлять во взаимодействии с другими сторонами воспитания: умственным, трудовым, эстетическим, физическим?
13. Какие методы воспитания используются для формирования нравственного сознания, нравственных чувств, нравственных умений, навыков, привычек?
14. Оцените уровень нравственной воспитанности своих друзей (3-4 чел.) и свой собственный. Как спланировать самовоспитание?
16. Раскройте сущность и содержание правового сознания.
17. Докажите, что нравственно-правовая культура гражданина формируется в разнообразных видах общественно значимой коллективной деятельности.
18. Раскройте понятия: эстетика, эстетическое воспитание, формы и методы эстетического воспитания, художественное воспитание; средства эстетического воспитания.
19. Докажите, что существует единство и взаимообусловленность формирования эстетического сознания, эстетических чувств, интересов, потребностей и способностей, эстетических умений и навыков.
20. Докажите, что эстетическое воспитание противоречиво. Покажите, что можно противопоставить бездуховности, серости, безвкусице.
21. В чем актуальность эстетического воспитания в наши дни?
22. Существует ли связь между эстетическим оформлением цеха, офиса, кабинета, рабочего места и производительностью труда?
23. Продумайте вопросы и задания для выявления интересов студентов группы в области эстетики.
Технология конструирования педагогического процесса.