В педагогической литературе перечисляются разные виды труда: физический, умственный, интеллектуальный, учебный, производительный.
С древнейших времен люди занимаются физическим трудом, благодаря которому создавались основные предметы и орудия труда.
Физический труд ученые разделяют на труд по самообслуживанию, общественные работы, производительный труд (ремесленный и индустриальный).
Труд по самообслуживанию (поддержание в порядке жилища, одежды, рабочего места, приготовлении себе пищи). Самообслуживание сопровождает человека всю жизнь, поэтому сформировать привычку, умения и навыки данного вида труда необходимо в детстве.
Переживая удовольствие, удовлетворение от результата своего труда, ребенок постепенно приобретает потребность в создании своей среды обитания, у него появляются любимые дела (приготовление пищи, чистка, глажение одежды). Считают, одним из важнейших условий эффективности обслуживающего труда является положительная эмоциональная постановка цели деятельности. Понимание важности ее для себя и других, побуждает ребенка к активности.
Выработанные в раннем детстве навыки и умения следует постоянно поддерживать, так как у подростков появляется много других потребностей. Поэтому подростку и старшекласснику необходимо усложнять задания, и рекомендовать самостоятельно ставить цель, планировать работу, анализировать ее результаты.
Бытовой труд более продолжительный, чем труд по самообслуживанию. Работа выполняется для себя и других членов семьи и результаты видны не сразу. Например, работа в саду, огороде, участие в ремонте квартиры происходит длительное время, а результат может быть, через несколько дней, месяцев. Но промежуточная оценка работы должна быть постоянно. В процессе бытового труда ребенок не только приобретает знания, умения, навыки, но закаляет волю, характер, учится трудиться сообща, согласовывать свои действия с другими людьми.
В начальной школе дети приобретают простейшие умения и навыки работы с различными материалами (пластилином, тканью, бумагой). Подростки в школе включаются в ремесленный труд с использованием простейших машин и механизмом, инструментов и оборудования. Во всех школах для учащихся У-IХ классов вводится трудовое обучение по изготовлению определенных изделий (ящики, скамейки, инструменты, рукавицы, платья). В этом труде важно обе, единство школы и семьи — все, чему учат в школе, должно находить одобрение в семье, продолжаться в семье. Например, научилась девочка делать выкройку, можно предложить ей дома сшить для себя, сестренки платье. Неправы родители, не позволяющие подросткам пользоваться инструментами, которые есть дома. Просто надо приучить правильно их использовать и хранить. Без специального научения приобрести навыки и умения сложно.
В трудовой деятельности используется технология: определение цели, планирование, поиск рациональных путей достижения цели, выбор (орудий) средств, то есть идет умственный поиск. Реальным результатом интеллектуального труда может быть расчет, проект, художественное произведение.
Интересной формой работы по развитию интеллекта школьников являются «Уроки творчества» специальные занятия, на которых дети разных возрастов решают нестандартные задачи, головоломки, пишут мини-сочинения и пр. Интеллектуальный труд требует немало времени для размышления, особой творческой комфортной обстановки. Взрослые и дети выступают, тогда как сотрудники в общем, сотворчестве. Наиболее распространенной формой во внеклассной работе являются кружки технические, химические, биологические, домоводства, художественного творчества. В них одновременно могут решаться задачи развития творчества и трудового воспитания. Важно, чтобы трудовая деятельность учащихся не замыкалась только на личных мотивах, но и преследовала общественно-значимые. Забота о близких и далеких людях, помощь младшим и старшим позволяет учащимся не только искать рациональные пути организации труда, но и проявлять взаимопомощь, взаимную требовательность, линую ответственность за труд и радоваться успехами всех.
Интеллектуальный труд позволяет учащимся осмыслить отношения между людьми, заботиться о других людях. Этот вид трудовой деятельности называют душевным трудом:
нравственные усилия над собой, победа над своими желаниями ради удовольствия других изменяют ребенка, изменяют его отношение к себе.
Душевный труд — это самовоспитание, самоконтроль, самооценка. В.А. Сухомлинский в статье «Труд души» писал: «Труд души — это, значит, страдать, болеть страданиями и болями человека, прежде всего, матери, отца, сестры, дедушки, бабушки. Не бойтесь открывать юную душу для этих страданий — они благодарны. . . Я понимаю мастерство воспитателя так, что каждое прикосновение воспитателя к своему питомцу является в конечном счете, побуждением к труду души. Чем тоньше и нежнее оно, это побуждение, чем больше силы исходит из глубины души, тем в большей мере становится маленький человек воспитателем самого себя». Разновидность труда души — повседневно духовный труд, проявляющийся в сочувствии, внимании, сопереживании окружающим людям.
Включение учащихся в различные виды труда способствует выбору профессии, то есть решает проблемы профориентации.