Трудовое воспитание в школе, профессиональном учебном заведении рассматривается как важнейшая составная часть системы всестороннего развития личности.
Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс организации и стимулировании трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к труду, проявлению инициативы, творчества, стремления к достижению высоких результатов в работе.
Понятие «трудовое воспитание» более широко, чем «трудовое обучение». Трудовое обучение — специально организованный процесс, направленный на приобретение практических знаний, умений и навыков того или иного вида труда.
Целью всей системы трудового воспитания является нравственно-психологическая и практическая подготовка учащихся к труду, формирование у них ответственного отношения к труду и выбору профессии. В процессе трудового воспитания необходимо решить ряд задач:
- формирование твердых убеждений учащихся в том, что труд является правом
и обязанностью каждого гражданина, что труд является основой общественного и личного благополучия, что добросовестный труд позволяет обрести честь, достоинство и счастье в жизни;
- формирование у учащихся научных, специальных, общетехнических знаний по широкому кругу профессий, всесторонней профессиональной ориентации как основы выбора профессии;
- развитие интересов, потребностей в трудовой деятельности, формирование трудолюбия, бережливости, деловитости, инициативности, уважения к людям труда, творческий подход к делу;
- формирование трудовых умений и навыков, обеспечивающих овладение профессиональной деятельностью;
- помощь учащимся в выборе профессии в соответствии с их способностями и потребностями общества и производства.
Содержание трудового воспитания включает следующие элементы:
- знания по основам общественно полезной и производственной деятельности, по широкому кругу профессий;
- умения и навыки общественно полезной и производственной деятельности, в том числе профессиональной;
- опыт общественно полезной и производственной деятельности.
Отбор содержания трудового воспитания и обучения должен соответствовать возрастным особенностям учащихся. На основе отбора содержания составляется программа трудового воспитания и трудового обучения. Основной формой обучения труду являются уроки труда, которые проводятся в специализированных помещениях, в мастерских, лабораториях, в целях заводов, на фермах, полях. Ведущее место занимают индивидуальные занятия, в сочетании с групповыми и коллективными. Сущность индивидуальных занятий заключается в том, что ученик работает по индивидуальному заданию самостоятельно. Коллективные и групповые занятия используются не только при сообщении новых знаний, но и при выполнении сложных заданий.
В соответствии с целью, содержанием, формами обучения выбираются методы обучения. Методы изложения научных знаний — рассказ, лекция, объяснение используются при организации коллективных занятий.
Инструктаж, предъявление и разъяснение инструкций, технологических карт к трудовым заданиям применяются систематически (вводный, текучий, заключительный инструктаж), так же как и методы учета, контроля и оценки результатов работы. Личный пример, демонстрация, иллюстрация выполнения трудовых операций, действий в целом или отдельных заданий очень важны в трудовом обучении. Для стимулирования активности учитель использует методы поощрения, соревнования, каждый метод предполагает не только деятельность преподавания, но и учащихся. При этом используются методы усвоения нового материала — запись, конспектирования информации, изучение учебной и научной литературы; работа с инструкциями, технологическими картами, чертежами; методы самостоятельного выполнения заказов, заданий, самоконтроль и самооценка.
Сегодня много говорят о творчестве в труде. Поэтому используются частично поисковые и исследовательские методы обучения. Но их выбор должен быть педагогически целесообразным, обязательно соответствовать цели, задачам и содержанию обучения.
Большой простор для творчества предоставляет общественно полезная деятельность. Здесь важно подобрать коллективные и индивидуальные задания с учетом желаний учащихся, реальных условий и возможностей школы, ее материальной оснащенности. Организация общественно-полезной деятельности предполагает активное участие органов ученического самоуправления. Организуя свой труд и труд товарищей, ученики приобретают организаторские навыки и умения, такие необходимые для организатора современного производства.
В процессе труда человек воздействует на предмет труда с целью его преобразования в результат, заранее предвосхищаемый и служащий для удовлетворения потребностей самого субъекта труда.
В современной литературе психологическая структура труда в условиях современного способа производства представлена в виде четырех признаков: предвосхищение общественно ценного результата деятельности; сознание обязательности достижения результата; владение внешними и внутренними средствами деятельности; ориентировка в межлюдских производственных отношениях, включающих аффектные, гностические и оперативные компоненты (Е.А. Климов, 1984). Наличие этих признаков характеризует человека как субъект труда.
Трудовое воспитание и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены, и при успешном осуществлении формируют у учащихся трудолюбие. Трудолюбие выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребностно-мотивационной с глубоким пониманием большой преобразующе-воспитательной силы труда (знания и убеждения), умением и стремлением добросовестно выполнять любую работу и проявлять волевые усилия в преодолении трудностей. Трудолюбие включает в себя потребность в созидательной деятельности, социальные и личные мотивы, нравственные убеждения, трудовые умения, и навыки, и волю.