Соединение обучения с производительным трудом и политехническое образование рассматриваются как педагогические принципы.
В первобытном обществе трудились все. Развитие производительных сил, создание более совершенных орудий и средств производства привело не только к разделению труда, дало возможность одним жить за счет труда других, но и требует серьезной умственной и специальной профессиональной подготовки подрастающего поколения к труду. Представители разных слоев населения по-разному относились к труду, особенно к физическому. В античной древности считали, что труд оказывает отрицательное влияние на развитие свободного, гармонического человека, что только специальные физические упражнения, гимнастические и военные занятия обеспечивают развитие сильного и красивого тела. Физический труд считался позором для богатых людей. Они пользовались плодами труда рабов.
В период разложения феодализма передовые люди Европы все чаще стали говорить о равноценности физического труда (Э.Роттердамский, Т. Мор) и о необходимости соединения обучения с производительным трудом. И. Г. Песталоцци (1746-1827), Р. Оуэн (1771-1858) попытались на практике показать образцы обучения и воспитания детей на основе привлечения их к труду.
Д. Ушинский (1821-1870) в работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» показал, что труд необходим для развития умственных и физических способностей личности, что трудовая деятельность обеспечивает материальное благосостояние человека, его достойное положение в обществе, поможет стать счастливым.
В советской педагогике принцип соединения обучения, с производительным трудом и политехническим образованием подрастающего поколения становятся основополагающими в развитии системы образования. Н. К. Крупская (1869-1939) считала, что, изучая основы наук, ученик должен усвоить знания основ современной техники, технологии и организации производства, А. С. Макаренко (1888-1939) построил систему перевоспитания в колонии им. Горького и коммуне им. Дзержинского на основе соединения обучения с трудом. Большое внимание он уделял воспитанию ребенка в семье, где дети приобретают первый трудовой опыт. В семье детей к труду должны побуждать интерес к предстоящей работе, желание помочь родителям. Побудить к труду можно просьбой, требованием. Труд должен быть разнообразным, постоянно усложняющимся, каждый член семьи должен иметь свои поручения, трудовые обязанности и привыкать к бережливости.
в работах А. С. Макаренко рассмотрены такие проблемы трудового воспитания: мотивация и стимулирование трудовой деятельности, ее содержание, методы организации труда, организация трудовых коллективов, трудовая дисциплина, педагогическое воздействие на личность.
Различные аспекты трудового воспитания исследованы И.Р. Атутовым, Н.И. Болдаревым, Н.К. Гончаровым, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинским и другими педагогами.
Труд ими рассматривается как источник материального и духовного богатство общества, как гражданский долг, как фундамент личностного развития, морального и интеллектуального формирования личности.
В условиях научно-технического прогресса и рыночной экономики от человека требуется высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому приобретению новых знаний, умений и навыков, способность к переквалификации. Поэтому актуальными становятся проблемы непрерывного образования, повышения квалификации, овладение смежными профессиями.