Эстетическое воспитание и художественная деятельность.
Эстетическое воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования эстетических вкусов и идеалов личности, развитие ее способности к эстетическому восприятию действительности и произведений искусства, развития способности к самостоятельному эстетическому творчеству.
С древних пор философы, педагоги, политики, религиозные деятели уделяли большое внимание эстетическому воспитанию средствами музыки, живописи, скульптуры.
Аристотель связывал эстетическое воспитание с нравственным и изучал эстетико-нравственное влияние литературы и театра на человека.
Социалисты — утописты (Т. Мор, Р. Оуэн, Сен-Симон) считали, что эстетическое воспитание — средство развития личности, формирует у человека высокие гражданские и нравственные качества. Идея всеобщности эстетического воспитания сочеталась у них с идеей равного и обязательного участия всех людей в производстве и потреблении духовных ценностей.
Русские педагоги К. Д. Ушинский и его последователи И. Ф. Каптеров, В. Я. Стоюнин и др. считали, что эстетическое воспитание способствует развитию чувств, воображения и должно осуществляться не только на предметах художественного цикла (литературы, музыки, рисования), но и на предметах естественнонаучного цикла и ручном труде.
Церковь во все времена использовала все виды искусства (музыку, архитектуру, живопись) для формирования религиозных убеждений у прихожан.
В советской педагогике эстетическое воспитание рассматривалось как обязательный компонент всестороннего гармонического развития личности в единстве и взаимосвязи с умственным, нравственным, трудовым и физическим воспитанием личности. А. С. Макаренко стремился внести красоту в быт колонии и коммуны, которыми руководил: красота быта, строя, формы. «Бейте на красоту» - призывал он педагогов. В. А. Сухомлинский считал, что еще до поступления в школу дети должны быть приобщены к народному творчеству, уметь наблюдать природу, слушать пение птиц, тишину сада. Приобщению к художественному творчеству в его школе способствовали не только уроки, но и многочисленные кружки, секции, общества, работающие во внеурочное время.
Существуют разные концепции эстетического воспитания.
Например, абстрактно-формалистическое направление в искусстве связано с различными направлениями абстракционизма, сюрреализма в живописи. Сторонники этого направления отвергают реализм в живописи и считают, что надо формировать у учащихся «индивидуальное» восприятие мира, которое можно выразить с помощью цвета, линий, комбинаций абстрактных форм, с помощью «высокоинтеллектуальных абстрактных обобщений». Это обеспечивает развитие творческого воображения.
Сторонники свободного воспитания предлагают идею спонтанного художественно эстетического проявления (Г. Рид, У. Лоуэнфельд), считают, что заложенные художественные задатки ребенка спонтанно проявятся, лишь мешать этому не надо, поэтому детей не надо обучать художественным навыкам и умениям, чтобы не убить детское творчество.
Представители утилитарно-прагматической концепции эстетического развития ребенка (Дж. Дьюи, О. Гунтер) считают, что надо максимально развивать сенсорные сферы ребенка, способности различать оттенки цвета, звуковые тональности. Это необходимо использовать в производственной деятельности, то есть уже в школе можно решать узко- производственные задачи.
Представители теории религиозно-эстетического воспитания (Ж. Маритен, А. Брунер) считают, что искусство надо использовать для пробуждения религиозных чувств, создания религиозно-фантастических образов «как опоры религиозности человека».