Содержание идейно-политического и правового воспитания раскрывается целостном учебно-воспитательном процессе. На уроках истории, литературы, географии и других общественных дисциплин («человек и общество», «граждановедение», «государство и право») учащиеся обсуждают глобальные проблемы мировой политики, проблемы войны и мира, узнают об экономических, научных, культурных связях России, о международном разделении труда. Знакомство с деятельности ООН и ее международных организаций ЮНЕСКО, ЮНЕСЕВ и других дает учащимся представление об усилиях мирового сообщества в борьбе за мир, в решении глобальных общечеловеческих проблем. Рассматривая проблемы формирования правового государства, демократии, педагоги подчеркивают необходимость не только знать законы своего государства, но соблюдать их. Учащиеся знакомятся с Конституцией, с действующими законодательствами в области общественной жизни узнают о семейном, уголовном праве. Конечно, это знакомство не является всесторонним, но позволяет формировать идеал поведения законопослушного гражданина в правовом демократическом обществе. Приобщение к трудовому законодательству осуществляется на уроках трудового обучения, в трудовой деятельности.
Важное значение в гражданском воспитании имеет изучение государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран.
Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знания о достижениях России в области науки, техники, культуры, о военных до и народов нашей страны, о деятельности выдающихся ученых, кон л художников, актеров, о героях войны и труда.
Большое значение в воспитании гражданина имеют дисциплины эстетического цикла. На уроках музыки, пения учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, воспитывающими красоту родных просторов, подвиги соотечественников, разучивающих песни о мире и борцах за мир. Уроки изобразительного искусства приобщают учащиеся к
глобальным проблемам культуры, экологии, борьбы за мир и позволяют учащимся развить собственное видение проблем в рисунках, картинах, отразить собственные переживания.
Анализ социально-политической ситуации в России показывает, что растет поколение индифферентное к политическим и общественным событиям, не готовое к осознанному и активному участию в политической жизни страны. Возникает противоречие между государственным заказом на подготовку выпускников школ и профессиональных учебных заведений, обладающих политической и правовой культурой, и реальным качеством их подготовки.
Политическому воспитанию учащихся, организации их общественно-политической деятельности посвящали свои труды советские педагоги Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. Раскрытие современных проблем политического и гражданского воспитания можно найти в работах А. В. Беляева, Г. Н. Волкова, И. П. Иванова, В. А. Караковского, П. В. Конаныхина, Л. И. Новиковой и других ученых. Политическую культуру рассматривают как неотъемлемую часть духовного опыта человечества, которая создается людьми и трансформируется через учение и обучение, общение и взаимодействие с другими людьми, охватывающая многочисленные сферы: государственно-правовую, партийную, избирательную, механизмы принятия решений, политический процесс, политические отношения, политическое мышление.
Политическая культура личности — это знания личности, ее взаимодействие с другими людьми, общение, ориентированные на общественно-политическую деятельность и ценностное отношение к обществу, людям, самому себе.
Ученые выделяют информационно-ориентировочный компонент политической культуры: ценность и самоценность знаний в области политики, понимания общественно-политических явлений, овладение основными общественно-политическими понятиями.
Ценностно-нравственный компонент политической культуры - это ориентация на общечеловеческие и гражданские ценности, отношение к общественно-политической жизнь и гражданская ответственность.
Деятельностно-аналитический компонент политической культуры личности, по Щитникову А. С., рассматривается как участия в общественно-политической деятельности, сформированность аналитических умений, рефлексия собственной общественно-политической деятельности, т.е. осознанное участия и личностное отношение к ней.
По-видимому, для организации общественной деятельности еще необходимы организаторские умения и навыки. Их учащиеся могут приобрести в деятельности органов самоуправления в общешкольном, классном коллективе, клубе, кружке.
В целостном педагогическом процессе каждый преподаватель должен стремиться соотнести содержание образования с целями формирования общей и политической культуры личности воспитанников, целенаправленно отбирать формы и методы урочной и внеурочной работы по предмету, побуждать учащихся к анализу общественно-политических событий, к оценке собственной позиции при обсуждении и выполнении дел коллектива.
Важно обеспечить взаимодействие педагогического и социального процессов, учитывая интересы, потребности учащихся и общественной жизни: участие в праздновании Дня Победы, Дня памяти, вахта на Посту № 1 работа в клубах «Диалог», «Память», «Патриот», участие в поисковых отрядах и создании музеев, выполнение творческих заданий «Символы России» и «Моя семья в истории России», оказание помощи детским домам, ветеранам войны и труда, участие в политических акциях, диспутах, например, «политические партии России».
Важное значение в идейно-политическом воспитании имеет включение учащихся в деятельность, направленную на охрану окружающей среды. Воспитание на идеях мира, против войны может быть целенаправленно организованно не только на предметах гуманитарного, но и эстетического циклов.
Изучение иностранных языков позволяет организовать межнациональное общение (переписка с учащимися зарубежных стран, обмены учащимися и студентами, поездки в гости). Это обеспечивает взаимопонимание молодых людей разных стран.
Нельзя уходить от острых проблем современности, таких как борьба против насилия, правонарушений, против религиозного фанатизма, экстремизма, неофашистской идеологии и различных проявлений шовинизма. Эти проблемы, конечно, обсуждаются в социальной среде, в неформальных объединениях, во дворах, поэтому образование должно формировать устойчивую гражданскую позицию личности, умения аргументировано обосновывать общественно-политические взгляды и убеждения, чтобы учащийся не становился жертвой стихийной социализации.