Правовое и идейно-политическое воспитание гражданина.
Оно осуществляется, прежде всего, в общественно-политической деятельности. И.П. Подласый считает, что гражданину должны быть присущи чувство долга перед страной, обществом, родителями; чувства национальной гордости и патриотизма; уважении к Конституции государства, органом государственной власти, Президенту страны, символам государственности (гербу, флагу, гимну); ответственность за судьбу страны; общественная дисциплина и культура общежития; бережное отношение к богатствам страны, языку, культуре, традициям; общественная активность; соблюдение демократических принципов; бережное отношение к природе; уважение прав и свобод других людей; активная жизненная позиция; правосознание и гражданская ответственность; честность, правдивость, чуткость, милосердие; ответственность за свои дела и поступки; интернационализм, уважение к народам других стран и многое другое. Эти и другие качества личности невозможно сформировать только на уроках. Нужна целенаправленная внеурочная деятельность, разнообразия по содержанию и формам организации, призванная обеспечить гармоническое всестороннее развитие личности, склонностей, способностей удовлетворить духовные потребности и интересы каждого учащегося.
В педагогической литературе разных народов (античной, классической, современной) вопросам воспитания гражданина уделялось большое внимание. Древние греки воспитывали юношей на боевых традициях старших поколений, стремились формировать уважение к государству, гордость за Отечество, готовность отстоять честь и достоинство в войнах и спортивных соревнованиях.
В России с древних времен подрастающее поколение воспитывалось на идеях патриотизма, народности. Советская педагогика уделяла большое внимание воспитанию гражданского самосознания, патриотическому и интернациональному воспитанию, общественной активности учащихся. Были разработаны разнообразные формы правового и политического просвещения: политинформации, политические беседы, лекции, конференции, фестивали дружбы народов, слеты городов. Работали молодежные клубы и клубы интернациональной дружбы, создавались музеи боевой и трудовой славы. Походы по местам боев, деятельность следопытов, тимуровцев возглавляли пионерские и комсомольские организации. Эти организации ставили цели воспитания патриотов, политически грамотных граждан, понимающих внутреннюю и внешнюю политику государства. Большое внимание уделялось формированию активной жизненной позиции личности в общественно-политической и трудовой деятельности.
Цель гражданского воспитания — воспитание гражданственности как интегрального качества личности.
Задачи гражданского воспитания многогранны:
- формирование правового и политического сознания, мышления, политической и правовой сознательности, правовой и политической культуры;
- формирование нравственно-правовых и политических чувств патриотизма и интернационализма, долга и ответственности, гражданской совести;
- формирование потребности в активной общественно-политической и трудовой деятельности: в труде на благо близких и страны, в самоуправлении коллективом и обществом, в политических событиях, акциях;
- формирование законопослушного поведения: активного и сознательного исполнения нравственности и права в семье, общественных местах, в труде.
Гражданское воспитание предполагает формирование мировоззрения личности.