Цель, содержание и методы и формы нравственного воспитания.
Цель нравственного воспитания — сформировать у учащихся высокий уровень нравственного сознания и нравственных убеждений, опыт нравственного поведения. Задачи — сформировать стойкие нравственные чувства, интересы, потребности, развивать способности высоконравственного поведения, стремление к овладению нравственными знаниями и умениями применять их в жизненных ситуациях, развития воли в преодолении трудностей и противоречий окружающей жизни.
Мораль общества и нравственность конкретного человека взаимосвязаны. Являясь формой общественного сознания, мораль складывается в конкретно — исторических условиях. Это отражается в правилах, требованиях, нормах, выполнение которых поощряется.
Общественное мнение побуждает, понуждает к их соблюдению. Нравственность человека можно рассматривать как освоение, трансформацию этих требований внутреннюю сферу личности — взгляды, суждения, убеждения, чувства, регулирующие поведение, поступки.
Цель нравственного воспитания — это формирование у детей и юношества, учащихся глубоких и прочных знаний основ морали, взглядов и убеждений, нравственных чувств и потребностей, нравственных умений и навыков, привычек и опыта нравственного поведения.
Содержание нравственного воспитания включает знания морали, которыми должен овладеть человек, навыки, умения. Основные требования к детям разных возрастов сформулированы в Правилах для учащихся, Законах и Уставах общественных объединений, школьных единых требованиях.
Рассматривая проблему содержания нравственного воспитания, Я.А. Коменский считал основными, кардинальными добродетелями мудрость, умеренность, мужество справедливость. Мудрость является руководящей добродетельницей жизни, умеренность, чтоб человек соблюдал меру во всем (чтоб не доходить до пресыщения и отвращения), мужество включает такие черты, как самообладание, выносливость, готовность принести пользу, выполнить долг.
Кроме главных добродетелей надо, по его мнению, развивать у детей скромность, послушание, доброжелательность, благожелательность к другим людям, опрятность, аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие. Большое значение придавал дисциплине.
Нравственные чувства — это эмоциональные ощущения, переживания, сопереживания реальных нравственных отношений и взаимодействий.
Встречи с разными людьми, беседы, чтение книг позволяет детям формировать нравственные идеалы — представления о достойных людях, стать похожими на которых следует стремиться. У дошкольников и младших школьников идеал конкретный («Хочу быть как папа», «Хочу быть такой, как Нина Николаевна»). Подросток уже критически относится к людям, выделяет отдельные черты и качества личности, которые нравятся в разных людях, которые хотел бы приобрести. Этот идеал называют собирательным. Обобщенный идеал, сформированный в ранней юности, - это образец достойного человека, наделенного комплексом качеств личности, отвечающих ценностным ориентациям личности.
Идеал побуждает к подражанию или систематической работе над преобразованием собственной личности — самовоспитанию.
Поэтому учащимся следует рассказать, посоветовать почитать соответствующую литературу по самовоспитанию, помочь в самопознании, самоанализе. Уроки психологии в учебном заведении создают для этого благоприятные условия. Но если нет таких занятий, классный руководитель может провести эту работу на классных часах, где важно уделить внимание самодиагностике и порекомендовать специальные методики, научить составлять план самовоспитания, рассказать о методах работы над собой (самоанализ, самообязательство, самоконтроль, самоприказ, самоотчет, самопоощрение и пр.).
В воспитательном процессе важно обеспечить единство воспитания и самовоспитания, ибо человек может преобразовать самого себя, если у него появится потребность в самосовершенствовании.
В педагогической литературе рассматриваются разные подходы к нравственному воспитанию: вербально-мероприятийное, деятельностно-мероприятийное, целостный подход к нравственному воспитанию.
Важным требованием к организации нравственного воспитания является комплексные подход к его организации: обучение основам морали должно сочетаться с обучением нравственным отношениям, поступкам, поведению во всех видах деятельности, как на уроках, так и во внеурочное время (в общеклассных, групповых индивидуальных формах работы). Комплексный подход должен обеспечить воздействие на все сферы личности: сознание, поведение, чувства.
Правильная организация воспитательной работы с коллективом может способствовать развитию здорового общественного мнения, самостоятельности, демократизации, формированию гуманного отношения к личности. Психологическими чертами работы коллективов должны стать мажор, оптимизм, бодрость, обеспечивающие развитие чувства собственного достоинства, гордости, товарищества, дружбы и защищенности каждого члена коллектива, активность и целеустремленность личности.
Критериями нравственной воспитанности личности можно считать единство слова и дела, активную нравственную позицию. Высший уровень нравственной воспитанности проявляется на уровне убежденности — ученик знает нравственную норму, всегда поступает в соответствии с ней, испытывая при этом глубокое удовлетворение. Естественно, что это побуждает его предъявлять нравственные требования к товарищам.
Высокий уровень наблюдается тогда, когда у учащегося сформировались убеждения, и он поступает в соответствии с ними, но требований к окружающим не предъявляет (не сформировалась общественная направленность личности).
Средний уровень нравственной воспитанности наблюдается, если учащийся в основном знает нравственные нормы, но выполняет их под контролем со стороны взрослых или иногда нарушает даже при учители, родителях.
Низкий уровень может быть связан с незнанием норм морали или не принятием их в связи с тем, что опыт и привычки личности не соответствуют нормам морали. При этом учащийся может испытывать противоречивые чувства, даже угрызения совести. Уровень педагогической запущенности наблюдается, если учащийся знает нормы морали, но постоянно их нарушает и при этом испытывает удовольствие, чувство гордости за совершенный поступок.
Зная уровень воспитанности учащихся, легче найти к ним индивидуальный и дифференцированный подход при организации жизни и деятельности коллектива, при распределении поручений (групповых, постоянных и временных).
Таким образом, нравственное воспитание — это специально организованный процесс познания учащимися нравственных норм, отношений, поступков, направленных на формирование нравственного сознания, нравственных чувств, интересов, потребностей и способностей, нравственных умений, навыков и привычек, развития воли.
Содержание нравственного воспитания должно рассматриваться в соответствии с возрастом учащихся и охватывать все стороны отношений человека к человеку, обществу, государству, самому себе:
- нравственные категории добра, справедливости, совести, счастья, чести, долга, ответственности, гуманизма, коллективизма, патриотизма, интернационализма; нравственные умения и навыки жизни в коллективе, в обществе; отношение к труду, обществу, отечеству, к собственности, умению строить свое поведение в соответствии с нормами морали.
Содержание обучения нормам морали должно быть заложено как в содержании учебных предметов, так и внеучебной работе. В организации учебного процесса по всем учебным предметам необходимо предусматривать упражнения в нравственном поведении, соблюдении норм морали.