Тема 1.1 (3 часа) Технология осуществления педагогического процесса
Содержание
Курс лекций по дисциплине
«Методика воспитательной работы»
для студентов очной формы обучения
по направлению подготовки 051000.62 «Профессиональное обучение» профилю подготовки «Энергетика»
квалификация (степень) выпускника - бакалавр
Красноярск, 2012 г.
Озольс, В.А. Методика воспитательной работы: курс лекций для студентов очной формы обучения по направлению подготовки 051000.62 «Профессиональное обучение» профилю подготовки «Энергетика» квалификация (степень) выпускника – бакалавр / В.А.Озольс, И.В.Кизесова. – Красноярск : «СибГТУ», 2012. - 81 с.
Курс лекций «Методика воспитательной работы» отражает учебный материал как содержимого одного из блоков общей системы педагогического знания в логике базового педагогического профессионального образования на основе Федерального государственного стандарта специальности. Данный курс, в совокупности с другими дисциплинами психолого-педагогического направления, предусматривает глубокое освоение педагогической теории во взаимосвязи с формированием индивидуального профессионального опыта будущего педагога, его профессионально-педагогической позиции в области воспитательного процесса.
Тема 1.1 Технология осуществления педагогического процесса................. 6
Тема 1.2 Технология конструирования педагогического процесса 50
Тема 1.3 Управления воспитательным процессом ………………..... .....78
Модуль II. Методика воспитательной работы …………………………. .107
Тема 2.1 Инновационные воспитательные системы 107
Тема 2.2 Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений. Технологии решения педагогических конфликтов 130
Тема 2.3 Методика гражданского воспитания 153
Заключение………………...……………….…………………...……………. 171
Библиографический список…………………………………………………. 172
Приложение А (справочное) Перечень ключевых слов……………………177
Введение
В основу отбора и структурирования содержания данного курса были положены следующие принципы: научности, требующей отображения педагогической науки как развивающейся системы, многообразных связей с культурой, другими науками и практикой; целостности и связи с другими педагогическими дисциплинами, с психолого-педагогическим, общекультурным и предметным блоками; культуросообразности, ориентирующей на отбор научных знаний курса, помогающих решению воспитательных задач в конкретных социокультурных условиях; модульности, ориентирующей на выделение в целостном курсе обязательных единиц содержания, характер связей между которыми может быть различным; вариативности, допускающей введение в содержание дополнительных элементов и авторской позиции. В основу построения и отбора содержания данного раздела положены ведущие идеи отечественной педагогической мысли в области воспитания; целостность учебно-воспитательного процесса; личностно-ориентированный подход в воспитательном воздействии; полисубъектность в воспитательной деятельности и др.
Цели курса – ознакомление будущих педагогов профессионального обучения с понятиями и действиями педагога в области воспитательной работы.
Критерии результативности курса «Методика воспитательной работы»:
1. Понимание студентами основных компонентов воспитательного процесса в едином педагогическом процессе.
2. Понимание студентами теоретических основ современных воспитательной работы.
3. Сформированность самообразовательных компетенций (чтение и осмысление специальной научной, методической, воспитательной литературы).
4. Устойчивый интерес и способности к анализу фактов и явлений в области воспитательной работы.
5. Умение организовать и участвовать в различных формах воспитательно-педагогической деятельности.
6. Включение студента в процесс самопознания в целях профессионального совершенствования.
Курс лекций позволит бакалаврам усвоить теоретический курс в определенной логической последовательности, служа ориентиром для самостоятельного изучения учебной и научной литературы в целях углубленного освоения дисциплины, подготовки к практическим занятиям.
МОДУЛЬ I. МЕТОДОЛОГИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
План
1. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса.
2. Технологические требования осуществления различных видов деятельности.
3. Виды деятельности учащихся и общие технологические требования и их организации.
4. Теоретические основы методики воспитания.
Технология непосредственного осуществления педагогического процесса – это совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видов деятельности, стимулирование активности воспитанников, регулирования и коррегирования педагогического процесса, осуществление текущего контроля.
Реализуя принцип органического сочетания педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества учащихся. Необходимо соблюдать меру соотнесения управленческих воздействий и самоуправление своей деятельности со стороны воспитанников.