Политика Республики Беларусь в области формирования информационных ресурсов
Понятие «информационные ресурсы». Классификация
Ресурс – это запас чего-либо. Существуют энергетические ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые и т.д. Информационные ресурсы – совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах и т.д.) (с. 7, Закон «Об информатизации»). Существуют другие понимания смысла этого термина: центральное место в информационном ресурсе (ИР) занимает феномен «знание» (Острейковский, с. 83). Данные – это информация в удобном для автоматизированной обработки виде. Знания – это проверенный практикой результат познания действительности, ее верное отражение в сознании человека (Морозевич, с. 8).
Особенности информационных ресурсов:
- они неисчерпаемы;
- информация – единственный ресурс, который со временем возрастает (с середины 20 века объем информации удваивался каждые 5-7 лет);
- эффективность применения информационных ресурсов связана с повторным производством знаний;
- информационный ресурс возникает не просто в результате умственного труда, а его творческой части;
- превращение знаний в информационный ресурс зависит от возможности их кодирования, распределения и передачи.
Можно выделить две формы существования информационных ресурсов:
- активная – модель, алгоритм, проект, программа, база знаний.
В информационном обществе создаются условия для превращения знаний в информационный ресурс и переработки ИР из пассивных форм в активные. Особое значение имеет создание баз знаний посредством качественного преобразования существующих БД в БЗ.
Исходным «сырьем» и конечной «продукцией» информационной технологии является информация. Поэтому информационные технологии включают процессы сбора, передачи, хранения и обработки информации во всех ее возможных формах проявления (текст, графика, визуальная форма, речевая форма и т.д.)
Информационные технологии (как и все) находятся в постоянном развитии (новые технологические средства, новые методы организации данных и т.д.). Отличительная черта новых информационных технологий – вовлечение конечных пользователей (неспециалистов) в процесс подготовки управленческих решений. Это дает возможность использования их творческого потенциала, но, с другой стороны, потребовалось создать такие средства и методы общения с компьютером, которые доступны неспециалистам (так как они могут сделать ошибки, поэтому используется множество различных меню).
Классификация информационных ресурсов:
· Государственные – такие ресурсы как элемент имущества находятся в собственности государства. Закон «Об информатизации» (ст. 14) гласит, что «состав информационных ресурсов, имеющих государственное значение, устанавливается Кабинетом Министров Республики Беларусь». Государственные информационные ресурсы обеспечивают выполнение основных задач государства – государственное управление, обеспечение прав и безопасности граждан, социально-экономическое развитие страны и др. К государственным ресурсам относятся: библиотечная сеть Беларуси, архивный фонд Беларуси, государственная система статистики, государственная система научно-технической информации.
· В Беларуси ведутся реестры, содержащие сведения о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, о преобразовании их в частные унитарные предприятия и др.
· Негосударственные – информационные ресурсы юридических и физических лиц. Управление информационными ресурсами государственных и коммерческих организаций осуществляется с помощью нормативных правовых актов.
Основным законом, определяющим обязанности собственника информационных ресурсов, является Закон «Об информатизации» от 6 сентября 1995 г. № 3850-XII (с послед изм и доп.)
Информатизация общества – это комплекс мер, направленных на обеспечение общества информацией и ее использование. Успех информатизации возможен только при наличии программы создания информационной инфраструктуры – системы информационного обеспечения всех потребителей информации в стране на базе широкого применения ВТ.
Формирование информационных ресурсов и их грамотное использование становится объектом политических и экономических интересов на международном уровне. Информационные технологии и интеллектуальная собственность становятся символами «новой» экономики. Возврат вложенных средств осуществляется за счет повышения качества принимаемых решений.
В Законе РБ «Об информатизации» ст. 4 прописаны обязанности государства в сфере формирования информационных ресурсов:
l Государство в лице своих органов: организует формирование и использование информационных ресурсов республики…;
l Создает условия для открытости, общедоступности и сохранности информационных ресурсов;
l Устанавливает полномочия государственных органов по вопросам информатизации (согласно Закону РБ «Об основах государственной научно-технической политики»).
Работы по формированию информационной инфраструктуры Республики Беларусь проводятся с учетом мировых тенденций (например, создание Web-порталов). Беларусь имеет реальную возможность иметь технологическую независимость от Западных фирм в развитии своих информационных тезнологий и инструментальных средств создания и эксплуатации информационно-аналитических систем мирового уровня (Маньшин, член-корреспондент. НАН РБ).
Регистрация информационных ресурсов производится в порядке, установленном Постановлением Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь «Об организации государственной регистрации информационных ресурсов» от 28 декабря 2000 г. № 15.
Из всей совокупности информационных ресурсов Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О перечне информационных ресурсов, имеющих государственное значение» от 29 мая 2001 г. № 784 выделены ресурсы, имеющие государственное значение.
В Главе IV Закона «Об информатизации» определен порядок доступа к информационным ресурсам.
Ряд государственных информационных ресурсов создается в соответствии с Государственной программой «Электронная Беларусь», утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2002 г. № 1819. Основной из них являются информационная система «Электронное Правительство»,
В Беларуси существует весьма разветвленная сеть средств массовой информации. Но в наше общество проникают глобальные сети, через которые происходит обмен не только товарами и услугами, но и информацией. Причем, если на телепередачи власти накладывают ограничения, то на Интернет – нет. Социокультурная среда Беларуси оказывает непосредственное воздействие на ее информационное развитие. Благоприятные факторы:
- высокий процент городских жителей;
- республика находится на границе со многими европейскими странами, следовательно, имеется много информационных каналов.
Тормозящим фактором является относительно низкая информационная потребность населения. (Харланчук Т.Н.).
В области массовой информации цензура не допускается. Государственное регулирование осуществляется через Министерство информации РБ.
Республика Беларусь придерживается прогрессивных международных правовых норм. В сфере средств массовой информации основным документом является «Хартия свободной печати».
Система средств массовой информации Беларуси включает информационные агентства, периодическую печать, телевидение и радио. Государство содействует обновлению существующих технических каналов связи. Все СМИ могут обмениваться информацией без сторонней помощи. Таким образом, формируется единая система коммуникационных каналов, которая соединит Беларусь с мировым пространством. Для этого выполняется:
ü - создание единого компьютерного центра для использования средствами массовой информации;
ü оснащение СМИ современными каналами компьютерной связи;
ü переход на обмен информацией по спутниковому каналу.
При вовлечении в процесс формирования ИР большого количества предприятий возникает проблема обеспечения совместимости информационных ресурсов. Для разрешения этой проблемы создатели информационных ресурсов должны использовать:
- единую систему классификации и кодирования информации;
- унифицированные физические интерфейсы;
- оптимальные аппаратные и программные средства, протоколы.
Уже в середине 20 века существовало достаточно много фирм, производящих информацию – документацию на новое изделие (материальный или интеллектуальный продукт труда). Несколько позже появилось понятие информационный продукт – это информация, предназначенная для распространения. Если при этом оговариваются условия предоставления этого продукта, права потребителя на его дальнейшее использование, то информационный продукт превращается в информационный товар. При этом появляется понятие информационная услуга – передача информации ее владельцем другому лицу (безвозмездно или на платной основе). Закон «Об информатизации» определяет информационные услуги как «информационную деятельность по доведению до пользователя информационной продукции, проводимую в определенной форме». В этом же Законе информационная продукция определяется как «материализованный результат информационных процессов, предназначенный для обеспечения информационных потребностей органов государственной власти, юридических и физических лиц».
К концу 20 века сформировался, а в настоящее время активно развивается рынок информационных услуг - совокупность экономических, организационных и правовых отношений по торговле продуктами интеллектуального труда. В РБ информационные услуги предоставляют как государственные, так и коммерческие фирмы. Для предоставления информационных услуг используются:
- традиционные бумажные носители (книги, журналы и т.д.);
- машинные носители (магнитные диски, лазерные диски, DVD-диски, дискеты, флэш-диски и т.д.) – на них распространяют базы данных по предприятиям и организациям Беларуси и других стран, нормативно-правовые сведения, географические карты, телефонные справочники, энциклопедии;
- средства телекоммуникации (телефон, факс);
- компьютерные сети – многие фирмы распространяют по ним финансовую и биржевую информацию, новости в различных сферах и т.д..
Информационные услуги могут предоставляться в нескольких режимах:
- on-line – практически мгновенно при обращении за услугой (при постоянном подключении компьютера к сети);
- off-line – регулярно, но только в момент подключения компьютера к сети;
- разовые услуги – когда пользователь обращается за услугой по мере необходимости;
- абонементное обслуживание - когда пользователь подписывается на некоторую услугу.