Информационные процессы широко используются в различных сферах деятельности современного общества. Они часто являются компонентами более сложных процессов – производства, управления, социальных.
Роль и место компьютерных информационных технологий в управлении экономическими системами
Главная отличительная особенность информационных технологий - их направленность на оптимизацию информационных процессов. Одно из главных назначений информационных технологий - сбор, обработка и предоставление информации для принятия управленческих решений (Трофимов). Процесс принятия управленческого решения состоит из этапов:
1. диагностика проблемы - описывается проблема методами моделирования, анализа, методами теории массового обслуживания (используются компьютерные информационные технологии);
2. разработка альтернатив - используются методы коллективного и индивидуального решения проблем (эксперты, мозговая атака);
3. выбор решения - имеется риск, условия неопределенности, множество вариантов. Также применяется компьютерные информационные технологии;
4. реализация решения - применяют методы планирования, организации и контроля выполнения решения. Для этого используется сетевое моделирование, составление информационной таблицы реализации решений.
Управление считается эффективным, если четко определены его цели, четко сформулированы и определены правила принятия решений. Для автоматизированных систем управления характерно наличие лица, принимающего решение. Решение принимается на основании анализа информации, поступающей от объекта управления, важнейшей составной частью которой является экономическая информация. Можно выделить следующие функции процесса управления:
- планирование (формулируется задание предприятию и подразделениям) – оперативное (модели управления запасами, модели массового обслуживания, сетевые модели);
- учет (получение объективной информации о существующем состоянии дел) – модели бухучета, результатной информацией являются бухгалтерские регистры учета и отчетности;
- анализ (выявление причин отклонения от плановых характеристик и установление диагноза состояния предприятия) – получение аналитических таблиц, графиков, рекомендаций по регулированию производства. Формируются модели аналитических расчетов, оптимизационные и др.;
- регулирование (создание условий для формирования альтернативных вариантов улучшения состояния производства) – решение задач календарного планирования и диспетчирования производства. Формируются модели оперативного управления, транспортные и др.
Для реализации этих функций выполняются следующие процедуры процесса управления:
- сбор, обработка, накопление, хранение, выдача информации о состоянии управляемой системы и внешней среды;
- анализ информации и оценка обстановки, в которой функционирует управляемая система;
- определение или корректировка целей функционирования системы и управляющих решений;
- разработка альтернативных вариантов решений и оценка возможного поведения системы при их реализации;
- составление и корректировка планов функционирования системы.
В управленческом аппарате предприятия выделяют высший, средний и оперативный уровни управления, каждый их которых нуждается в информации, поступающей из всех функциональных систем, но в разных объемах и разной степени обобщения.
Руководители различных уровней выполняют информационную деятельность, связанную с подготовкой, оформлением, принятием и реализацией решений различного уровня:
1) Операционного (оперативный – операционная обработка данных, управленцы – оперативное управление) – используют системы управления транзакциями, системы управления процессами. Реализуются функции учета и контроля;
2) тактического (средний – контроль за выполнением планов, отслеживание расходования ресурсов, разработка управляющих директив для выполнения планов) – используют системы поддержки принятия решений и операционные ИС (внутренняя информация, немного – внешняя);
3) стратегический (высший – определяются цели управления, внешняя политика предприятия, разрабатываются долгосрочные планы и стратегия их реализации) - используют стратегические ИС (внешняя информация) и ИС тактического уровня (внутренняя информация). Реализуются функции планирования.
Стратегические ИС используются руководителями высшего ранга. Они обеспечивают доступ к информации, отражающей текущее состояние дел на предприятии и взаимосвязи, необходимые для принятия решения.
Высшие руководители получают информацию из писем, заметок, ежегодных отчетов, компьютерных систем, телефонных звонков и др.
Цель стратегической системы – обеспечить немедленный и простой доступ и сортировку информации.
Системы поддержки принятия решений применяют для решения отдельных слабо структурированных задач (например, решение о взятии займа). Они обеспечивают информацией среднее звено для принятия тактических решений, важных на определенном временном интервале (месяц, год).
Операционные ИС - основа всех управленческих ИС. Они выполняют различные рутинные операции по платежам, зарплате, сбыту и др. Они составляли первые АСУ и до сих пор составляют большую часть автоматизации информационной деятельности предприятия. Операционные ИС обеспечивают пользователя информацией, ежедневно необходимой для принятия решений (отчеты и др.). Они могут предоставляться:
- по требованию;
- периодически по графику;
- в исключительных случаях (например, мгновенный отчет о продажах определенного товара, недельный анализ отчетов по результатам продаж).
Информационная система предприятия должна обеспечивать интеграцию основных видов его деятельности: планирование, оптимизация, выполнение, измерение.
Такие функции выполняет интегрированная информационная система, обеспечивающая:
§ бизнес-планирование – стратегическое и текущее планирование, составление бюджета, управление активами и основными средствами;
§ контроллинг деятельности предприятия – учет затрат по процессам и местам возникновения, анализ рентабельности, поддержка принятия решений и ведение отчетности;
§ финансы и бухгалтерский учет – ведение Главной книги, бухгалтерии дебиторов и кредиторов, бухгалтерского учета основных видов деятельности;
§ управление основными средствами – их учет и амортизацию.
Таким образом, информационные технологии применяются на всех уровнях управления предприятием и играют важнейшую роль в процессах управления, предоставляя необходимую для принятия решения информацию.
1. Понятие «информационная технология».
2. Этапы развития компьютерных информационных технологий.
3. Примеры базовых технологий.
4. Примеры специальных технологий.
5. Место информационных технологий в процессе принятия управленческого решения.
1. Информационные системы и технологии в экономике: Учебник / Под ред. проф. В.В.Трофимова. – М.: Высшее образование, 2006. – С. 34-37, 97-99.
2. Компьютерные информационные технологии: Учебно-практическое пособие / А.Н. Морозевич, А.К. Голенда, Б.А. Железко и др./ Под ред. А.Н. Морозевича. – Мн.: БГЭУ, 2003. – С. 6-11.
Технология – методы и средства выполнения некоторой работы.
Информационные технологии – методы и средства обработки информации.
Компьютерные информационные технологии – методы и средства обработки информации с использованием средств вычислительной техники.
Базовые информационные технологии (универсальные) – применяют практически во всех сферах деятельности.
Технологии предметных областей (специальные) - применяют в определенных сферах деятельности.
Лекция 2. Информационные ресурсы автоматизированных систем обработки экономической информации
Цель занятия: усвоить знания об особенностях информационных ресурсов, о мерах, принимаемых государством для формирования информационных ресурсов, об основных информационных услугах.
План
1. Понятие «информационные ресурсы». Классификация.
2. Политика Республики Беларусь в области формирования информационных ресурсов.
3. Информационные услуги, режимы их предоставления.