Лекция 4. Организация работы по охране труда на предприятии
Одним из наиболее важных направлений внутренней государственной политики Республики Беларусь является обеспечение реализации конституционного права граждан на здоровые и безопасные условия труда. Практическая реализация такого права требует решения на всех уровнях управления соответствующих правовых, социально-экономических, организационных, технических санитарно-гигиенических и иных вопросов по охране труда
Согласно Концепции государственного управления охраной труда оно реализуется на республиканском отраслевом и территориальном уровнях.
Управление охраной труда - это планомерный процесс воздействия на систему «человек - машина - производственная среда» для получения заданных значений совокупности показателей, характеризующих состояние условий труда.
В решении многообразных задач в сфере охраны труда принимают непосредственное участие руководители предприятий, структурных подразделений, функциональных служб, отделы охраны труда, профсоюзные комитеты. В эту работу вовлекаются практически все работники предприятия от руководителя до рабочего. Организация деятельности администрации и служб предприятия по реализаций комплекса мер по повышению уровня охраны труда осуществляется через систему управления охраной труда (СУОТ).
Система управления охраной труда - целевая подсистема в системе управления предприятием любой отрасли промышленности. В СУОТ, как и в любой другой системе управления, определяются основные функции и задачи, структура информационных и управленческих связей, формы учетных и отчетных документов и т.д. На промышленных предприятиях к настоящему времени сложилась достаточно стройная система управления охраной труда (рис 1.2).
Управление охраной труда на предприятии в целом - возложено на руководителя или главного инженера; в цехах, на производственных участках - на руководителей соответствующих подразделений и служб.
Нормативно-правовой основой системы управления охраной труда являются законодательные и иные нормативные правовые акты, межотраслевые и отраслевые нормы и правила безопасности, производственной санитарии и др.
Важным инструментом СУОТ является планирование работ по охране труда.
Планирование работ по охране труда - это организационный процесс управления, осуществляемый с целью обеспечения безопасных условий труда работников на основе эффективного использования средств, выделяемых на улучшение условий и охрану труда.
Планирование работ по охране труда должно предусматривать определение заданий структурным подразделениям и функциональным службам предприятия и отдельным должностным лицам, участвующим в решении задач охраны труда.
На предприятии разрабатываются перспективные, текущие и оперативные планы охраны труда. Перспективные планы в условиях стабильного развития экономики составлялись ранее на 5 лет. Практикуется составление перспективных планов на 2-3 года. Текущие планы составляются на год, оперативные - на квартал или месяц.
В планы работы включаются мероприятия для решения следующих задач:
♦ максимальное сокращение рабочих мест, несоответствующих нормативным требованиям;
♦ приведение машин, механизмов и оборудования в соответствие с требованиями безопасности и гигиены труда;
♦ вывод из эксплуатации объектов, не обеспечивающих соблюдение требований охраны труда и не подлежащих реконструкции и капитальному ремонту по причине экономической нецелесообразности его проведения;
♦ доведение обеспеченности работающих санитарно-бытовыми помещениями до установленных норм;
♦ сокращение и ликвидация тяжелых физических работ и уменьшение численности работающих, занятых ручным трудом;
♦ сокращение численности занятых в ночные смены, в первую очередь женщин.
Разработке планов могут предшествовать паспортизация и аттестация рабочих мест на их соответствие требованиям безопасности труда.
Проекты планов обсуждаются в трудовом коллективе, затем согласовываются и утверждаются в установленном порядке на предприятии.
План мероприятий по охране труда является составной частью коллективного договора или самостоятельным документом.
Планы мероприятий по охране труда должны содержать; наименование мероприятия, источники финансирования, сроки исполнения* ответственных лиц, социальный эффект.
Запланированные мероприятия обязательны для исполнения. Лица, не обеспечившие выполнение мероприятий, могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Мероприятия, представленные в планах по охране труда, обеспечиваются соответствующей проектно-конструкторской и другой технической документацией, финансированием и материальными ресурсами.
Финансирование планируемых мероприятий осуществляется предприятием (учреждением) за счет:
♦ средств, затраты по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг), если мероприятия носят не капитальный характер и непосредственно связаны с участием работников в производственном процессе;
♦ сметы расходов для учреждений, финансируемых из бюджета, если мероприятия носят некапитальный характер;
♦ средств амортизационного фонда, если мероприятия проводятся одновременно с капитальным ремонтом основных средств;
♦ банковского кредита, если мероприятия входят в комплекс кредитуемых банком затрат по внедрению новой техники или расширению производства;
♦ инвестиций в основной капитал, включая фонд накопления, если мероприятия являются капитальными.
Наниматель имеет право в рамках действующего законодательства в установленном порядке принимать соответствующие решения о финансировании мероприятий и за счет других средств (источников).
Денежные средства и материальные ресурсы, предназначенные на осуществление мероприятий по охране труда нельзя использовать ни на какие другие цели. В тех случаях, когда в результате экономии при выполнении работ или если отпадает необходимость в отдельных мероприятиях, остаются средства и материальные ресурсы, они направляются нанимателем на выполнение дополнительных мероприятий по охране труда. Это не касается организаций, финансируемых из бюджета.