русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Виды стандартов


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 3748; Нарушение авторских прав


Стандартизация и сертификация в информационной технологии.

Одним из важных условий эффективного использования информационных тех­нологий является внедрение корпоративных стандартов. Корпоративные стандарты представляет собой соглашение о единых правилах организации технологии или управления. При этом за основу корпоративных могут приниматься отраслевые, национальные и даже международные стандарты.

Однако высокая динамика развития информационных технологий приводит к быс­трому устареванию существующих стандартов и методик разработки информаци­онных систем. Так, например, в связи со значительным прогрессом в области программного обеспечения и средств вычислительной техники наблюдается рост размеров и сложности информационных систем. При этом существенно меняются требования как к основным функциям и сервисным возможностям систем, так и к динамике изменения этих функций. В этих условиях применение классиче­ских способов разработки и обеспечения качества информационных систем ста­новиться малоэффективным и не приводит к уровню качества, адекватному реаль­ным требованиям.

Полезны в этом отношении стандарты открытых систем (в первую очередь стан­дарты на интерфейсы различных видов, включая лингвистические, и на протоко­лы взаимодействия). Однако разработка систем в новых условиях требует также новых методов проектирования и новой организации проектных работ. Проекти­рование и методическая поддержка организации разработки информационных систем (включая программное обеспечение (ПО), и базы данных (БД)) традици­онно поддерживаются многими стандартами и фирменными методиками. Вместе с тем известно, что требуется адаптивное планирование разработки, в том числе в динамике процесса ее выполнения. Одним из способов адаптивного проектирова­ния является разработка и применение профилей жизненного цикла информаци­онных систем и программного обеспечения. Корпоративные стандарты образуют целостную систему, которая включает три вида стандартов:



- стандарты на продукты и услуги;

- стандарты на процессы и технологии;

- стандарты на формы коллективной деятельности, или управленческие стандарты.

 

Существующие на сегодняшний день стандарты можно несколько условно разде­лить на несколько групп по следующим признакам:

- по предмету стандартизации. К этой группе можно отнести функциональные стандарты (стандарты на языки программирования, интерфейсы, протоколы) и стандарты на организацию жизненного цикла создания и использования ин­формационных систем и программного обеспечения;

- по утверждающей организации. Здесь можно выделить официальные междуна­родные, официальные национальные или национальные ведомственные стандарты (например, ГОСТы, ANSI, IDEFO/1), стандарты международных консорциумов и комитетов по стандартизации (например, консорциума OMG), стандарты «де-факто» — официально никем не утвержденные, но фактически действующие (например, стандартом «де-факто» долгое время были язык взаимодействия с реляционными базами данных SQL и язык программирования С), фирменные стандарты (например, Microsoft ODBC);

- по методическому источнику. К этой группе относятся различного рода мето­дические материалы ведущих фирм-разработчиков программного обеспечения, ' -,' 1фйрм-консультантов, научных центров, консорциумов по стандартизации.

При разработке отечественных корпоративных систем использовался ГОСТ 34 602 39. В настоящее время при проектировании западных корпоративных систем специальные стандарты не используются.

Существуют методологии, основанные на различных концепциях управления бизнесом:

· Manufacturing resource planning (MRP)- общепринятая на Западе технология управления промышленными программами в условиях конкурентной рыночной среды

· ERP- управление всеми видами ресурсов предприятия

Для оценки эффективности качества корпоративных систем используются международные стандарты:

· Стандарт ISO

· ISO 12000 – для оценки структуры, жизненного цикла

· ISO 13000 – методы оценки

В Европе функционирует комитет IEEE. Он разрабатывает стандартные оценки эффективности и качества информационных технологий.

Существуют специальные методологии, позволяющие проводить оценку и экспертизу программных и технических средств:

1. методология СММ - разработана под эгидой министерства обороны США. Позволяет определить уровни зрелости информационных систем, а в основе этого определения – оценка статуса и авторитета фирмы-разработчика.

2. немецкая модель SCOPE*PROGEPT- оценка информационной системы на основе метрик.

Используются специальные тесты оценки информационных систем:

1.IPC (IBM, MP, Control Data)- для оценки производительности систем, характеристик стоимости приобретения и эксплуатации в течении жизненного цикла (5 лет)

2.TPC-A – оценка при работе в глобальной или корпоративной сети

3. TPC-D – оценка производительности коммерческих систем и программ принятия решений

4. SPEC_SFC (Sun, HP, Mips) – определение характеристик рабочих систем при наращивании её функциональных возможностей.

1. Тесты оценки характеристик технических и программных средств, для корпоративных систем представляет большой интерес группа тестов ТРС, где на основе критериев классов делового анализа формируются оценочные метрики.

2. Модели оценки качества CMM и COCOMO. Модель СММ служит для оценки риска, а модель СОСОМО на основе статистических моделей, формируемых на базе классов делового анализа, оценивает размерность затрат.

3. Методология ТСО – методология оценки совокупной стоимости владения программно-техническим комплексом, которая позволяет оценить перспективную стоимость КИС.

4. Методология комплексной оценки КИС фирмой- разработчиком.

 

В современных условиях, условиях жесткой конкуренции, очень важно гарантировать высокое качество процесса конструирования ПО. Такую гарантию дает сертификат качества процесса, подтверждающий его соответствие принятым международным стандартам. Каждый такой стандарт фиксирует свою модель обеспечения качества. Наиболее авторитетны модели стандартов ISO 9001:2000, ISO/ IEC 15504 и модель зрелости процесса конструирования ПО (Capability Maturity Model — СММ) Института программной инженерии при американском университете Карнеги-Меллон.

Модель стандарта ISO 9001:2000 ориентирована на процессы разработки из любых областей человеческой деятельности. Стандарт ISO/IEC 15504 специализируется на процессах программной разработки и отличается более высоким уровнем детализации. Достаточно сказать, что объем этого стандарта превышает 500 страниц. Значительная часть идей ISO/IEC 15504 взята из модели СММ.

Базовым понятием модели СММ считается зрелость компании. Незрелой называют компанию, где процесс конструирования ПО и принимаемые решения зависят только от таланта конкретных разработчиков. Как следствие, здесь высока вероятность превышения бюджета или срыва сроков окончания проекта.

Напротив, в зрелой компании работают ясные процедуры управления проектами и построения программных продуктов. По мере необходимости эти процедуры уточняются и развиваются. Оценки длительности и затрат разработки точны, основываются на накопленном опыте. Кроме того, в компании имеются и действуют корпоративные стандарты на процессы взаимодействия с заказчиком, процессы анализа, проектирования, программирования, тестирования и внедрения программных продуктов. Все это создает среду, обеспечивающую качественную разработку программного обеспечения.

Таким образом, модель СММ фиксирует критерии для оценки зрелости компании и предлагает рецепты для улучшения существующих в ней процессов. Иными словами, в ней не только сформулированы условия, необходимые для достижения минимальной организованности процесса, но и даются рекомендации по дальнейшему совершенствованию процессов.

Очень важно отметить, что модель СММ ориентирована на построение системы постоянного улучшения процессов. В ней зафиксированы пять уровней зрелости и предусмотрен плавный, поэтапный подход к совершенствованию процессов — можно поэтапно получать подтверждения об улучшении процессов после каждого уровня зрелости.

Начальныйуровень (уровень 1) означает, что процесс в компании не формализован. Он не может строго планироваться и отслеживаться, его успех носит случайный характер. Результат работы целиком и полностью зависит от личных качеств отдельных сотрудников. При увольнении таких сотрудников проект останавливается.

Для перехода на повторяемыйуровень (уровень 2) необходимо внедрить формальные процедуры для выполнения основных элементов процесса конструирования. Результаты выполнения процесса соответствуют заданным требованиям и стандартам. Основное отличие от уровня 1 состоит в том, что выполнение процесса планируется и контролируется. Применяемые средства планирования и управления дают возможность повторения ранее достигнутых успехов.

Следующий, определенныйуровень (уровень 3) требует, чтобы все элементы процесса были определены, стандартизованы и задокументированы. Основное отличие от уровня 2 заключается в том, что элементы процесса уровня 3 планируются и управляются на основе единого стандарта компании. Качество разрабатываемого ПО уже не зависит от способностей отдельных личностей.

С переходом на управляемыйуровень (уровень 4) в компании принимаются количественные показатели качества как программных продуктов, так и процесса. Это обеспечивает более точное планирование проекта и контроль качества его результатов. Основное отличие от уровня 3 состоит в более объективной, количественной оценке продукта и процесса.

Высший, оптимизирующийуровень (уровень 5) подразумевает, что главной задачей компании становится постоянное улучшение и повышение эффективности существующих процессов, ввод новых технологий. Основное отличие от уровня 4 заключается в том, что технология создания и сопровождения программных продуктов планомерно и последовательно совершенствуется.

Каждый уровень СММ характеризуется областью ключевых процессов (ОКП), причем считается, что каждый последующий уровень включает в себя все характеристики предыдущих уровней. Иначе говоря, для 3-го уровня зрелости рассматриваются ОКП 3-го уровня, ОКП 2-го уровня и ОКП 1-го уровня. Область ключевых процессов образуют процессы, которые при совместном выполнении приводят к достижению определенного набора целей. Например, ОКП 5-го уровня образуют процессы:

q предотвращения дефектов;

q управления изменениями технологии;

q управления изменениями процесса.

Если все цели ОКП достигнуты, компании присваивается сертификат данного уровня зрелости. Если хотя бы одна цель не достигнута, то компания не может соответствовать данному уровню СММ.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Требования к КИС | Информационные ресурсы и информационные услуги.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.206 сек.