Современные банки, предприятия и организации представляют собой совокупность подразделений, филиалов, отделов и офисов, обменивающихся между собой информацией и выполняющих отдельные части общей работы.
Любая организация - это совокупность взаимодействующих элементов (подразделений), каждый из которых может иметь свою структуру. Элементы связаны между собой функционально, т.е. они выполняют отдельные виды работ в рамках единого бизнес-процесса, а также информационно, обмениваясь документами, факсами, письменными и устными распоряжениями и т.д. Кроме того, эти элементы взаимодействуют с внешними системами, причем их взаимодействие может быть как информационным, так и функциональным. Такая ситуация справедлива практически для всех организаций, каким бы видом деятельности они не занимались (органы государственного управления, банки, промышленные предприятия, коммерческие фирмы и т.д.).
Такой общий взгляд на организацию позволяет сформулировать некоторые общие принципы построения корпоративных информационных систем, т.е. информационных систем в масштабе всей организации:
1. информационная модель - представляющая собой отражение реальной информационной базы предприятия и описывающая все существующие информационные потоки, совокупность правил и алгоритмов функционирования информационной системы;
2. техническое обеспечение (суперкомпьютеры, имеющие перспективные архитектуры и технологии организации вычислительного процесса);
3. средства коммуникации (сетевые компьютерные технологии, технологии Internet/Intranet, технологии клиент - сервер);
4. системное и сетевое программное обеспечение, обеспечивающее работу коммуникационных средств;
5. прикладное программное обеспечение, необходимое для выполнения прикладных задач в каждом подразделении банка;
6. средства обеспечения безопасности (разграничение доступа к ресурсам, обеспечение надежности функционирования корпоративной системы в целом).
1. КИС создается на длительный срок эксплуатации, поэтому, как любая информационная система с продолжительным циклом жизни, она должна удовлетворять очевидному требованию: информационная среда должна быть гибкой, легко модифицируемой, расширяемой, простой в управлении и сопровождении.
2. КИС должна быть открытой и постоянно пополняться свежей информацией, идеями и т.д. из внешних источников.
3. КИС должна базироваться на централизованной сетевой базе данных, способствующей внутренней структуризации корпоративного информационного ресурса. В свою очередь, сетевые средства телекоммуникаций должны обеспечивать всем структурным подразделениям быстрый и эффективный распределенный доступ к корпоративному хранилищу данных.
4. Логическая модель данных должна обеспечивать всестороннюю структуризацию, упорядочивание и классификацию сохраняемой в базе данных информации, для чего разработчики КИС должны использовать самые разные групповые и семантические классификационные признаки, например, принадлежность информации подразделению, пользователю, другим содержательным атрибутам.
5. Корпоративный банк данных должен обслуживаться дистанционно средствами распределенного административного интерфейса КИС. Это позволяет, с одной стороны, сохранить локальный характер управления информацией, с другой стороны, направить кооперативные усилия всего коллектива на формирование единого непротиворечивого информационного ресурса.
6. КИС включает механизмы обратной связи, которые обеспечивают резонансный, положительный эффект от кооперативных усилий всех структурных подразделений по созданию и сопровождению корпоративного информационного ресурса.
Требования к корпоративным информационным системам.
- производительность и пропускная способность;
- уровень и возможности масштабирования;
- надежность и безотказность работы;
- безопасность;
- стоимость установки, сопровождения и развития.
Анализ эффективности функционирования корпоративной сети проводится по следующим направлениям:
· сетевая инфраструктура;
· серверы файлов печати и веб-серверы;
· серверы приложений;
· архитектура служб каталогов; модель управления;
· система внутрикорпоративных стандартов;
· средства защиты информации.
Самый очевидный способ повышения производительности — разработка более быстрых аппаратных модулей, например, создание многопроцессорных систем, использование новых аппаратных архитектур, самых современных компьютеров и суперкомпьютеров. Другим эффективным способом повышения производительности является построение многопроцессорных систем. На сегодняшний день разработано множество способов повышения надежности компьютерных систем:
· избыточный массив недорогих дисков RAID (Redundant Array of Inexpensive Disks) существенно уменьшает риск простоя системы из–за отказов HDD, одной из наименее надежных составляющих современных компьютеров;
· специальное ПО, регулирующее скоординированное использование общекластерных ресурсов, осуществляющего взаимный контроль работоспособности и обеспечивающего обмен специфической «кластерной» информацией между его узлами;
· создание серверов с отказоустойчивой аппаратной составляющей;
· специализированные отказоустойчивые СУБД Oracle, Sybase, Informix и Teradata.