На сайте «ту>у.ттйр1хе1.согавсе желающие могут пообщаться с искусственным сознанием Сепепс АгйЯаа! Соп$сюи5пе$8 (ОАС) и задать ему вопросы, требующие простого ответа "да" или "нет". Создатель ОАС, компьютерный фанат Крис Мак-Кинли, написавший в 12 лет шахматную программу для микрокомпьютера ТК8-80, рассчитывает в ближайшие 10 лет собрать миллиард фактов для ОАС, что должно сделать искусственное сознание по уровню интеллекта неотличимым от среднего человека.
С другой разработкой подобного плана, АЫСЕ, можно познакомиться на сайте \«У№.аНсеЬо1.ог8.Эти разработки обычно называют чат-роботами, поскольку они способны через 1п1егпе1 поддерживать разговор на любые темы неограниченно долго. Профессор Ричард Воллэс разработал первую версию своего чат-робота в 1995 г. с помощью языка программирования 5ЕТЦ основанного на принципах теории множеств и математической логики. В 1998 г. вышла ^уа-версия программы, в том числе и \У1пАЫСЕ для
АЫСЕ распространяется в исходных текстах. К ней приложен своеобразный конструктор знаний АШЬ, позволяющий расширять сферу познаний АЫСЕ простым добавлением новой информации, описанной в текстовом виде (на ХМЬ).
Эта задача — одна из первых задач ИИ. 30 лет тому назад была разработана программа ЕН^а объемом 240 строк на Лиспе, позже — аналогичная программа на Прологе. Она выделяла ключевые слова во фразах, строила на их основе простые вопро-сы и создавала неплохую иллюзию реального диалога. Большинство сегодняшних разработок действуют по тому же принципу — определяют ключевые слова и их комбинации без понимания смысла.
Однако имеются программы на основе иных принципов. Так, компания
1лГе (\у\то.аг1Шс!а1-ИГе.сот)выпускает набор продуктов, использующих технологии
ИИ.
Сервер приложений Юопе 5еп>ег поддерживает работу автономных агентов (интерактивных персонажей), которые общаются с посетителями сайта на естественном языке. Пока они способны отвечать на 20% вопросов, что обеспечивает 80% всех потребностей посетителей в информации.
Агенты могут решать различные проблемы общения, основываясь на системе логического вывода, имеющей несколько уровней синтаксического анализа фраз, слежения за контекстом разговора и понимания отдельных слов. Способность поддерживать беседу и понимать, куда клонится разговор, очень важна — она позволяет вносить в процесс общения эмоциональные составляющие, например, при реакции агентов на трудные вопросы. Агенты могут также определить предпочтения посетителя, обращаясь к базе знаний о структуре сайта. Клиент-серверная версия Юопе 5еп>ег на 50 одновременно работающих с агентами посетителей стоит $2499. . . •.,
Модуль Меззеп^ег выполняет автоматический анализ и обработку поступающей электронной почты и способен самостоятельно отвечать на письма или перенаправлять их на другие адреса в зависимости от смыслового наполнения.
Модуль Кпои>1ес1%еМапа8ег формирует смысловую карту корпоративных документов и семантические взаимосвязи между ними.
Модуль 8а1е$Кер составляет пользовательские профили, анализируя траектории путешествия людей по сайту и результаты общения с агентами. Эти профили предназначены для применения в системах электронной коммерции.
Модуль Са11Сеп{егА§еп( позволяет создавать интеллектуальные центры обслуживания, способные в автономном режиме без участия человека выдавать быстрый ответ на обращение по телефону или электронной почте.
Модуль РогГ/ЫюМапацег определяет типичные интересы человека и предпочтительные для него способы общения (телефон, пейджер, почта), а также вероятность продажи ему того или иного продукта.