Технологии автономных агентов привлекательны прежде всего тем, что позволяют разработчику, не знающему точного способа решения задачи или оптимальных параметров управления процессами, обойтись минимумом усилий, создав только один прототип агента, содружество которых затем запускается в компьютерную среду (например, в распределенную сеть) и достаточно эффективно выполняет черновую переработку информации, адаптируясь к окружающей среде и постепенно достигая поставленной цели.
В Колумбийском университете создана система У/Ш, предназначенная для анализа безопасности проведения электронных транзакций. Центральная самообучающаяся система, первоначально использующая набор шаблонов аномальных ситуаций, следит за изменением содержимого больших и быстро растущих распределенных БД в реальном масштабе времени, выявляя типичное для конкретной организации "поведение" транзакций. За возможными неисправностями и отклонениями в работе следят локальные агенты, также способные к обучению. Они передают накопленные сведения в главную систему, принимающую стратегические решения. Агенты могут объединяться в группы и превращаться в метаагентов, синтезирующих конкретные модели обучения своих подопечных.
Продолжаются работы над технологией Мспмо/? А$еп(, вводящей в Мпёоте интерактивные персонажи, с которыми можно общаться и советоваться. Этот подход предполагает принципиально новый интерфейс взаимодействия человека и компьютера
Но наиболее перспективным сегодня считается применение интеллектуальных помощников для выполнения всевозможных операций поиска и сбора информации в 1п1егпе1 — пока это всевозможные сетевые агенты (пауки, \УеЪ-роботы), индексирующие данные в 1п1егпе1. Однако стремительный и хаотический рост ШеЬ-пространства требует новых подходов для отбора нужных сведений. Новые поколения интеллектуальных автономных агентов подходят для этого как нельзя лучше — они способны самообучаться, эффективно взаимодействовать друг с другом и проявлять определенную самостоятельность при общении с клиентом.
Некоторые из разработчиков считают, что агент должен делать за пользователя в 1п1егпе1 все — надо просто послать его за нужной информацией или файлом, и он принесет их "на блюдечке". В более отдаленной перспективе предполагается перенести на агентов и работу по электронной коммерции, когда продавцами и ассистентами будут выступать программы, а людям останется только подсчитывать прибыль. Идея хорошая, но пока для ее реализации нет подходящих ресурсов. Нужны мощные суперкомпьютеры, распределенные хранилища данных, эффективные низкоуровневые технологии поиска и ОС, поддерживающие выполнение мобильного кода.
Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Когда появилась технология 1ауа, группа ОМО разработала МоЬЛе А§еп1 Зуз1ет 1п1егорегаЪШгу РасШгу — требования к протоколу общения агентов. Развивает эти идеи, в частности, и японское отделение 1ВМ, создавшее библиотеку разработчика .Гауа-агентов (аглетов) 1ауа А§1е18 5ОК (\улулу.1г1ЛЬп1.со.]р/а§1е18),в основу которой положен переделанный из 8ип слоган: "пишется однажды, передвигается везде".
Немалую активность в создании агентов для 1п1егпе1 проявляет ОАКРА. Оно разработало протокол обмена знаниями и основанный на нем язык общения агентов Кпо\у1её§е Онегу апс! Машри1а1юп Ьап§иаёе (КО^МЬ), также пригодный для применения в интеллектуальных решателях.
Интересное направление в области автономных агентов родилось с развитием языка ХМЬ. На его основе сегодня создаются ХМЬ-агенты, способные по запросу предоставлять информацию из произвольных источников данных. Немаловажно, что в отличие от Дауа-технологии, когда для выполнения байт-кода требуется ЗУМ-машипа, ХМЬ-агенты описываются единственным тегом <асемт> и используют всего три типа объектов — ввод, вывод и ошибка. Они содержат набор "рецепторов" для общения со своими "коллегами", могут применять любой доступный язык сценариев (или специ-ально разработанный ХМЬ 8спр1), а также СС1-программы — в зависимости от возможностей сервера, на котором они выполняются. Главное, чтобы локальные программы стандартно обрабатывали три вышеперечисленных типа объектов.
Если классические агенты "путешествуют" по Сети сами, то ХМЬ-агенты лишь обмениваются сообщениями и данными с другими агентами с помощью НТТР-запросов, что позволяет создавать сколь угодно сложные структуры автоматического хранения и управления данными.