Объективная вероятность – понятие, характеризующее количественную меру возможности проявления некоторого события при определенных условиях. Она выражается с помощью математической теории вероятности. Например, вероятность выпадения «орла» при бросании монеты равна ½.
Субъективная вероятность позволяет анализировать особенности субъективной, познавательной деятельности людей в условиях неопределённости. Выражается такая вероятность средствами слов: «возможно», «может быть», «вероятно», «скорее всего» и пр.
Условия повышения степени вероятности выводов посредством индукции через анализ и отбор фактов таковы:
1) количество исследованных экземпляров данного класса должно быть по возможности достаточно большим;
2) элементы класса должны быть отобраны планомерно, и должны быть более разнообразными;
3) изучаемый признак, по которому классифицируются объекты, должен быть типичным для всех элементов;
4) изучаемый признак должен быть существенным для данного класса.
В следующем виде неполной индукции человек выводит свое мышление на более высокий уровень абстракции. Научная индукция – это умозаключение, в которой на основании познания необходимых признаков части предметов класса делается общее заключение обо всем классе. Несмотря на то, что исследуется только часть класса, научная индукция даёт достоверное заключение. Это объясняется тем, что учитывается важнейшая из необходимых связей – причинная. Применение научной индукции позволило сформулировать все научные закономерности (Архимеда, Ома, законы общества и т.д.). Научная индукция опирается не столько на большое число исследуемых фактов, сколько на всесторонность их анализа и установление причинной зависимости, выделение необходимых признаков или связей.
Под причиной явления В понимается явление А, наличие которого обязательно вызывает явление В. А – действие причины и достаточное условие для В. Распространенная ошибка, свойственная процессу установления причинно-следственных связей между объектами основана на подмене причинных связей временными. Называется она «если после этого, значит по причине этого».
Метод единственного сходства
Он работает в том случае, когда замечено, что интересующее нас явление в нескольких случаях имеет некоторые обстоятельства, при этом одно повторяется, остальные исчезают или изменяются. Записывается этот метод следующим образом:
АВС – а,
АДЕ – а,
АКМ – а.
А → а
Метод единственного различия применяется тогда, когда рассматриваются два случая, где в первом – явление а наступает, во втором – не наступает. При исследовании обстоятельств установлено, что они сходны в 1 и 2 случаях, кроме одного, которое в первом присутствовало, а во втором отсутствовало.
АВСD – а,
ВСD – нет а.
А→а
Метод сопутствующих изменений. Если при изменении предшествующего обстоятельства А изменяется и изучаемое явление а, при этом все остальные предшествующие обстоятельства: В, С, D, Е, … остаются неизменными, то А является причиной а.
А1ВСD – а1,
А2ВСD – а2,
--------------
АnВСD – аn
А→а
Метод остатков. Пусть изучаемое явление К распадается на однородные части: а, в, с, d. Установлено, что А является причиной а, В – причиной в, С – причиной с. Должно быть и сходное с А, В, С обстоятельство D, которое является причиной необъясненного явления d.