Вопрос представляет собой специфический вид мысли. Вопросы задают в тех случаях, когда есть познавательная неопределенность. Исходное знание, явно или неявно содержащееся в вопросе, называется его предпосылкой или базисом. Предпосылка обусловливает множество возможных ответов на вопрос. Вопрос– это мысль, в которой выражается стремление дополнить имеющуюся информацию с целью устранения или уменьшения познавательной неопределенности.
Характеризуя вопросы с логической точки зрения, следует рассматривать вопросно-ответные ситуации, включающие предпосылки вопросов. Благодаря последним, вопросы могут использоваться для неявной передачи информации. Например, в вопросе: «По каким причинам Сидоров не сдал экзамен?» содержится информация, что Сидоров не сдал экзамен. Именно предпосылки вопросов дают возможность для совершения уловки «сокрытие необоснованности утверждения». Необоснованное утверждение выражается не явно, а в виде предпосылки вопроса так, как если бы это был известный факт или общепризнанное мнение. Например, «Когда Вы будете пересдавать экзамен?». Надо учитывать, что, возможно, тот, к кому обращаются, вообще не собирался пересдавать экзамен. В беседе, при появлении такого вопроса, надо сказать, что предпосылка вопроса является необоснованной, а также указать на наличие уловки.
Открытые вопросы те, которые не предполагают определенного числа ответов. Закрытыевопросы требуют определенное число ответов. Например, в анкетах чаще используются закрытые вопросы. Вопрос «Как написал реферат этот студент?» — открытый. Из него можно получить закрытый вопрос: «Как написал реферат этот студент (хорошо, плохо, удовлетворительно)?».
Уточняющие (определенные, прямые, или «ли»-вопросы) содержат частицу «ли». Восполняющие (неопределенные, непрямые или «к»-вопросы) включают в себя вопросительные слова: где, когда, кто, почему, какие и пр. Каждый из уточняющих и восполняющих можно отнести или к простым или к сложным. Простые вопросы в качестве базиса содержат простое суждение, соответственно, сложные– содержат сложное суждение, конъюнктивное или дизъюнктивное.
Связка «если…, то» не указывает на сложность вопроса, так как она полностью содержится в едином базисе вопроса. Например, «Верно ли, что если подует ветер, то станет холоднее?» является простым, условным вопросом. Поэтому можно разделить простые вопросы на условные и безусловные.
Каждый сложный вопрос желательно разбить на несколько простых. Например, «Хотите ли Вы чаю или кофе?» (уточняющий, сложный), «Кто был организатором данного преступления и где находятся похищенные ценности?» (восполняющий сложный).
Вопрос является логически корректным (логически правильным), если на него можно дать истинный ответ, снижающий познавательную неопределенность. На логически некорректные вопросы такого ответа дать нельзя. Это означает, что на логически некорректный вопрос либо нельзя дать никакого ответа, либо нельзя дать истинного ответа, либо нельзя дать ответа, снижающего познавательную неопределенность. В соответствии с этими тремя возможностями различают три типа некорректных вопросов.
К вопросам, на которые нельзя дать никакого ответа относятся бессмысленные и недоопределенные вопросы. Вопрос является бессмысленным, если в его формулировке содержатся выражения, смыслы и значения которых не известны. Например: «Приводят ли критическое метафизирование абстракциями и дискредитация тенденции церебрального субъективизма к игнорированию системы парадоксальных иллюзий?»[1].
Вопрос является бессмысленным и в том случае, если все выражения, входящие в формулировку вопроса, имеют определенные смыслы или значения, однако между этими выражениями нет согласования (грамматического или смыслового). «Разговаривают ли камни?». В этом примере показано, что логическое сказуемое применено к несоответствующей области.
Вопрос является недоопределенным, если в его формулировке содержатся многозначные термины и из контекста неясно, в каком из возможных смыслов они употребляются в данном случае. Например, «Вы за или против передачи земли народу?». Неясно, какой смысл вложен в понятие «народ», как понимать «передачу» (безвозмездно, в аренду, посредством купли-продажи).
Второй тип логически некорректных вопросов – это провокационные вопросы. На них можно дать только ложный ответ, как бы вы не старались. Дело в том, что предпосылками вопросов являются заведомо ложные суждения. Например, в случае, когда человек, к которому обращаются – некурящий: «Перестал ли ты курить?». Отвечая либо «да», либо «нет», этот человек неявно утверждает, что он курил или курит.
Кроме логического аспекта вопросов важно учитывать их прагматический аспект, то есть оценивать вопросы и ответы с точки зрения полезности в данной, конкретной ситуации неопределенности. Например, известно, что, задавая вопрос в суде, адвокат не должен требовать устранения неопределенности, если это устранение усугубляет виновность подсудимого.
Выделяют так же релевантные вопросы – это вопросы, между предпосылками которых имеет место отношение логического следования. Релевантные вопросы можно разделить на вопросы логически эквивалентные, а также вопросы, требующие устранения большей или меньшей неопределенности. Если из предпосылки одного вопроса следует предпосылка другого, то первый называют более информативным, чем другой.