(я не готовился, не выспался, не позавтракал, дорогу перебежала черная кошкаè я не сдал экзамен)
(я готовился, выспался, позавтракал, дорогу перебежала черная кошкаè я не сдал экзамен)
(вероятно черная кашка виновата в том что я не сдал экзамен)
А,В,С,Д è а
В,С,Д неè а
Вероятно А является причиной a
(я готовился, выспался, позавтракал, взял талисман на удачу è я сдал экзамен)
(я готовился, выспался, позавтракал, забыл дома талисман è я не сдал экзамен)
Вероятно талисман является причиной а
А,В,С,Д è а
А1,В,С,Д è а1
А2,В,С,Д è а2
………………….
Вероятно A является причиной а
К состоит из а,в,с
Мы знаем, что есть причина в (Вèв)
Мы знаем, что есть причина с (Сèс)
Вероятно Аèа (так открыли Плутон)
Самая распространенная ошибка носит красивое латинское название
(post hoc ergo propter hoc) по-русски: после того значит по причине того. Она связана с неспособностью обыденного сознания проникать вглубь событий.
Вторая ошибка – поспешное обобщение (все женщины коварны, все мужчины негодяи напр.)
Доказательство – это логическая операция обоснования истинности с помощью других истинных и связанных положений,
Доказываемое положение – тезис, то с помощью чего доказываем – аргументы
{А1,А2,А3,А4,……….Аn} – T
Связь аргументов – демонстрация.
Доказательсвто – прямое и косвенное
Косвенное (мы выдвигаем ˥ T, и его доказываем ложность)
Элементы доказательств:
Требования к тезису:
1. тезис должен нуждатся в доказательстве (не любой тезис нуждается в доказательстве.)
2. тезис должен быть ясным и точным
3. на протяжении всего доказательства тезис должен оставаться неизменным.
Требования к аргументам:
1. аргументы должны быть истинными утверждениями
2. истинность аргументов должна устанавливаться независимо от тезиса, в противном случае порочный круг
3. приводимые аргументы не должны противоречить друг другу.
Эристика – наука о правильном ведении спора.
первый тип спора – ради истины,
второй тип спора – для убеждения противника,
третий – спор ради навязывания своего мнения.
Четвертый тип – ради победы, ради самого спора.
Правила спора:
1. Должен имеется предмет спора
2. должна быть общая основа для спора
3. у обеих сторон должны быть хотя бы минимальные знания о предмете спора.(спор двух невежд это нечто)
4. необходимо уметь слушать собеседника (встать на точку зрения оппонента)
5. не следует спорить о личных вкусах
Позволительные уловки в споре:
1. оттягивание возражения (франц. Поговорка – самый умный ответ приходит на лестнице) тянуть время.
2. эффектность и четкость (то что вы хотите доказать нужно формулировать в виде четкого термина)
3. почаще заставляйте своего оппонента говорить «ДА», чтобы он привык.
4. никогда не давайте своему оппоненту ускользнуть от ответа, иначе он будет использовать эту тактику и дальше. Нужно чтобы на все вопросы были ответы.
5. возложите бремя доказательства на своего оппонента
Непозволительные уловки в споре (ведет к тому что рациональный спор переходит в иррациональный):
1. подмена тезисов
2. использование эмоционально окрашенных понятий, неопределенных понятий.
3. взять противника на испуг.
4. гнусная уловка – когда спорят не с идеей, а с человеком (напр. Ленин.)
5. «двойная бухгалтерия», когда с одной меркой подходят к себе и с другой меркой к оппоненту.
6. опровержение доводов самых очевидных. Это сбивает с толку противника и он оказывается деморализован (диверсия) начинается с фразы «А не подойти ли нам к этому вопросу с другой стороны…»
7. выведение противника из себя.
8. аргумент к авторитету. Как к своему так и к авторитету третьего лица.
9. аргумент к жалости.
10. аргумент к тщеславию.
11. аргумент к невежеству (ну ежу понятно….; любой дурак поймет….; всем известно что; ну нельзя же не знать что….)