Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т.д. Они более полно характеризуют окончательные результаты хозяйствования, т.к. их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
Показатели рентабельности делятся:
ü Показатели, характеризующие рентабельность затрат на производство и продажу продукции и инвестиционных проектов;
ü Показатели, характеризующие рентабельность продаж;
ü Показатели, характеризующие рентабельность капитала и его частей.
Рентабельность производственной деятельности исчисляется отношением прибыли от продаж (ППР) или чистой прибыли к сумме затрат на производство и продажу продукции.
R3=Ппр : Затраты на производство и продажу продукции или
R3= ЧП : Затраты на производство и продажу продукции.
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затрат на производство и продажу продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, по подразделениям и по видам продукции.
Аналогичным образом рассчитывается окупаемость инвестиционных проектов. Получаемая или ожидаемая сумма прибыли относится и к сумме инвестиций в данный проект.
Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от продажи продукции или чистой прибыли на сумму выручки. Характеризует эффективность предпринимательской деятельности, другими словами, сколько рублей прибыли имеет предприятие с одного рубля выручки. Рассчитывается по предприятию и видам продукции.
Rрп=Прп или Rрп=ЧП
Рентабельность капитала рассчитывается отношением прибыли от продаж или чистой прибыли к среднегодовой стоимости инвестируемого капитала (∑к) или отдельных его слагаемых собственного, заемного, основного, оборотного и т.д.
Rк=ППР Rк=ЧП
∑к ∑к
В процессе анализа оценивается динамика этих показателей, выполнение плана по их уровню.
Уровень рентабельности производственной деятельности исчисляется в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры проданной продукции, ее себестоимости и средних цен продажи.
R=П(при VПРобщ, УДi, Цi Сi)
З(при VПРобщУДi, х Сi)
Расчет влияет факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности можно выполнить способом цепных подстановок.
(прибыль, которую предприятие могло получить при VРПф, УДф и Цф, но при плановой себестоимости продукции)
Rф=Пф(при VПРобщ,ф УДф, Цф Сф)=19296х 100=23,93%
Иф (при VПРобщ, фУДф, Сф) 80639
Rобщ=Rф-Rпл=23,93-23,14=+0,79%
Rvпр=Rусл1-Rпл=23,14-23,14=0
Rуд=Rусл2-Rусл1=23,34-23,14=+0,2%
Rц=Rусл3-Rусл2=27,6-23,34=+4,26%
Rс=Rф-Rусл3=23,93-27,6=-3,67%
Вывод: план по уровню рентабельности перевыполнен в связи с повышением среднего уровня цен и удельного веса более рентабельных видов продукции в общем объеме продаж. Рост себестоимости проданной продукции на 2317 тыс. руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 3,67%.
Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции.
Ri=Пi = VРПi(Уi-Сi) = Цi-Сi = Цi – 1
Зi VРПi × Сi Сi Сi
По данным таблицы выполнение плана и динамики прибыли от продажи отдельных видов продукции расчет влияния этих факторов осуществляется способом ценовых подстановок.
Изделие А
Rпл=Уусл-Спл=520-400х 100=25%
Спл 400
Rусл=Уф-Спл=520-400х 100=30%
Спл 400
Rф=Уф-Сф=520-450х 100=15,55%
Сф 450
Вывод: план по уровню R недовыполнен на 9,45% (15,55-25) за счет увеличения Ц R возросла на 5 % (30-25). Из-за увеличения себестоимости уровень R уменьшился 14,45 (15,55-30). Аналогичные расчеты производятся по каждому виду продукции. При этом оцениваются более доходные виды продукции.
Факторный анализ рентабельности продаж
Детерминированная факторная модель этого показателя по предприятию в целом :
Rрп=Ппр=f(VПРобщ, УДi, Уi Сi)
В=f(VПРобщ, УДi, Цi)
Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цен и себестоимости изделий.