После установки новой системы и проведения конверсии начинается ееэксплуатация. На этом этапе проводится проверка работы системы пользователями и техническим персоналом на предмет ее соответствия целям организации и для выяснения того, нужно ли внести в систему какие-либо изменения.
Внесение изменений в оборудование, программное обеспечение, документацию или процедуры для коррекции ошибок или для повышения эффективности работы системы носит название технического обслуживания.
Регулярное обслуживание системы требует оценки временных затрат для каждого вида работ (Lientz и Swanson, 1980). Примерно 20% времени тратится на отладку программного кода или на устранение эксплуатационных проблем; еще 20% уходит на внесение изменений в данные, файлы, отчеты, оборудование и системные программы. Оставшееся время уходит на совершенствование пользовательского интерфейса, улучшение сопутствующей документации и на модернизацию и удаление некоторых компонентов системы, что ведет к повышению эффективности работы последней. Объемы работ по обслуживанию могут быть значительно уменьшены благодаря применению тщательного системного анализа и современных технологий проектирования. В табл. 2 представлены все основные действия при разработке системы.
Таблица 2.
Построение информационной системы
Ключевые процессы
Описание
Анализ системы
Определение проблемы (проблем)
Выбор решения
Оценка информационных потребностей
Проектирование системы
Создание проектных спецификаций
Программирование
Перевод проектных спецификаций в программный код
Тестирование
Блочное тестирование
Системное тестирование
Приемочные испытания
Конверсия
Плановая конверсия
Подготовка документации
Обучение пользователей и технического персонала
Эксплуатация и техническое обслуживание
Работа с системой
Проверка функционирования системы
Внесение необходимых исправлений
Phased approach (фазовый подход)
Поэтапное внедрение новой системы (использование отдельных функций или ввод в эксплуатацию в одном отделе организации за другим).
Documentation (документация)
Описание принципов работы системы с технической и пользовательской точек зрения.
Production (эксплуатация)
Этап, наступающий после установки новой системы и проведения конверсии; в это время проводится проверка работы системы пользователями и техническим персоналом на предмет ее соответствия задачам, стоящим перед организацией.
Maintenance (техническое обслуживание)
Внесение изменений в оборудование, программное обеспечение, документацию или процедуры при коррекции ошибок в системе, появлении новых требований или для повышения эффективности работы информационной системы.
Системы отличаются размерами, технической сложностью, а также типом организационных проблем, связанных с их созданием и эксплуатацией. Поскольку существуют системы различных типов, для их создания применяется множество различных методик. В данном разделе рассматриваются все основные элементы технологии создания систем: традиционный «жизненный цикл» системы, создание прототипа, пакеты прикладных программ, разработка с участием конечных пользователей и сторонних организаций (аутсорсинг).