русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Научная индефикация соц. работы и эпистемологические проблемы


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 1176; Нарушение авторских прав


Проблемы институализации соц. работы.

 

Как целостный процесс. 21 в д.н.э. к 21 в. Н.э. Есть два направления –практика, область познания и направление образования.

 

Подходы к описанию соц. реальности. . Входят аксиомы и общие законы, позволяющие описывать и идеализировать объект. Предметный язык- тот инструмент, который обладает той или иной теоритический объект.

По характеру решаемых задач принято выделять- гипотико-дедуктивные, дисретивно-прогностические, индуктивные, формализированная теория логики и математики.

Основные этапы развития теории соц. работы, как системе комплексов.

Позитивизм, постпозитивизм, критическая теория, конструктивизм

Позитивизм- Мэри Ричман, благотворительная д-ть на научных основаниях, методы познания в медицинской практике, служили рабочей гипотезой.

С расширением практики модель мед-кая начала притерпевать трудности, когда ситуация касалось одного человека, модель могла использоваться, но для группы не работает, т.к. следует учитывать много элементов.

Дало принципы научного эклиптизма- соединение разнородных взглядов, идей и теорий. Понятие во 2-м веке из Александрии. В рамках познания теории соц. работы из различных областей найти универсалии, исходя из его особенностей.

Большое место играет предметный язык, строится на основе понятийной дихотомии, тех крайностей, на которых выстраивается процесс познания.

 

Позитивизм в теории соц. работы

В основе позитивистской парадигмы лежит объяснение явлений, при этом исследователь удален от объекта, результаты могут быть приняты напрямую. Теория соц. работы опирается на последовательную работу с клиентом. Диагноз строится на причинно-следственной связи, в основе позитивизма есть реально наблюдаемый объект. Диагноз строится на основе псих-го и соц-го познания. Психологические концепции могут быть различны.



Дают объективно рассматривать ситуацию клиента. Рассматриваются как объективные, так и субъективные факторы. Данные формы познания базируются на принципах детерминизма, всё поведение определено, ситуация имеет какие-то причины. Должен учитываться соц. контекст, определяющий ситуацию как норму или отклонение. Причинно-следственные связи недостаточно верно отражают его ситуацию, подвергается критике.

Постпозитивизм

Реалистический подход- субъективные интерпритации и субъетивные представления о позициях. С помощью движущихся сил могут инициироваться в различные ситуации. Познание на материале тех событий, которые представляют собой определенные тенденции. Клиент рассказывает ситуацию, интерпретирует её.

Критическая теория

Подход характерен для неомарксизма, феминистской теории. Ориентирована в соц. работе, согласно которой, на своей орг-ой самостоятельно регулирует свою жизнь.

Теория активизации

Принимала различные стадии, каждая из которых симела свою особую технологию. 1 стадия- связана со степенью власти граждан, формы- делегирование полномочий, участие, неформальное участие. Форма- консультирование и неучастие- манипулирование, информирование. На каждом этапе расширяется база.

Пути познания в теории соц. работы.

Calibri.ru- интернет магазин.

Дедуктивный путь познания- продвигается от общих принципов к частным от более общих закономерностей к конкретному примеру. Плюсы в том что методология понимания клиента, минусы- не используется эмпирический опыт. 2-й путь познания- индуктивно- эмпирический. Полгает что исследователь наблюдает факты и развивает их анализ до обобщения. Включает наблюдение, обнаружение закономерностей и формулирование выводов.

Диалектико- материалистический путь исходит из того что материя имеет различную организацию.

Познание осуществляется путём анализа различных реалий, в том числе исторических. Их изменение в сторону равенства потребления как в условиях развитого капитализма и там где строятся рыночные отношения, выясняя причину ж-ти общества, соц. работники могут осмыслить как возникают противоборствующие процессы и наметить конкретные решения проблем. Представлены марксистской идиогемой, т.е. радикальными подходами соц. работы. Психосоц- ый диагноз, связан с вяеснением проблем человека, характерны феноменологические вопросы, они связаны с типичными переживаниями клиента, реакциями его окружения. Казуальным вопросом объясняется развитие личности и проблематика клиента. Стратегические вопросы побуждают к дискуссиям, поиску различных альтернатив решения проблемы. Существенным моментом являются информационные источники, позволяющие воспроизвести соц. историю клиента.

Феноменологический путь познания

Связан с понятием- жизненный мир клиента. Является исходной точкой всех теоритических построений, поэтому первой частью является вопрос о жизненных отношениях. Феноменология позволяет опредеить общие положения теории и практики соц. работы, должна способствовать более точному описанию определений соц. работы и осмыслить круг адресатов.

Основные теоритические подходы к соц. модели

Критерии классификации подходов

1.Эволюционный характер соц. работы 2. Особенности национального развития государств 3.плюрализм теорий и методов 4.эмпирические практики соц. работы 5.специфика клиента и его детерминант 6.биомакроконтекст- ценностные и пол-ие ориентации исследователя

Модель- соц. работа как многоуровневая теория. Формируется вокруг триады- теория, практика, академическая дисциплина. Сайбер считает что каждый уровень осмысляет свой уровень задач. 1 уровень осмысляет философские перспективы, природу и цели, соц. изменения и ценности 2 уровень- теория практики- теория методов соц. работы, рассматриваются соц-ные и психологические теории, теория мира клиента- псхологические теории проблемы личности, семьи, групп и организаций.

Теория предметной сущности соц. работы. Нигрэ- в основе нго метода лежат подходы к типам теории, которые могут быть применимы в соц. работе. Метазнания- за рамками соц. работы. Осмысление знания в рамках теории. Знания прикладного исследования, верифицирующие.

Матрица познания- немцы. Традиционная схема- предмет, общие ичастные цели, задачи, рабочие области, учереждения, существующие или которые необходимо создать.

Специфические приемы в теории, системные теории, объяснительные модели. На основе системных действий, комбинации идей. Дедуктивные теории практ-ой работы- формы описания сложившихся методов пользования. Индуктивные теории практики соц работы на основании эмпирического опыта, эмплицитных воззрений клиента. 3 силы практической теории. На вершине- те силы, создающие и управляющие профессией. Силы и процессы, определяющие людей как клиентов и силы, создающие соц. контекст, влияющие на практику.к Классическим дедуктивным теориям практ. Соц. работы- инд. Работа со случаем, группой, семьей, в миросоциальной среде, соц-ое администрирование, имеют свои уровни и схемы осмысления. Основные теоритические подходы- психолого социальные.теория мира клиента. Рассматриваются те теории, объясняющие соц. функционирование и нефункционирование клиента.

макрофакторы- глобализация. 2.мировая система экономики 3. Динамика мировой и политической системы 4. Мировая экосистема.

Мезофакторы- система экономики, гос. политика, система соц. защиты населения, институты гражданского общества, система безопасности, наличие прав и свобод в государстве.

Микрофакторы- развитие человека в реальной соц. исторической среде, текущие соц. и этнокультурные прцессы, качество жизни человека, возможности личной мобильности и реализации в данной ситуации, качество жизни человека.

Соц. работа как парадигмальная теория- в основе лежит помощь и поддержка. Инструмент изменения. В зависимости от понимания проблем личности, в соответствии с этим выстраиваются технологии и помощь. Объясняется и способствует пониманию реальности. Есть инструментальный компонент. Открыта для императивных аспектов. Теория имеет способность к развитию. Лена доминелли предлагает основные парадигмы.

Теоритические подходы Основные концепции
Терапевтические подходы Теория соц. конструирования, гум. И экз-ная теория, теория соц. развития, феминистская теория, теория активизации
Социал коллективистский подход Критическая теория, фкминистская теория, антидискриминационная теория, теория активизации
Терапевтические подходы Задаче-центрированные теории, кризисные теории, психодинамические теории, когнитивно- поведенческие теории, системная теория, теория семейной терапии, теория активизации

 

Социальная работа в глобальном мире

Феномен всемирной истории, всемирность. С возникновением рынка. 2 этап связан с объединительными- глобальными проблемами. 3 группы проблем- проблема взаимоотношения общества и личности. Демографические проблемы, проблемы недоедания. Проблема связаны с негативизмом научно-технического прогресса. Проблема опасных болезней. Проблема отношения между обществами, проблема войны и мира, проблемы взаимоотношения наций, рас. Преодоление экономической и социокультурной отсталости. Проблема освоения мирового океана и космоса. Экономические, климатические и сырьевые проблемы.

Рубеж 20-21 века- мир стремится к разнообразию.

Глобализация соц. проблем, связано с главными факторами бедного положения стран- аграрная экономика, примитивные технологии, отсталая индустриализация. Высокая безработица, слабая организация и нехватка специалистов. Плохая гос. система. Неблагоприятные условия для развития стран. Демографическая проблема рождается двумя способами- недопроизводство в развитых и демографический взрыв в развивающихся странах. Меняют структуру мирового населения дем. Взрывы. Люди малообразованные, не имеющиеся нормативов, со временем снижается общий интелектуальный потенциал. Продовольственная проблема- нехватка продуктов питания. От 500 до 800 млн. чел. Проблемы человека в глобализации. Формируются соц. проблемы от войн и насилия, дискриминаций. Материальная необеспеченность приводит к нищете.

Глобализация воздействует в 3-х аспектах- политическом, экономическом и социокультурном. Приватизация соц. сферы, появление частного обслуживающего сектора, расширение участника в сфере предоставления услуг, проводится по 2-м направлениям- часть функций передаётся или на семью или на местное сообщество. 2-ое направление коммерциализация соц. услуг.

Менеджмент соц. работы. Ставит задачи по приобритению и продаже соц. услуг, государство приобретает соц. услуги в различного вида частным, добровольческим услугам. Оказание соц. пакета помощи. Когда поддержка оказывается группе специалистов, т.е. команде. Один из существенных факторов- переход от общей практики соц. работы к специализированной, когда соц. работники оказывают адресно для конкретного человека, для конкретной группы. В этой связи мы наблюдаем возрастание некоммерческих и коммерческих организаций, которые работают в различных сферах. Снижаются ресурсы, необходимые для соц. служб.

До привлечения высокооплачиваемых инвестиций. Усиливается интеграция в сфере соц. образования. Пришло к общему пониманию соц. работы и фокусе проблемы человека, общечеловеческих ценностей. Международная интеграция соц. работы сталкивается с противоречиями.

 

 

Соц. работа, как составная часть общественного устройства глобального мира.

Существуют универсальные черты, которые можно обнаружить во всех культурах. Язык, культура имеет спец-ие мат-ные черты, искусство, мифология, религиозная практика, семья и соц. система, собственность, правительство и война.

Патронами являются- профессиональная культура, включающая общечеловеческие ценности, а ктакже стандарты поведения, систему научных и практических знаний, общественный статус. Профессиональная культура обычно при становлении или развитии той или иной профессии. Ценностными установками всей соц. работы является честь и достоинство каждого человека, неповторимость и его уникальность. Система научных знаний- о техниках и методах соц. работы, специфических профессиональных знаниях и умениях. Общественное признание или соц. статус профессии.

Основные подходы к решению соц. проблем и их модели.

1. Революционно- преобразовательные (революционный путь) 2. Реформистский путь 3. Антропологический путь (Мэри Ричмэн).

Сфера- инструмень гос-го благосостояния, гос-во решает проблемы с трудной жизненной ситуацией. Гос-во занимается коррекционной работой, т.е. оно с определенными группами населения проводит определенную работу. По соц. функц-нию индивидов и семей, т. Е. проводит работу по эффективной жизнедеятельности в окружающей среде. Укрепление здоровья и дееспособности. Способствует соц. развитию окр. Среды, общества.

 

Основные модели соц. поддержки населения в современном мире.

 

Решение соц. проблем на основе текущей соц.политики. В 20-м столетии формируется спектр программ по реализации проблем человека- 3 модели соц. политики, вне зависимости от формы правления- 1. Политика благотворительности, в основе активизация общества на акт-цию сущ-ния, соц. меры адресуются истинно нуждающимся. 2 модель политика страхования, в центре занята производственная часть трудового населения, главным образом помощь через страхования, утрата заработка влечет выплату компенсации, частично возм-ий доход. Величина соц выплат прямо пропорционально кол-ву соц-х взносов. 3. Политика перераспределения- выступает всё население, предусматривает предоставление мат. Помощи на уровне нормального жизненного стандарта. Главный принцип перераспределение- от наиболее обеспеченных к наименее обеспеченным.

В 20-м веке лидирующее положение- гос-во всеобщего благоденствия. Концепция гос-ва всеобщего благоденствия- гос-во обеспечивает благосостояние всех граждан, развивает систему соц. поддержки, широкий спектр соц. услуг. Финансирование за счёт перераспределения доходов через страхование и налоговую политику. В каждой стране модели свои. Эспинг андерсен выделяет следующие модели гос-ва всеобщего благосостояния- 1. Либеральная, приоритет экономическому или первичному перераспределению- прямое участие человека в системе производства, предполагает высокий уровень занятости, высокий уровень расслоения, для гос-го вмешательства более типично регулирование рынка, чем предоставление прямого соц. обеспечения. В либеральной модели соц. формы также присутствуют, но действует по остаточному принципу, помощь оказывается бедным и малообеспеченным. Соц. риски покрываютсячастным страхованием и либеральная модель существует на основе принципа что ты имеешь, адресная поддержка оказывается гражданам, которые не имеют дохода. Соц. минимум оказывается всем членам общества. Соц.- демократическая модель скандинавских стран характеризуется низкой степенью расслоения и прямым гос-ым обеспечением, рег-ние и финансирование помощи малоимущим слоям населения. Соц. демократическая модель предполагает высокий уровень занятости, особенно среди женщин, именно присутствие женщин на рынке труда избавляет соц. защиту от перегрузки и делает её более эффективной, важным считается соц. перераспределение доходов, действующих на основе соц. прав. Предоставляемые пособия охватываю практически все возможные риски, но они нах-ся под строгим соц. контролем. Важным считается охрана детства и забота о пожилых, соц. поддержка основывается на принципе кто ты есть, где соц. услуги нах-ся вне зависимости от доходов и статуса получателя.

Консервативно- кооперативная модель- Германия, отчасти Франция, характеризуется низким участием занятости, система соц. защиты фин-ся соц. взносами, с зарплаты наемных работников и прибыли предпринимателей.

Соц. перераспределение занимает важное место, но не так как в скандинавских стран, проф. Статус играет определяющую роль в приобретении соц. прав, большое значение имеет семейный статус и вместе с ним семейное перераспределение. Права трудящихся распределяются на членов семьи, размеры которых определяют число возможных пособий, соц. страхование направлено на поддержку мужского числа семьи. Консервативная модель строится на принципе что ты сделал.

Модели Либеральная Соц. демократическая Консервативно- корпоративная
Уровень декоммодификации (растоваивание) Низкий Высокий Высокий
Стратификация общества Высокая Низкая Высокая
Гос. вмешательство Регулирование рынка Прямое гос-ное обеспечение соц. программ Прямое предоставление фин. Обеспечения и регулирование рынка.

 

С конца 90-х мировые тенденции- рост ограниченности ресурсов, высокий уровень безработицы и глобальный экономический кризис.

1. рационализация использования гос-х инвестиций в гос-ную сферу (отказ от универсальных программ на всё население в пользу селективных программ, входят определенные группы населения, группы риска, программы льготного мед. Обслуживания пожилых людей, программы занятости. 2. Приватизация соц. сферы, передача значительной части соц. услуг в частный сектор. Развитие соц. функций крупного бизнеса. Из пасивного бизнес становится равноправным партнером соц. развития. В странах ЕС происходит отказ от англосаксонской модели, примерение экономического и соц-го. Начинают конкурировать с фин. Капиталом. Реконструирование модели в гос-ве всеобщего благосостояния. Наблюдается следующая модель в гос-ве

Система соц. обеспечения остаточная промежуточная институциональная корпоративная
характеристики Огр-ный диапазон соц. выплат и страхования (Австралия, Новая зеландия, Канада, США) Германия- остаточное обеспечение бедных Минимальные пенсии, национальный контроль за выплатами и платежами нуждающихся (Великобритания Высокий уровень дотаций, подкрепленных законодательно (Дания и т.д.) Высокий диапазон соц. страхования (Австрия, Бельгия, Франция, Германия, Италия, Япония, Испания, Австрия)

 

Отечественные подходы.

 

Моделирование теории, модель теории, сравнение с другими моделями, отсюда другое моделирование к исходной точке, замкнутый цикл. Верификация нен а основе с окр. Действительностью.

Современное моделирование- парадигма соц-го, психологического познания, либо в интегративных схемах с западными школами.

1 модель- педагогическая, теория соц. работы как данность педаг. Области познания, доминирую конц. Схемы описания теории соц-ции и ресоц-ции, 2 модель- социологическая- в логике соц-го познания, как теории среднего уровня, для неё характерны познавательные концепции соц-ой области познания. 3 Интегративная модель- теория рассматривается исходя из отечественных и западных теорий, интеграция исследований различных стран 4. Психологический- уровень познания психологической практики 5. Предметно-понятийная- на основе предметного языка.

В результате анализа можно выделить модели, как многоуровневые парадигмальные и интегративные модели.

Соц. работа в контексте современных научных парадигм

Феминистская парадигма. Феминизм- стремление женщин к равноправию с мужчинами во всех сферах.

Сексизм- негативная гендерная установка, неравенство.

Феминизм, как общественное движение.

1 пол. 19 столетия плавно не только Европу, но и США. Основные направления феминизма

Направления феминизма Основное содержание
либеральный Равенство между мужчиной и женщиной без изменения патриархальной системы общества, равенство в разделении труда и профессии, норм мужских и женских стереотипов в повседневной жизни, воспитании детей, выполнении дом-х обязанностей
радикальный Борьба за новый общ-ый порядок, представители считают что пол- это основа для эксплуатации, гетеросексуальность и репродуктивные ф-ции рассматриваются как функции провоцирующие насилие над женщиной, отсюда вопрос о необходимости разрушения института семьи
марксистский Истоки подчинения видятся в главном- капиталистическом способе производства. Эксп-ция как между женщиной и капитализмом, где женским производительным силам противостоят капиталистические производственные отношения, что ведёт к ограничению их свобод
Исторический Сох-ние патриархального сохранения общества, где женщины эксплуатируются и подавляются. Капитализм и патриархат извлекают пользу из подчинения женщине.

 

Гендерный мейнстриминг. Комплексный подход.

В 1980 году- связан с перспективой учёта гендерных процессов, что должно способствовать равноправию.

Феминистская практика соц. работы. Особенности в системе установок, устранены все формы дискриминации субъекта. Феминистская практика связана с проблемами женщин клиентов, то феминисткая теория шире и направлена на все виды дискиминации женщин. Нон-сексистская- современная, психиатрия, специф-кие формы помощи.

Психолого-антропологические пожходы к феномены фемининности. Интегральные характеристики, обозначающие феномен ф-сти. К. Хорни рассмотрел 2 группы факторов. Факторы дифференциации- на основе психических, поведенческих и соматических р-ций индивида. Культурные факторы дифференциации мужских и женских ролей.

3 стадии псих-ного развития- самоозабоченность, на этой стадии есть субъекты, удовл-щие её потребности, самопожертвование- следование соц. нормам, роль матери, ожидание окружающих, ответственность, стадия самоуважение- она способна сделать выбор, касающийся её жизни, если она не причинит вреда семейным узам, моральное непротивление.

Личностная и политическая идентификация женщины. Проблемы клиента в контексте политической и соц. структуры. Выявляются негативные факторы общ-ной системы. Интервенция направлена на соц. среду, где формируются сексистские действия, тем самым разрушаются дискриминационные стереотипы. Носят пол-кие и соц. акции, направлены на соц. среду. По отношению к клиенту- чтобы клиент приобрёл индивидуальный опыт помощи, конечная цель- осознание проблем, восстановление связей с обществом, в основе приобретенного соц-го и политического опыта. В основе лежат идеи ресоциализации субъекта, на основе изм-ния индивидуального общ-го сознания.

Принцип Практика соц. работы
Подготовка к встрече Оформить необходимые записи, подобрать аргументы для формирования сильной позиции, позволяющие женщине оспаривать различные сексистские положения.
Моделирование принципов Сосредоточится на том как женщину принимают в обществе, для этого использовать опыт женщин клиенток, узнать как их традиционно воспринимают, проанализировать условия, обеспечивающие самостоятельность женщин
Ролевантность метода Использовать группы, чтобы подчеркнуть общедоступность опыта и равенство полов
Клиентура и агенство Формировать установку на то что агенство не может оказать всестороннюю помощь клиенту, поощрять политическую и соц. активность
Расширение практики Сформировать кодекс феминистской практики, где агенство выступает как основа групповой работы
Феминистская терапия На рубеже 60 х-70х годов методы гуманистической терапии, философия с одной стороны, с другой- терапевтическая практика, представление о том что соц. структура и поведение взаимосвязаны, поведение мужчин и женщин укреплено более в социализации. Правила- психотерапевт всегда женщина, личность- политическое обр-ние, а не психологическое, прозрачность работы, значимость терапевта, клиент- эксперт по собственному опыту, отказ от гендерных ролей, не сексистский язык терапевта, пропагандаи поддержка однополых связей.

 

Марксистская парадигма. Диалектико-материалистическая парадигма.

Способствование разложения классового общества. Бедность в качестве соц. экономического феномена. Цель- рассмотреть человека, как жертву классового неравенства.

Теоритич-ое обоснование. Радикальная соц. работа. С одной стороны марксизм, с другой психоанализ, дали новое обоснование о сущности соц. работы.

Феноменологический марксизм- анализ ситуации в рамках повседневной д-ти. Анализу подвергается всё происходящее с людьми, проявления общественных отношений. Потенциал- в теории соц. работы формируется научный интерес к пониманию тех условий и форм, приводящих к изменению ситуации, освобождение индивида, приводящее к изменению повседневности. Изменение ролевых позиций. Важно осмыслить процесс социализации. Процесс социализации понимается как процесс общественной реальности, в контексте которого формируется идентичность к этой реальности. Подход в соц. работе направлен преимущественно на изучение межличностных отношений, а также изменение отношений, связанных с группами и определенными соц. институтами.

Материальные или экономические, социальные, политические и духовные отношения.

Мальком Пэйн «современная работа- современная теория»

Соц. работа современная- та которая возникла в эпоху модернизма, это продукт модернизма. Это некая система, система представлений, практики.

Система в теории соц. работы, представлены системным подходом, развивался на основе теории, теории познания, научный язык, функции, различные теории технологии помощи. Система в практике формируется с учетом противоречия соц. развития.

 

Трансформация соц. помощи в соц. работу.

 

Предмодерн (архаическое общество) Предмодерн (высококультурное- феодальное) Предмодерн (современное капиталистическое общество)
Первично дифференцирован в соц. субъекте (в семье, роде), взаимообразные индивидуальные виды помощи на основе ожидания и благодарности Первичная дифференциация в соц. слоях и классах (крестьяне, ремесленники, дворяне). Этические и религиозные виды помощи между слоями и классами- предмодерн Первично дифференцированы в функциональной системе (экономика, политика, право). Нормативно дифференцированные, страховые и организационно-проводимые виды помощи.

 

Рационализация- наука, противоречивость- научно техническое развитие изменяет общественную организацию и изменяет процессы взаимодействия и коммуникации. Ориентация на эффективность. Секуляризация, потеря религии своих позиций, приводит к плюрализации, изменению системы ценностей, потери базовых смыслов, которые теряются на уровне многозначности.

Индустриализация экономики, речь о соц. дезинтеграции.

Дифференциация индивидуации- противоречия окружения, индивидуализации личности.

Постмодернизм в соц. работе. Главной чертой является существование альтернативных взглядов.

Разделение на подсистемы.

Основные дискуссы в соц. работе.

Эмиль Бервинист противопостовляет дискусс и ресипт (непрерывающаяся речь).

Дискусс соц. работы баз-ся на общефилософских подходах. 1 представление феноменов-со средой и с личностью.

Феномен бедности- бедность, как объективный феномен- многоплановое явление. Бедность может быть абсолютной и относительной. В практике соц. работы есть формы борьбы с бедностью.

Соц. работа рассматривается в различных теориях, в радикальных- бедность изм. Соц. структуру общества. Марк-кая парадигма рассматривает бедность в качестве ключевой теории развития и практики.

Теоризация теория- противопоставления действий в бедности.

Фактор власти. Власть, как форма действий, как форма дискриминации, средство индивидуальных изменений, в системе профессионального взаимодействия.

Стратегия связана с экономическими и политическими факторами. В основе работы по разрешению проблем клиента, арена работы в общества, а не в пределах демокр-х соц. услуг.

Рассматривается с полицейской ф-ции соц. работа, т.к. выполняет ф-ции контроля. Благодаря глобализации спектр маргиналов увеличивается, рынок предъявляет жесткие требования, т.к. помимо функциональных требований есть предоставление корпораций. Расширяется спектр контроля, осуществляемый соц. работниками. Осуществляется контроль за руководителями.

Помощь рассматривается как атрибут власти. Власть признает что есть группы населения, которые не могут соблюдать опр-ные нормы, через систему соц. работы сглаживаются антагонистические противоречия, где индивидуальная адресная помощь поддерживает порядок и стабильность. Власть инициирует необходимость соц. работы, т.к. сама не может решить проблему бедности, а может только немного контролировать масштаб.

Власть как институциональная форма дискриминации

Институциональная форма проявления власти.

Эйджизм- дискриминация людей, основанная на возрасте, против пожилых людей и других возрастных групп.

Этнизм- негативные установки о доминировании одной этнической группы над другой.

Энвлидизм- вид институционного проявления власти где человек с огр-ми возможностями сталкивается с консервативными соц. нормами. Концепт полезности- власть здоровых над инвалидами.

Человечество разделено на здоровых людей и людей с огр-ми возможностями. Здоровые люди способней людей с огр-ми возможностями, здоровые люди должны контролировать ресурсы и людей с огр-ми возможностями.

1.барьер отношений- предубеждения- когнитивные, эмоциональные, поведенческие.

2. барьер окр среды 3. Институциональная политика 4. Недоступность физ-го окр-ния

Структурные барьеры- иерархические властные отношени, нищенство- структурное неравенство, отказ от человеческих и соц.-х прав, отках от соц-го обеспечения.

Власть в контексте д-вия соц. работника- властные отношения между соц. работником и клиентом. Власть в том что соц. работние наделен определенными полномочиями. Клиент тоже обладает властью, обладает определенными властными полномочиями. Предоставление информации. Вопрос о динамике. Соц. справедливость- базовая концепция.

Эголитаристский подход- равенство потребностей. 2-ой связан с милетократическими подходами, то что распределяется по заслугам и либертаристский подход. То что на основе правомоченного обл-ния собственностью.

Соц. подход- в контексте гражданских и полит. Прав, равенство возможностей.

Соц. справедливость- справедливое распределение мат-х услуг, доступ к услугам здравоохранения, образования, соц. защиты, средства защиты человека. Общеметодологический принцип соц. работы.

Подходы Основное содержание
Теория активизации Рассматривает соц. справедливость как цель соц. работы, достижение которых возможно при активизации ресурсов потребителя и пользователя услуг.
Экосоциальный подход Осмысляет принципы и подходы по восстановлению индивида с окр. Средой. Соц. справедливость в принципе экологического равновесия. Достижение соц. справедливости не подразумевает рад-ой общ-ной трансформации, а направлено на сохр-ние порядка.
Радикальный подход На концепции ликвидации соц. неравенства, в центре внимания проблемы несправедливости, полит. Действий и соц. изменения. В этой связи достижение соц. справдливости- цель и основной принцип действия.

 

Соц. проблема

С позиции соц. познания. В широком понимании инструмент решения соц. проблем, соц. работа осмысляет соц. проблемы на уровне индивида. По своему осмысляет феномен соц. проблемы на уровне индивида и группы в целом.

Сложилось несколько направлений соц. проблемы как общ-го явления. С.П. расматриваются со след-х позиций- 1. Консенсуса- соц. проблемой считается такая проблема, когда её считают большинство населения, властные структуры, ответственные за соц. порядок, определяющие легитимность данной проблемы.

Структурно- функциональный подход- системное противоречие, между нормами и действительностью, нормы- стандарты, регулирующие соц. поведение, регулируют функциональные установки, общество реагируют на несоответствие ожиданий, что приводит к соц. проблемам.

Политика конфликта- позиция конфликта традиционна. Соответствует природе капиталистического общества.

Соц. проблемы носят общий и индивидуальный характер, соц. проблемы общего характера, вовлечено много людей. Форма конфликта и дезорганизации. Соц. проблемы в форме конфликта- это прежде всего формы столкновения противоположных интересов (нац. Конфликты и т.д.), соц. проблемы- дезорганизация, связанная с отклонением от норм и ценностей, с различными видами патологии (нищета, общественная дискриминация, проституция, алкоголизм, преступность и т.д.).

В индивидуальном характере соц. проблема, как болезнь, инвалидность, индивидуальная неустойчивость, что затрудняет функционирование человека, лежат модели личностного поведения, осложненная соц-ция, либо неадекватность взаимодействия с соц. институтами. Всё это входит в контекст соц. работы. Личные и индивидуальные проблемы с личной и критической теорией, проблемы структурного характера, угнетение рабочего класса. Индивидуальный фактор не способен влият на соц. порядок в обществе. Структурные и рад. Теории на инд.-ый фактор смотрят как на дополнительный фактор соц. неравенства.

Подход к основным парадигмам соц. работы.

Основные парадигмы:

Психодинамическая парадигма

Теория психодинамики, как контекст соц. работы

Психодинамика, та теория, которая считает что есть бессознательная активность, влияющая на поведение человека. Основные элементы- теория развития, теория личности и аномального развития, основные подходы для понимания личности и его проблем. При оценке соц. функционирования, теория психо-ния изучает как ф-т ЭГО. Как эго контролирует импульсы, конфликтные ситуации. Это рассматривается с точки зрения соц. работы. Подходы достаточно большие, но в слц. Работе рассматривается- Фрейд, Эриксон, Боудли, направление, связанное с теорией эгопсихологии.

Теория с точки зрения Фрейда.

Предположение о конфликтах, как движущих силах развития, конфликты между секс-ми инстинктами и инстинктами голода и боли. Важнейшие конфликты- это конфликт между инстинктом жизни и смерти. Базируется- поведение имеет психологическую обусловленность, на позициях психологического детерминизма. Неосознанные ментальные процессы определяют мысли человека больше, чем сознательные процессы. Вывод- люди действуют так, чтобы избежать боли и неприятности, поэтому всё это приводит к подавлению чувств и эмоций. При достаточно долгом подавлении чувств и эмоций происходит их выплеск, либо они замаскированы определенным образом. Либидо- определенная сексуальная энергия в определенных ситуациях.Рассматривает с 3-х структур- ИД- оно, ЭГО-Я, суперэго. Каждая обладает определенной характеристикой. В основе нашей личности лежит- ИД, наиболее архаичная часть личноти, определена генетически, служит источниеом энергии для всей личности, считал что в ней лежат основные биологические потребности, отвечает за сон, еду, дефикацию, секс. ИД, характеристики- низшая врожденная сфера, действует по поводу удовольствия, не признаёт логики, морали, постоянства.

ЭГО- часть ИД и изменения происходит вследствии прямого влияния внешнего мира, питается энергией ИД. Под постоянным влиянием внешней среды и внутренних импульсов. Характеристики- действует по принципу реальности, думающая и планирующая система, ЭГО носитель сознания, является психическим органом самосохранения, является местом для образования страха.

СУПЕРЭГО- развивается в процессе соц-ции, отражение общественной системы, функции и нормы. Совесть, самонаблюдение, формирование идеалов. Выступая в качестве совести суперэго ограничивает в д-ти, формируется в результате род-х наставлений и самонаблюдения. Суперэго отвечает за удовлетворение потребностей, развитие идеалов, основные характеристики суперэго- система всех мотивов, происходящих в семье или социуме, совесть, ограничивает и преследует, связано с внушающим страх родительским объектом. Фрейд развил учение о стадиях человеческого развития, каждая стадия предполагает свою систему развития, стадии наслаиваются друг на друга. Если на какой-либо фазе происходит отклонение, то последующая фаза может протекать неадекватно. Каждая стадия предполагает систему становления процессов, эти стадии накладываются друг на друга и если на какой либо стадии происходит отклонение, то последующая фаза протекает неадекватно, что в будущем может иметь различные соц. последствия. Каждая фаза может иметь спец-кие соц. последствия.

Стадия развития Поздние соц. последствия
Интенциональная Жалобы на потерю смысла жизни, неспособность к решению практических проблем, отчуждение от собственного Я, нарушение коммуникаций
Оральная Самообвинение, представление о бессмысленности жизни, бессилие
Ональная Морализаторство, медлительность, нервотическое упрямство и т.д.
Фаллическая Отсутствие чувства дистанции, фобии, проблемы на работе, в общении и браке

 

Концепция психосоц-ой идентичности Эриксона

В основе всех процессов- ЭГО, эпигенетическая концепция. Концепция психосоциальной идентичности. Личность принимает своё Я в неразрывном единстве со всеми своими соц. стадиями, но на каждом этапе происходит изменение соц. связей, что приводит к определенным кризисам, формируются до тех пор пока человек не обретёт свою новую идентичность, а обретя- он тем самым лешит проблемы и выйдет из состояния кризиса.

Эрик

Эриксон- 8 стадий развития- есть свои крайности, но как правило он на них не развивается, принцип Аристотеля- «золотой середины». 1 стадия младенчество- от рождения до года- базальное доверие, доверие ребенка к этому миру. Взрослые должны проявлять уверенность и заботу, первый опыт с самоидентификацией ЭГО, когда ребенок находится в изоляции, без поддержки окружающих и взрослых.

От 0-1

Раннее детства от 1 до 3-х лет автономия, стадия формирования независимости, первые самостоятельные решения, первые контролируемые действия

Возраст игры- 3-5 год жизни, укрепляется инициатива, идентификация по полу, созревают соц. формы самовыражения.

Младший школьный возраст 6- до периода полового созревания, формируется чувство предприимчивости. Связан с процессом обучения, появляются первые разочарования, чувство неполноценности, представление о соц. и профессиональных ролей.

5-ая стадия подростковый возраст- 15-19 лет- появляются взрослые ценности, личность отождествляется с требованием либидо, потеря ролевых установок.

6-ая стадия- начало взрослой жизни от 20-40 лет. В процессе взаимодействия с окр-ми человек теряет своё лицо, устойчивые моральные устои, тяжелое переживание своей изолированности.

7-ая стадия- от 40- 65- учится быть полезным для других, хочет быть востребованным. На этой фазе реализуется близость к детям, воспитание, творчество.

Эгопсихология- естественное продолжение психодинамического подхода. Направление психоанализа, но в основе лежат проблемы исследования человеческого Я и психологических механизмов защиты. Проблемы эгопсихологии находят отражения в работах А. Фрейд и Эриксона. Я играет более существенную роль в функционировании личности, чем это считали представители классического психоанализа. Ф-ции ЭГО: играет большую роль на первых порах жизни ребенка и чтобы эго было сильным большую роль играет окружение взрослых, которые помогают сформировать все ф-ции этого Я. Нормальное Эго обладает следующими характеристиками- память, контролирует импульсы, на стадии развития мышления, развивается эмоциональная жизнь, на стадии восприятия, формируется сексуальность и здоровая агрессивность. Моторика- защита от страха, формирование языка, формирование воли и выдержки, способность решать проблемы, индивидуальность и вера в свои силы. Механизмы защиты- идеализация, отрицание, проективная идентификация, способствуют развитию навыков самоконтроля, ограничивать влияние окр-го мира на внутреннии процессы, это важнейшее методологическое положение, позволяющее анализировать личность в системе координат. Концепции эгопсихологии имеют важнейшие положение о эгопсихологии. Способы функционирования Я, психологической защиты.

Важнейшие защитные механизмы- 1. Проекция , нежелательные мысли Эго защищает приписывая нашим сознанием что-либо другому человеку или объекту 2. Отрицание- самый ранний механизм защиты, объективные чувственные представления как не истинные, уход в мир иллюзий 3. Расщепление- противоречивые мысли хранятся в разных слоях психики и возникают к разным людям и приводят к разным непредсказуемым результатам. 4. Сублимация- энергия, направленная на нежелательное поведение, перенаправляется на более допустимое действие. Рационализация- способ функционирования механизмов рационализации, отдельное объяснение видам поведения, в то время как некоторые неприемлимы и подавляются. Психосоц-ные теории- объекты рассматриваются как субъекты со слабым или дефектным эго. Эти клиенты обладают следующими характеристиками- трудно усваивают нормы и мораль- недостаточно веры в себя, нарушен самоконтроль, легко вступают в противоречия с окр-ем и его требованиями, имеют сложности в исп-нии жизненных ролей. Наиболее доминирующими механизмами у людей со слабым ЭГО доминирует отрицание и проекция, которы более характерны для детей. Со слабым эго клиенты не получали поддержки в детстве, характерен аффективный голод, т.к. в детстве им не хватало спонтанных чувств, от недостатка любви и эмпатии приводилось к экранированию чувств, впоследствии не могли проявлять чувства. Клиенты со слабым эго происходят из тяжелой соц. и псих-ой проблематикой. Среда хар-ся следующим- не находились в грудном возрасте в симбиозе с матерью, такая связь не возникла потому что не проявлялось внимание к потребностям ребенка, правильное их толкование, удовлетворение потребностей в течении времени, последовательность в отношении, потребности родители контролировались потребностями ребенка. Родители не помогали контролировать импульсы ребенка, соц. психологическая среда нестабильна, имели место повторяющиеся сепарации. Психологическое отделение ребенка от родителей, заброшенность и насилие над ребенком. Родители осуществляли сверхнадзор. Подходы к эгопсихологии дают ориетиры к пониманию проблем клиента, а также установку на стратегию помощи клиента. Вот почему важнейшая задача- укрепление эго слабого клиента- поиск на формирование индивида в своих импульсах.

Теория лечения. Теория отношений.

Психологические отношения. Психодинамическая теория.

Базальная тревожность- глубокое чувство одиночества и беспомощности, формирующиеся в детстве. Дж. Боудли, Когоут.

Ранний опыт отношений ребенка позволяет закладывать мотивационную структуру личности. Дети получают способность к осознанию собственного созн, составлять со своими переживаниями. Понимание окружающих развивается в процессе обмена переживаниями с людьми, которые находятся в близких отношениях. Дети начинают распознавать разные псих-ие состояние. Детско-родительские отношения являются- 1. Системные связи, отражающие биологически подготовленные формы д-ти 2. Близость и формы поведения лиц, осуществляющих заботу о ребёнке. Безопасность, как фундамент когда присутствие взрослого подвигает на исследование нового, протест против разделения., отражение, которое важно для развития самости. В основе лежат биологические и соц-ные проявления.

Возрастная симптоматика неврозов и конфликтов

Стадия психосекс-го развития Потребности Конфликты Неврозы Поздние соц-ные последствия
оральная нарциссические (связанные с образом Я) Нарциссический конфликт Ранние нарушения Бегство в мир грёз, мир окрашен в серые тона
ональная Агрессивные, связанные с самоопределением Связаны с агрессией Навязчивые состояния Страх перед переменами
фаллическая сексуальные Конфликты, связанные с анатомией Истерический невроз Ярко выраженная потребность в признания неприятия реальности
Пубертатный период Агрессивные\ сексуальные Конфликт на почве эдипова комплекса - Склонности к совершению преступлений и наркомании, при отсутствии близости в семье
         
         
         

 

Диагностические подходы в теории соц. работы.

Диагностическая школа Мэри Ричман, оформилась в начале 20-го века.

В основе- диагноз, на рубеже 19-20-го столетия- предоставление совета.

В основе подходы к проблемам клиентов, изучение их прошлого соц-го опыта. В основе мед-ая модель помощи больному.

Вводятся такие слова, как диагноз, лечение, клиент, но понимаются другие д-вия. В качестве приоритетных проблемных областей Ричман называет соц. работу искусством помощи, лучшего регулирование соц. отношений мужчины, женщины, ребенка. Особое место- соц. диагноз. Диагноз лучше всего позволяет болезнь.. в первую очередь к соц. работе, диагноз- описание соц. отношений человека и его трудностей в процессе жизнедеятельности. Соц диагноз, как понятийная метафора позволяет анализировать в контексте- как индивидуальный жизненный путь с особенностями развития, а с другой стороны- индивид-ный. В соц. диагнозе следующие основные проблемные зоны- определение индивидуальных соц. отношений, проблемы в отношениях, насколько возможно регулировать эти отношения с клиентом. Диагноз позволил не только изучать поздние соц. последствия, но и искать пути стимулирования клиента к изм-нию тех или иных ситуация. В соц. работе из практик заимствуются процедуры.

Гордон Хамильтон- диагноз, как основа метода, становится не руководством к д-ти, а именно оценочная ситуация, которая позволяет увидеть как человек встречается с проблемой, тот сит-ный подход позволяет определить новые напраления не только в опр-нии диагноза.

Стратегия предвидения у клиента и стратегия психологической поддержки клиента. 1 стратегия- приоритетна в диагностической школе соц. работы, соц. работники исп-ли возможности памяти и конфликта, чтобы дойти до области бессознательного. Помочь клиенту обрести уверенность к себе. В дальнейшем концепция диагноза будут применятся в качестве основного меода сбора информации, когда мы говорим о концепции диагноза, он выступает в качестве целеполагания, сфокусировано вокруг личности клиента, его среды, соц. окр-ния, сбор информации зависит от комплекса тех проблем, к которому приходят к соц. работнику. Анализу будет подвергаться либо псих-ое состояние клиента, либо его соц. ситуация, либо его окружение.

Подход Авторы Основные причины возникновения проблем, основные проблемы
Психосоц-ая диагностика Джермен Гитерман Переломные моменты, обусловленные образом жизни, статусом, ролью, кризисом, отсутствие обратной связи с соц. и ближним окружением, трудности в общении с семьей
Диагностика соц. функц-ния клиента Хэлен Перлман Дифицит материальных средств, личностные недостатки, отсутствие знаний и опыта, деформация личности или психическое заболевание, расхождение между ожиданиями клиента и других людей между личностными запросами и рамками соц. работы
Диагностика псих-х заболеваний Нортон Симптомы психических заболеваний, деф-ция в разв-тии личности, физические нарушения, величина психосоц-го стрессового фактора, предельный уровень адаптированного функционирования,
диагностика соц. отношений клиента, автор- Рид Межличностный конфликт, неудовлетворенность соц. отношениями, проблемы с оф-ми организациями, эмоц-ое истощение, проблемы, связанные с принятиям решением, неадекватные ресурсы
     
     
     

Концепция лечения- на основе диалога с клиентом определяются возможности для осознания и нормализации жизненного опыта, в процессе лечения соц. работник находит оптимальные пути решения клиента, при этом вырабатывает стратегии для устранения препятствий как соц. среды, так и в области чувств.

Диагностическое направление исп-т широкий спектр лечебных методов, но согласно классификации остин лечебная инд-ая работа представлена 2-мя подходами- рациональной и поддерживающей терапией.

Критерии сравнения Рациональная терапия Поддерживающая терапия
Формы помощи психотерапия  
конфликт Работа над сознанием Усиление защитных механизмов
Уровень сознания Работа с различными уровнями сознания Не работают с бессознательным и предсознательным материалом
Критерии сравнения Методы толкования, методы работы с сопротивлением Методы соучаствия, меоды передачи ресурсов
     
     
     

 

Структура отношений

Усов-ная модель помощи- понимание, прогнозирование, действия.

После установления диагноза соц. работник продолжает взаимодействие с клиентом, в процессе которого диагностика развивается, изм., дополнительные сведения о клиенте, дальнейшее обсуждение может подвести к центру проблемы- псих-ие проблемы, факторы среды. Целями лечения опред-ся частота встреч

Психоц-ная теория. Диагностическая шкла проделала большой путь развития, один из промежуточных методов.

Психосоц-ная теория- Холис, Вудс.

Психодинамический подход приобретают новый импульс- Анна Ферейд и т.д.

Эгопсихология. Дала толчёк к осмыслению человека, как совокупности биологических, психических и соц. процессов.

Жизнь человека сост-т не только из прошлого, но и из настоящего. Один из вашнейших принципов- среда- личность- принцип, ориентирующий человека на 2-ва процесса.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В нехудожественных текстах | Логика высказывания.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.018 сек.