русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

В нехудожественных текстах


Дата добавления: 2013-12-24; просмотров: 1544; Нарушение авторских прав


Условия выбора формы представления порядковых числительных

 

Условие Цифр. Слов.-цифр. Примеры
1. Номера томов, глав, иллюстраций и т. п., если родовое слово (том, глава и пр.) стоит: - в препозиции;   - в постпозиции       + араб.   _     _     + араб.       Старков ушел вовремя. Окончание. Начало на с. 1 Схема работы с текстом представлена на рис. 3 Рецензию на очерк см. в томе 2   Примечание к 14-му правилу дано на 40-й странице; Ожегов С.И. Словарь русского языка. 4-е изд. М., 1960. Внимание! При перечислении двух «порядковых числительных» падежное окончание наращивается в обоих случаях (1-й и 2-й ряды), трех и более − только один раз (ученики 5, 6, 7-х классов)
2. В датах, если слово «год», название месяца: - стоит в постпозиции;     - стоит в препозиции или опущено + араб. _   В конкурсе принимают участие авторы, чьи материалы были опубликованы с 1 мая 2005 года по 1 мая 2006 года Внимание! Некалендарный год (учебный, бюджетный и т. п.), театральный сезон обозначают через косую линейку, напр.: в учебном 1990/91 г. Послевоенный СССР был непохож на большевистскую Россию 20-х Концерт перенесен с 15 мая на 20-е Грянул год 1917-й
3. При обозначении временных промежутков, охватывающих десятилетия     + араб.   Экономический спад пришелся на 1990-е годы Рожденные в 50−60-е гг. XX в. Внимание! Различайте случаи, когда падежное окончание относится к обеим датам, соединенным тире и когда оно относится только к одной из них, ср.: В период 1950 г.− 1960-е гг. и В 1950−1960-х гг.
4. При обозначении веков, номеров выборных органов, королей, конференций, продолжающихся спортивных мероприятий и пр. + рим. _ Николай II, в конце XX в. XX Олимпийские игры IV Государственная дума IV Всероссийский форум экологов

 



Наконец, число может входить в состав сложного прилагательного или существительного, выбор формы при этом определяется главным образом функциональной природой текста, типом адресата [15]:

- в художественных текстах и близких им по стилю произведениях (очерках, эссе и пр. художественно-публицистических жанрах) − словесная форма (пятидесятилетие, двадцатикилометровый переход);

- в массовых нехудожественных текстах − обычно словесно-цифровая (90-летие, 3-километровый кросс, скидки в честь 15-летия компании);

- в деловых и научных текстах − словесно-цифровая, даже если число мало (1-, 2-, 3-секционные шкафы; 3- и 4-красочные машины; 15 %-й раствор);

- узкоспециальных текстах для подготовленного читателя допускается «цифра + услов. обознач. ед. измер.» (5-км расстояние, 20-т нагрузка, 5 % раствор).

Нередко фактическая основа текста включает достаточно «большое количество сопоставимых на каком-либо логическом основании данных – статистику» [30, с. 510)(едкодется отказаться.довере авторские измерения ()тным, касающимся отдельных видов ]. Работа со статистическими данными имеет свою специфику. В качестве метода внутритекстовой проверки рекомендуют группировку данных на основе одного принципа (хронологического, возрастания или убывания). Это позволяет выявить динамику явления и данные, не соответствующие ей, напр.: Задолженность ДСК примерно 6,5 млн руб., ЦАГИ – порядка 5 млн, ЭМЗ – 3300 МЛН, ЖМЗ – более 3 млн[2]. Задолженности трех предприятий (6,5; 5 и более 3 млн) сопоставимы и правдоподобны, а вот сумма 3300 млн руб. выглядит фантастично и потому нуждается в перепроверке. Не исключено, что цифра верна, а статистика не отражает размеры предприятий-должников и количество потребляемой ими энергии. Может быть, при подготовке кто-то начал переводить тысячи в миллионы и не довел дело до конца.

Большое количество статистических данных перегружает текст, осложняет коммуникацию: от разбросанных по тексту цифр рябит в глазах. Выходом из ситуации может стать таблица (или ее разновидность – вывод). Таблицы различают по своим целям:

1. Справочные (иначе – рабочие таблицы, таблицы сведений) имеют целью представить сводку данных по какой-либо теме (результаты спортивных состязаний, курс валюты, таблицы выигрышей и пр.), см. табл. 10.

Облегчить читателю пользование таблицей можно, проверив правильность данных и расположив сведения в определенном порядке – по алфавиту, во временной последовательности, в порядке возрастания или убывания величин.

 

Таблица 10

Погода мира 13 декабря

 

Город Ночь, ˚C День, ˚C Облачность
Амстердам + 4 + 8 Облачно
Багдад + 16 + 25 Ясно
Варшава − 2 + 3 Облачно

 

1. Аналитические имеют целью проиллюстрировать какую-либо идею, изложенную в тексте. Сводят воедино данные по нескольким основаниям (строятся на основе рабочих таблиц), фиксируют результат классификации данных, подводят итог счетной и статистической работы (процентные соотношения и пр.), см. табл. 11.

При работе с текстом проверьте сопоставимость величин, проследите за тем, чтобы таблица иллюстрировала идею текста, выявляла тенденции.

 

Таблица 11

 

10 крупнейших компаний России по объемам военной продукции в 2004 г.[3]

 

Компания Сектор Объем военной продукции, $ млн Доля гражданской продукции, % Общий объем продаж, $ млн
ОАО «АХК “Сухой”» авиастроение 1461,1 1499,1
ОАО «НПК “Иркут”» авиастроение 624,5 643,8
ФГПУ «ММПП “ Салют”» двигателестроение 311,2 388,9
ОАО «Балтийский завод» кораблестроение 303,2 9,6 335,4

 

Правила построения таблиц

 

Таблица состоит из нескольких структурных элементов:

Нумерационный заголовок ------------------► Таблица 12

Тематический заголовок-----►

  Заголовок боковика Заголовок графы Заголовок графы Основ. заголовки граф Го-
подзаголовок графы подзаголовок графы, ед. изм. подзаголовок графы подзаголовок графы, ед. изм. Подзаголовки граф лов- (этот ярус может и ка отсутствовать)
Заголовки строк Данные Новые данные Строка Хвос-
Заголовки строк » То же Строка товая
Заголовки строк _ » _ Строка часть

 

Боковик Прографка

 

Примечание. Текст примечания – сведения, разъясняющие, дополняющие табличные данные.

 

☻ Логические элементы таблицы [23, с. 9]:

- Подлежащее (логический субъект) – те объекты, которые характеризуются цифровым материалом или другими признаками. Его элементы последовательно располагают в заголовке, боковике, головке прографки.

- Сказуемое (логический предикат) – это те признаки, которыми характеризуется подлежащее. Располагается в хвостовой части прографки таблицы, делится на ряд граф (по количеству показателей). Сказуемое – объект определяемый, поэтому вся таблица – сказуемое по отношению к тематическому заголовку; содержание прографки – по отношению к боковику и головке.

☻ Логическая соподчиненность элементов: каждый заголовок над графой должен относиться ко всем данным в этой графе, а каждый заголовок строки – в боковике – ко всем данным этой строки [23, с. 10]. Поэтому классическая таблица читается сверху вниз и слева направо [30, с. 512].

☻ Расположение заголовков таблицы:

- нумерационный – у правой границы таблицы, тематический − ниже, непосредственно над таблицей, по центру (1-й вар.);

- оба заголовка совмещаются в одной строке – над таблицей, по центру, при этом нумерационный сокращается: Табл. 5. Тематический заголовок (2-й вар.);

- единственная в книге, статье таблица нумерационного заголовка не имеет;

- над продолжением / окончанием таблицы, не уместившейся на одной полосе, ставят заголовок Продолжение табл. 5 или, соответственно, Окончание табл. 5, при этом нумерационный и тематический заголовки не повторяют, головка воспроизводится, если она не громоздкая.

☻ Представление данных в прографке:

- данные представляются в одних единицах измерения;

- сведения принято систематизировать на основе возрастания или убывания величин;

- если сведений нет и быть не может – тире;

- если сведения есть, но автор ими почему-то не располагает – многоточие (…) или слова Нет свед.;

☻ Компактность таблицы обеспечивается:

а) отказом от повтора сведений в прографке:

- повторяющиеся в графах единицы измерения выносятся в заголовок (если в таблице присутствуют только одни единицы измерения) или в головку (если представлено несколько единиц измерения); повторяющиеся в строках указываются в боковике;

- если данные повторяются по вертикали – их при повторении в следующей строке заменяют кавычками (»), когда текст однострочный, или словами То же во второй строке, а ниже − кавычками, когда текст расположен в две и более строк; но цифры, химические символы, знаки, марки и т. п. кавычками не заменяют;

б) отказом от лишних рубрик – «№ п/п», «Единицы измерения» «Всего», «Итого», поскольку эти сведения либо вытекают из содержания таблицы, либо указываются в заголовке таблицы, ее головке или боковике.

☻С прописной буквы начинают:

- слово «Таблица» в нумерационном заголовке;

- тематический заголовок;

- основные заголовки граф;

- подзаголовки граф, грамматически не связаны с основным заголовком;

- заголовки строк.

☻ Знаки препинания не ставятся:

- после нумерационного и тематического заголовка;

- после заголовков и подзаголовков головки;

- после элементов прографки.

☻ Линейки применяются в таблицах с целью придания материалу большей четкости и наглядности. В газете вертикальные линейки часто опускают.

В тех случаях, когда таблица включает немного данных, ее целесообразно преобразовать в выводы. Это упрощенная таблица (без заголовка, граф, колонок), которая включается непосредственно в текст.

☺…Ниже представлены цены на детский спортинвентарь в Омске, руб.:

Лыжи…………………. 690 – 1200

Коньки………………… 650 – 1000

Хоккейная клюшка…. . 300 – 590

Санки............................ 250 – 450

Выводы позволяют значительно сократить объем текста, упростить восприятие фактических данных.

Как уже отмечалось, среди существенных признаков текста, обеспечивающих эффективную речевую коммуникацию, неизменно выделяется логичность, а среди наиболее значимых компонентов коммуникативной компетенции – логическая культура пишущего (говорящего). Логичность, т.е. следование законам правильного мышления, присуща нормальному человеческому сознанию. Логические законы имеют общечеловеческий характер: они не были кем-то навязаны, но сложились (и были сформулированы) в результате многовековой практики познания человеком мира [7, с. 89]. Именно поэтому всякий психически здоровый человек может вполне логично, т.е. непротиворечиво, мыслить; строить правильные, обоснованные умозаключения; успешно опровергать доводы противника, даже не зная основ логики. Однако для всякого человека, чья профессия тесно связана со словом, текстом, «быть логичным в общепринятом, житейском смысле этого слова не достаточно» [17, с. 55]. Для него, по выражению К.М. Накоряковой, логика должна стать «тонким и совершенным инструментом» [Там же], который обеспечивает ясность, усиливает эффективность и убедительность речи.

Понятие «логическая культура», выработанное в современной теории редактирования, включает [17, с. 56]:

− знание основных теоретических положений логики;

− владение терминологией этой науки;

− сознательную, целенаправленную выработку навыков правильного мышления;

− формирование навыков профессионального восприятия текста (анализа) и его оценки с логической стороны и пр.

Логический анализ текста − одна из задач углубленного чтения - состоит «в выявлении и сопоставлении между собой и широким контекстом [текстом в целом, а также затекстовой действительностью. – Е.К.] основных его смысловых единиц» [30, с. 482]. Они относятся к разным уровням смысловой и формально-языковой структуры речевого произведения:

1. Логическое имя, или понятие, – мысль, в которой «отражаются существенные признаки… класса однородных предметов» [7, с. 28]. Языковые формы: слово (книга, лес), словосочетание (гоночная спортивная машина).

2. Суждение – мысль, в которой «что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, связях между предметом и его свойствами или об отношениях между предметами» [7, с. 66]. Языковые формы: предложение (Осень; Осень нынче теплая), и, если суждение представлено в свернутом виде, - словосочетание (И вот затянувшуюся осень сменяет зима = С 1: «Осень затянулась» + С 2: «Зима сменяет осень»).

1. Логические связки – «служебные слова, фиксирующие определенный тип смысловых отношений между понятиями и суждениями» [30, с. 482]. Языковые формы:

- сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова (и; но; как… так и; ибо; так как; несмотря на то, что; который и др.);

- вводные слова и словосочетания (во-первых, напротив, следовательно и др.);

- частицы (лишь, даже, исключительно, именно и др.);

- предлоги (благодаря, согласно, вопреки и др.);

- знаки препинания (напр., двоеточие указывает, что вторая часть предложения разъясняет первую, тире помогает увидеть причинно-следственные связи между событиями, ср.: Молодежь ушла: на вечере стало скучно и Молодежь ушла - на вечере стало скучно[4]);

- соположение (порядок) следования элементов (К вечеру почувствовал себя плохо. Пришлось отменить утреннюю встречу – причинно-следственные отношения).

Помимо этих трех простейших единиц, формирующих логическую основу текста, анализу подвергают также единицы надфразового уровня - фрагменты текста, «которые выделяются в речи на основе ее смыслового единства, общего способа изложения, многочисленных межфразовых связей, наконец, композиционного членения» [30, с. 483]. В частности, анализируется логика выделения абзацев, связи между сверхфразовыми единствами, между текстом и заголовком, между основной частью текста и его концовкой и пр.

☻ Методика логического анализа текста (представлена по: [30, с. 483 – 484]; [17, с. 57 − 58]):

1. Выделить логические единицы текста. Во многих случаях помогает так называемое свертывание суждений. Этот прием заключается в превращении сложных, насыщенных деталями суждений (далее С) в более простые, выраженные одним простым предложением.

Напр.: Моросивший всю неделю мелкий, надоедливый дождь, словно по заказу, прекратился в воскресенье, хотя еще накануне, не обращая на него внимания, к Мадриду из разных городов страны устремились тысячи людей[5] = С 1: «дождь прекратился в воскресенье» + С 2: «к Мадриду устремились тысячи людей» + логическая связка - союз хотя.

2. Соотнести выделенные логические единицы между собой и с контекстом (в узком смысле слова – с темой текста − и в широком – с системой знаний о мире). Особого внимания требуют логические связки, поскольку по способу выражения логического значения они неодинаковы. Смысл эксплицитных однозначно передается тем или иным языковым знаком, смысл имплицитных выводится непосредственно из соотношения логических единиц, соединяемых этими связками [30, с. 484]. К эксплицитным связкам, напр., можно отнести союз в связи с тем что, двоеточие (оба имеют значение причины), к имплицитным – союз и, точку, запятую, точку с запятой (в силу их многозначности).

В нашем примере связка является эксплицитной, выражающей значение уступки.

3. Установить логическую ошибку, выявив текстовое противоречие. Различают следующие виды логических противоречий в тексте [13, с. 89]:

− явные (открытые, очевидные) и неявные (требующие для своего выявления внимания и рассуждения);

− контактные (члены противоречия расположены рядом) и дистантные (члены противоречия разделены текстом).

Соответственно можно выделить четыре типа ошибок: контактно-явные, дистантно-явные, контактно-неявные, дистантно-неявные.

☺ «Логическое неблагополучие» анализируемого высказывания читатель ощущает сразу, однако, только воспользовавшись приемом свертывания, понимаешь суть ошибки: отношения уступки, которые выражает связка, между данными суждениями невозможны. Логическая несостоятельность высказывания становится еще более отчетливой при соотнесении временных показателей: в воскресенье и накануне. Это контактно-неявная ошибка.

2. Исправить ошибку, приведя текст в соответствие с законами логического мышления. (О случаях, когда правка не проводится, см. в конце лекции.)

☺ В исправленном виде наше высказывание может принять следующий вид: Хотя моросивший всю неделю мелкий, надоедливый дождь, словно по заказу, прекратился только в воскресенье, еще накануне, не обращая на него внимания, в Мадрид из разных городов страны устремились тысячи людей.

Анализ логической основы текста предполагает контроль за соблюдением основных законов логики, которые «с непреложной строгостью определяют ясное развитие мысли» [17, с. 60]. Они не могут быть отменены или заменены другими, поскольку в них аккумулирован опыт «многовековой практики человеческого познания при отражении таких обычных свойств вещей, как их устойчивость, определенность, несовместимость в одном и том же предмете одновременно наличия и отсутствия одних и тех же признаков» [7, с. 89].

1. Закон тождества: В процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны сами себе [7, с. 90]. Применительно к тексту это означает, что автор и читатель «должны одинаково воспринимать одни и те же понятия, суждения, о которых идет речь» [13, с. 92]. Нарушение закона тождества приводит к двусмысленности, неопределенности, неясности речи.

Типичные случаи нарушения закона тождества:

А. На уровне логики понятий это различные смещения их объема (нечеткость или различные подмены значений), обусловленные неточным выбором номинаций.

1. Использование слова без учета его семантики (нарушается тождество смысла, который автор вкладывает в слово, и его словарного значения).

☺ Утренняя дилемма: как сохранить волосы здоровыми? Создатели текста для рекламного ролика допустили подмену понятий: дилемма ('положение при котором выбор одного из противоположных решений одинаково затруднителен') вместо проблема ('сложный вопрос, задача, требующие разрешения').

2. Подмена родового понятия видовым или, наоборот, видового – родовым.

…В Гуджарате мусульмане ранее на этой неделе подожгли поезд с индуистскими паломниками, возвращавшимися из Айодхьи. Это преступление привело к гибели 58 человек. В ответ индуисты расправились с таким же числом иноверцев в Ахмадабаде[6]. Корреспондент хотел сообщить о мести возмущенных индуистов не иноверцам вообще (которыми по отношению к ним являются мусульмане, христиане, буддисты и пр.), а именно мусульманам, однако выбрал слово, называющее более широкое понятие, в результате чего читатель может сделать вывод о том, что индуисты враждебны по отношению ко всем, кто не разделяет их религиозных убеждений.

3. Использование так называемых дежурных слов с размытой семантикой, лишающих рассказ о событиях определенности: слов, обозначающих самые разные факты действительности (мероприятие, обеспечить), подменяющих конкретные понятия абстрактными (вопрос, момент, проблема), лишающих обозначение связей и взаимоотношений определенности (соответствующие, отдельные), сглаживающих оттенки отношения к предмету (выдающийся, значительный).

☺ В языке слово ощущение имеет значение 'психологический процесс отражения мозгом отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств' – соответственно, выделяют зрительные, слуховые и пр. ощущения, которые дают материал для формирования представлений и для высшей ступени познания – человеческого мышления. В речи это модное «дежурное» слово совершенно неоправданно вытесняет лексические единицы, называющие конкретные формы мыслительного процесса: 1) Смотрю – никакого ощущения (впечатления); 2) Это искусственно нагнетаемоеощущение (создаваемое представление); 3) Испытали ощущение глубокого удовлетворения (чувство)[7]. Налицо подмена понятий, требующая правки.

4. Различение тождественного, обусловленное неумелым использованием контекстуальных синонимичных обозначений одного предмета; связанное, как правило, с благими намерениями – избежать повторов, внести разнообразие в речь.

Михаил бредил. Таранов отирал лоб следователю, поил Тарасова водой[8]. Читатель вынужден задуматься над фразой: сколько же здесь лиц – двое? четверо? Не сразу догадаешься, что Михаил, следователь и Тарасов – это одно и то же лицо. Автору и редактору в подобных случаях нужно поставить себя на место читающего с тем, чтобы понять, не приведет ли синонимия к различению тождественного, действительно ли использованные синонимы будут отнесены к одному понятию, т.е. кореферентны.

Б. На уровне логики суждений типичными нарушениями закона являются:

1. Непреднамеренное соскальзывание с темы, когда один предмет изложения замещается другим:

Существует расхожее мнение, что депрессия – это болезнь людей умственного труда. Ничего подобного. Последние статистические исследования говорят о том, что депрессия равномерно распределена везде: и в Америке, и в России, и в Африке. И обеспеченные, и нуждающиеся люди страдают от нее одинаково[9]. Вместо того чтобы говорить о намеченном противопоставлении людей умственного и физического труда, автор совершенно неожиданно переходит к противопоставлению в аспекте географии болезни.

2. Неопределенность, размытость темы, когда говорится о многом, а основную мысль выделить не удается, самый яркий пример – публичная речь экс-президента СССР М.С. Горбачева.

Вот пример несоответствия ответа вопросу (аргумента – тезису) из газетного интервью)[10]:

−Что можете пожелать читателям «Советского спорта»?

− Поздравляю с Новым годом, особенно наших лыжниц, с которыми уже не раз встречалась и на лыжне, и за ее пределами. А еще желаю, чтобы хотя бы в новогоднюю ночь выпал снег.

В такой редакции фрагмент интервью не может быть помещен на полосу, необходимо изменить формулировку вопроса: Чего вы хотите пожелать в Новом году себе и другим?

2. Закон противоречия: Не могут быть одновременно истинны два противоположных суждения об одном и том же предмете, взятых в одном и том же отношении (с одной точки зрения) в одно и то же время [30, с. 490]. Нарушение этого закона в тексте проявляется в виде противоречия:

А. Фактов речевого сообщения и фоновых (внетекстовых) знаний его адресата:

Так, неотредактированное сообщение РИА «Новость» о состоявшейся в Смоленске (!) церемонии открытия мемориального комплекса «Катынь» поставил осведомленного читателя в тупик: Катынский лес, где и создавался мемориал, расположен не в самом Смоленске, а недалеко от города[11].

Б. Одних фактов сообщения другим:

Явные контактные противоречия нередко вызывают самую непосредственную и резкую реакцию читателя:

☺ С 15 декабря будет организована здесь продажа новогодних елок. Около двух тысяч штук поступит их в магазин, это на три тысячи больше прошлогоднего. (Но две тысячи меньше, а не больше трех тысяч!); Войнич скончался в Нью-Йорке в возрасте 95 лет, немного не дожив до столетия со дня смерти своего знаменитого отца математика Джорджа Буля (получается, что Войнич родился спустя несколько лет после смерти своего отца?!) –

Непросто редактировать произведения с неявными дистантными противоречиями. Для их выявления необходимо держать в памяти объемные фрагменты текста, сопоставлять суждения, разделенные абзацами, а то и страницами.

☺ Вот пример из журнального очерка[12]. В самом начале автор утверждает: Жизнь А. Скафтымова прошла в одном городе. А ниже противоречит себе: Уроженец села Столыпино Вольского уезда Саратовской губернии, с детских лет питавший чувство уважения к знаниям…воспитанник Варшавского университета, куда он поступил, круто порвав с домашними планами… больше тридцати лет он стоял за кафедрой Саратовского университета и педагогического института. На следующей странице выясняется, что к Варшаве и Саратову надо прибавить еще один город, в котором работал «невыездной» преподаватель: Получив в 1913 году диплом Варшавского университета, двадцатитрехлетний учитель словесности Астраханской и Саратовской гимназий, он не растерял среди монотонных провинциальных педагогических будней влечение к научному творчеству.

3. Закон исключения третьего: Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано [7, с. 96]. Непременное условие соблюдения этого закона: сопоставляемые высказывания должны быть действительно противоречивыми, т. е. такими, между которыми нет и не может быть среднего, третьего, промежуточного понятия [17, с. 70].

Типичные случаи нарушения закона исключения третьего:

А. Игнорирование необходимости сделать выбор между двумя альтернативными суждениями:

☺…Две суверенные власти не могут существовать в данном государстве. Они могут существовать в нем лишь при условии беспощадной борьбы (Воровский). – Лишь одно из двух суждений может быть истинным (две суверенные в одном государстве либо могут существовать, либо нет) – третьего не дано[13]. Задача редактора – выявить истинное суждение и устранить противоречие, напр., так: ☺…Две суверенные могут существовать в данном государстве лишь при условии беспощадной борьбы.

Б. «Мнимое противоречие», несостоятельная альтернатива, построенная на основе не взаимоисключающих понятий, суждений:

☺ Настоящий мужик не должен себя жалеть. Он может либо поступать правильно и за это себя уважать, либо ругать себя за ошибки и тут же их исправлять, после чего начинать уважать себя за самокритичность[14]. − Альтернатива построена неверно – на основе внеположенных, несравнимых суждений «правильно поступает» − «ругает за ошибки». В процессе редактирования следует связать разделительным повторяющимся союзом либо, указывающим на отношения взаимоисключения, действительно альтернативные (противоречащие) суждения: либо поступать правильно и за это себя уважать, либо совершать ошибки, а затем ругать себя за них, исправлять сделанное и, наконец, начинать уважать себя за самокритичность.

4. Закон достаточного основания: Всякая мысль должна быть достаточно обоснованной [7 с. 100]. На уровне текста это означает, что все высказывания должны быть внутренне связаны друг с другом, обосновывать одно другое. Типичная ошибка, обусловленная нарушением этого закона, - «выведение невыводимого», пропуск логического звена:

☺ С завтрашнего дня Иван Петрович Самойлов уходит на пенсию. Ему уж известна программа чествования: ведь не каждый способен проработать на одном месте сорок лет. – Автор допустил ошибку в установлении причинно-следственных связей суждений: количество проработанных на одном месте лет вряд ли может объяснить факт знания программы чествования. Вероятно, пропущено сообщение о пышности проводов Самойлова на пенсию. Следует перестроить второе высказывание, напр., так: Иван Петрович знает, что проводят его на заслуженный отдых с особой торжественностью, ведь не каждый способен проработать на одном месте сорок лет.

Внимание! Далеко не во всех случаях нарушение логических законов становится причиной ошибки, требующей правки текста.

1. Нельзя считать логической ошибкой «сдвоенные свидетельства» (О.Р. Лащук). ☺ Уголовное дело в отношении Владимира Гусинского прекращено, сообщил РИА «Новости» адвокат медиамагнат. Генпрокуратура опровергает это заявление[15]. Уголовное дело могло быть либо прекращено, либо не прекращено, однако в этом случае логической ошибки, требующей правки нет. Автор не утверждает, что оба высказывания справедливы. Соответственно, правка не нужна.

2. Иногда, по-видимому, стоит отказаться от редактирования цитаты, содержащей противоречие, с целью сохранить стилистический колорит разговорной речи (ее непринужденность, непоследовательность, выразительность). Кроме того, при точном цитировании СМИ ответственности за ошибку не несет.

☺ Как подчеркнул С. Иванов, основной задачей частей министерства обороны в Чечне является … непосредственное участие в проведении специальных акций, «направленных прежде всего на нейтрализацию непримиримых бандитов». «Тем, кто этого из числа бандитов…не понял, пора бы это понять, потому что конец все равно один размером либо с камеру, либо метр на два в земле сырой», − заявил С. Иванов. В высказывании министра утверждение конец все равно один вступает в противоречие с альтернативой либо с камеру, либо метр на два в земле сырой (нарушение закона противоречия), при этом члены альтернативы не являются взаимоисключающими, они допускают еще один выход из ситуации – перестать заниматься бандитизмом (нарушение закона исключения третьего). В подобных случаях авторский алогизм как проявление особой разговорной экспрессии в речи разрешается сохранять с тем, чтобы поддержать интерес к материалу [13, с. 91].

3. Безусловно, не требуют правки алогизмы, к которым намеренно прибегают авторы с целью достижения определенных стилистических эффектов:

− Создание необычных, выразительных заголовков в СМИ: Худосочный богатырь подведет под монастырь (АиФ) − нарушение закона противоречия.

− Манипуляция с человеческим сознанием – в рекламе: ☺ Голосуй или проиграешь! (из предвыборной кампании Б. Ельцина) – «мнимая альтернатива» для избирателя, нарушение закона исключения третьего;

− Создание комического эффекта, художественно-образная речевая конкретизация − в художественной речи. ☺ Вы знаете, Шура, - зашептал Паниковский, − я очень, − я очень уважаюБендера, но я вам должен сказать: Бендер – осел! Ей-богу, жалкая, ничтожная личность! (Ильф, Петров) – нарушение закона противоречия как способ создания портрета героя.

 

 


[1] В вузе их относят к относительным прилагательным, называющим номер предмета по порядку.

[2] Пример Т.М. Суриковой

[3] Фрагмент таблицы из газ. «Коммерсант» (2005, 10 июля).

[4] Пример Д.Э. Розенталя.

[5] Пример и анализ логически ошибочного высказывания заимствован у К.М. Накоряковой.

[6] Пример О.Р. Лащук.

[7] Примеры заимствованы из ст.: Мельникова Г. О вреде модных слов // Журналист. 2004. № 7. С. 82 – 83.

[8] Пример К.В. Рождественской из кн.: Мучник Б.С. Основы стилистики и редактирования. Ростов н/Д, 1997.

[9] Пример Б.С. Мучника.

[10] Пример Б.С. Мучника.

[11] Пример О.Р. Лащук.

[12] Пример К.М. Накоряковой.

[13] Пример К.М. Накоряковой

[14] Пример С.И. Сметаниной

[15] Пример О.Р. Лащук.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Условия выбора формы представления чисел в нехудожественных текстах | Научная индефикация соц. работы и эпистемологические проблемы


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.012 сек.