Итак, «золотое правило» работы с фактами № 2: Не знаешь – не пиши: можешь ошибиться; если написал – проверь.
Итак, «золотое правило» редактирования № 1: То, что целесообразно опустить, - опусти [30, с. 450], и, наоборот: дополни фактический материал, если это необходимо для раскрытия темы.
2. Проверка точности и достоверности фактического материала. На этом этапе важно отметить и исправить все неточности в цитировании, номинации лиц, инициалах, датах, единицах измерения и пр.
Например, журналист, написавший словосочетание Алакольские острова с прописной буквы в предложении: …Единственная колония этих редкостных птиц расположена на Алакольских островах (из газеты)., сам того не подозревая, сделал «географическое открытие». Озеро Алаколь действительно существует (см. карту Казахстана), есть на озере и острова, но они невелики и названия их не зафиксированы как официальные. Топонима «Алакольские острова» просто не существует, читатель не найдет этих островов и на карте.
Досадная ошибка, допущенная автором при цитировании реплики герцога из трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта»: Что не несчастье рано так случилось, Чтобы смутить наш утренний покой? – легко обнаруживается при обращении к первоисточнику. В тексте пьесы (пер. Т. Щепкиной-Куперник) возмущенный герцог произносит слова: Что за несчастье…
Неверно указана единица измерения расхода энергии в предложении: Для домов, оборудованных электроплитами, тариф увеличен с 35 копеек до 42 за киловатт/час, т. к. мощность не делится на время, а умножается, т. е. киловатт-час (кВт·ч). Для установления истины достаточно обратиться к осведомленному лицу (источнику информации – в Департамент городского хозяйства) или к Международной системе единиц (СИ), частично воспроизведенной в кн.: [28].
В методике редактирования принято три вида проверки фактического материала:
1) внутренняя проверка: соотнесение фактического материала в пределах редактируемого текста и его конкретизация (суть конкретизации: представьте себе все возможные варианты действительности, которые допускаются изложением; найдите факты, противоречащие друг другу);
2) сличение с авторитетным источником (справочником, атласом и пр.);
При работе с частными, отдельными видами фактов следует руководствоваться следующими принципами и правилами:
Работа с числами
1. Сопоставимость числовых данных достигается за счет единообразия единиц измерения в тексте.
Местные потребители задолжали за электроэнергию 50 млрд. тенге (663 млрд. долл.), «Казактелекому» должны около 100 млн долл., «Казакгаз» - одной из государственных трубопроводных компаний – 124 млрд. тенге.
Текст труден для восприятия, так как соотносить числовые данные, выраженные в разных единицах измерения (тенге и долларах) достаточно трудно. Автору стоит привести денежные единицы к единообразию (только доллары или тенге) или дать их параллельно (тенге и – в скобках – доллары).
2. Представление данных в процентах должно опираться на абсолютную величину.
Еще в 1996 году был отмечен рост самоубийств среди офицеров. На одном из последних совещаний в Министерстве обороны говорили, что этот показатель достиг 20 %.
Автору следует уточнить: 20 % чего? Иначе читатель может соотнести эту цифру с общей численностью офицеров в армии, принятой за 100 %, и ужаснется: каждый пятый – самоубийца.
3. Важна точность данных, представленных в процентах (в сумме они должны составить 100).
☺ Изменилось ли за последний год ваше благосостояние?
Не изменилось – 41 %
Немного ухудшилось – 16 %
Немного улучшилось – 35 %
Заметно ухудшилось – 11 %
Заметно улучшилось – 16 %
В сумме проценты составляют 119, а не 100. Кроме того, нарушен логический закон тождества (ответы не соответствуют вопросу: они должны были быть однозначными – «да» / «нет») и правила деления понятий (деление по разным основаниям). От подобных, не внушающих доверие сведений, необходимо отказаться.
Форма представления числа в тексте может быть различной (цифровой, словесной, комбинированной). Выбор формы зависит от нескольких факторов:
1. Особенности восприятия знака. Экспериментально доказано, что именно в цифровой форме двузначные и многозначные числа «схватываются», намного быстрее, чем в словесной ср.: две тысячи шестьсот лет и 2 600 лет, семнадцатитонный и 17-тонный. С другой стороны, представленные в цифровой форме, однозначные числа в косвенных падежах осложняют чтение текста вследствие специфики восприятия омоформ: первоначально цифра всегда «прочитывается» в И. п. (после 5 порций как «после пять порций») и лишь затем читатель восстанавливает грамматические связи в словосочетании.
2. Функционально-стилистическая специфика текста, его адресат. Цифровая форма является предпочтительной в текстах «строгих» стилей – научных, деловых, а также в газетных текстах информационных и аналитических жанров. В текстах художественных произведений обычно используется словесная форма, поскольку точность, доказательность не является предметом особой заботы художника. Исключение составляют случаи жанрово-стилистической стилизации: при воспроизведении (имитации) вывесок, документов и пр. жанров, в которых словесная форма маловероятна, авторы используют цифры, например: Человек пять художников скребли фотографии бритвенными ножичками «Жилет», подсветляя их; придавали снимкам резкость… ставили на обороте подпись и размер: 33/4 квадрата, 2 колонки [стилизация научно-деловой, точной речи – цифры] и так далее – указания, потребные для цинкографии (Ильф, Петров). Также к цифрам авторы обращаются при указании (но не в прямой речи!) номеров домов, учреждений и т.п., желая передать их в том виде, в котором они обычно предстают на бланках, вывесках и др. Ср.: «Двенадцать стульев» (Ильф, Петров) и «Палата № 6» (Чехов): именно последнее заглавие соотносится с реальной цифровой записью – табличкой на двери, записью в журнале и пр. Наконец, выбор цифровой формы числа в художественном и близких ему текстах может быть обусловлен желанием подчеркнуть точность числовой информации. Ср.: В восемнадцатом столетии во Франции жил человек, принадлежащий к самым и самым отвратительным фигурам этой эпохи (Зюскинд) и И вот здесь…17 июля 1738 года был произведен на свет Жан-Батист Гренуй (Он же) – значима дата рождения главного героя.
3.
Условие
Слов.
Цифр.
Примеры
Целые
Однозначные числа
1. Стоят в форме косв. падежа не при единицах измерения
+
_
Такова норма выпуска на 1 человека → Такова норма выпуска на одного человека.
2. Имеют при себе единицы измерения
_
+
Память ПК можно расширить до 2 Гб., Чтобы получить право промысла горбуши кеты ООО «Салмо» должно заплатить государство соответственно 3,5 рубля и 4 рубля за 1 кг.
Внимание! Количественные числительные при записи араб. цифрами не имеют падеж. окончаний, напр.: до 5 кг (нельзя: до 5-ти кг)
3. Стоят в числовом ряду (даже в форме косв. падежа)
_
+
Емкости объемом 5, 15 и 20 л
Внимание! При перечислении однородных чисел (величин, отношений) единицы измерения ставятся только после последней цифры
4. При стечении нескольких чисел в цифр. форме, когда между ними нельзя вставить слово или нельзя изменить порядок слов
+
_
В гараже 5 30-местных автобусов → В гараже пять 30-местных автобусов. Ср.: В гараже 5 автобусов, каждый на 30 пассажирских мест.
5. Число начинает собою предложение (слабо обозначены границы предложений)
+
_
… При такой планировке. 6 машин размещают по обеим сторонам от двери → … При такой планировке. Шесть машин размещают… Ср.: …При такой планировке. Размещают 6 машин по обеим сторонам от двери
Многозначные числа
6. При стечении нескольких чисел в цифр. форме, когда между ними нельзя вставить слово или нельзя изменить порядок слов
7. Число начинает собою предложение (слабо обозначены границы предложений)
+
_
… Решено. 250 ящиков размещают на складе № 5 →…Решено. Двести пятьдесят ящиков размещают на складе № 5. Ср.: …Решено. Часть ящиков (250 из общего числа) размещают на складе № 5
8. Остальные случаи
_
+
Рекомендуется разбивать многозначное число на группы (по три цифры) справа налево: Номинальная стоимость доли в уст. капитале – 342 902 тыс. руб.
Внимание!
Искл.: 1) обознач. года (Данные на 2006 год); 2) обознач. марок машин, механизмов (ВАЗ -2106); 3) нумер. норматив. документов (ГОСТ Р 517721).
Телеф. номера принято разбивать по две цифры справа налево (кроме кода): (4242) 74-24-16; 2-16. Доп. не разбивать первую группу из трех цифр: 299-85-90.
Дробные числа
9. Простые дроби
-
+
Цифрой на верхнюю и нижнюю линию шрифта: 2 1/5 всех избирателей (дробь от целого числа дается без отбивки)
10. Десятичные
-
+
Дается сразу после запятой, делится пробелами на группы по три знака в каждой в направлении слева направо: 25,125 134 руб.; 250, 123 5 т
Внимание! В счетных оборотах именно дробь управляет существительным, «требуя» от него форму Р. п. ед. ч.: 0,5 тысячи; 1/3 киловатта.
Слова «доля», «часть» после дроби – проявление речевой избыточности: 1/3 часть квадрата → 1/3 квадрата
Примечание. Для обозначения крупных круглых чисел (тысяч, миллионов, миллиардов) принято использовать комбинированную (словесно-цифровую) форму, облегчающую читательское восприятие фактов. Ср.: 20 000 000 евро и 20 млн евро. В изданиях, рассчитанных на подготовленного читателя, это правило распространяется и на сочетания крупных круглых чисел с единицами измерения, ср.: 200 000 000 000 и 200 ГВт ∙ ч и доп. 200 млн кВт ∙ ч. В изданиях для массового читателя (напр., в газете) при этом отказываются от сокращенных единиц величин, заменяя их полными наименованиями: 200 млн киловатт-часов, слова «тысяча», «миллион» и пр. дают как в полной, так и в сокращенной форме.
Так называемые порядковые числительные[1] могут быть представлены в трех формах: 1) словесной (в двадцатом веке), 2) цифровой (к XX в.), 3) словесно-цифровой (в 70-х годах).
Первая из них широко распространена в изданиях художественной и близких ей литератур (исключение – случаи стилистической стилизации, а также в написании имен королей, императоров с номером в составе имени), а также в текстах иной функционально-стилистической принадлежности (деловых, научных) в сочетаниях, не имеющих непосредственного отношения к нумерации предметов, явлений, напр.: в первом случае, во-вторых, в третий раз и т. п. В остальных случаях автор нехудожественного текста чаще выбирает вторую или третью форму, учитывая ряд условий, см. табл. 9.
При наращивании падежного окончания «порядкового числительного» оставляйте:
- одну букву, если слово заканчивается на две гласные или гласную и согласную (5-й уровень, на 5-х уровнях, так как пятый, пятых);
- две буквы, если слово оканчивается на согласную и гласную букву (5-ми уровнями, для 5-го уровня, так как пятыми, пятого).
Например: Новости скидок торговой сети «СИБВЕЗ»: до 29 октября скидка 15 % на любую 2-ую покупку. Создатели рекламного текста допустили ошибку в оформлении «порядкового числительного»: следовало нарастить одну букву (на 2-ю).