Мотив - внутреннее побуждение к определенным действиям в интересах Я- концепции, проявляющиеся в самоуважении и самосоответствии. Если потребность - это определенное напряжение, вызванное нуждой в чем-то, но она еще не определяет направление активности субъекта, то мотив выступает как побуждение к действию, как стремление к удовлетворению потребности, это готовность психики, направляющая к определенной цели. Мотив может иметь следующие психологические проявления: желания, намерения, стремления. Основными характеристиками мотива являются его сила и устойчивость.
Сила мотива оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива, по его интенсивности. Сила мотива зависит от силы мотивационного возбуждения (физиологический фактор), а также от таких психологических факторов, как знание результатов деятельности, вероятность ее успеха, значимость деятельности для личности. Для оценки силы мотива Аткинсон предложил формулу:
М=П х В х 3, где М — сила мотива; П — мотив достижения успеха как свойство личности; В — субъективно оцениваемая вероятность достижения поставленной цели; 3 — значимость достижения цели для личности.
Устойчивость мотива определяется его сохранением во времени, его проявлением во всех основных видах деятельности человека. Сила и устойчивость мотивации влияет на направление деятельности и на ее успех. Усиление мотивации до определенного уровня увеличивает продуктивность и успешность деятельности, при дальнейшем увеличении мотивации показатели деятельности начинают снижаться.
Основными функциями мотивов являются:
1. побуждающая (или стимулирующая) (проявляется в том, что мотив обусловливает активность человека, его поведение);
2. направляющая (отражает направленность энергии мотива на определенный^ объект, что обусловливает выбор поведенческих стратегий);
3. регулирующая (мотив предопределяет характер поведения, которое зависит от того, какие мотивы оказываются наиболее значимыми в каждый конкретный момент времени).
Понятие социальной идентичности описывает то, как другие люди определяют человека на основе широких социальных категорий или признаков, таких как возраст, профессия или этническая принадлежность. Это те компоненты «Я» человека, которые переживаются им на уровне осознания принадлежности к какой-либо группе.
Социальная идентичность - это результат процесса социальной идентификации, под которым понимается процесс определения себя через членство в социальной группе.
Социальная идентификация выполняет важные функции как на групповом, так я личностном уровне: именно благодаря этому процессу общество получает возможность включить индивидов в систему социальных связей и отношений, а личность реализует базисную потребность групповой принадлежности, обеспечивающей защиту, возможности самореализации, оценки другими и влияния на группу.
Одним из первых о важности социальной идентичности заговорил Курт Левин (1948), который полагал, что человек нуждается в прочном ощущении групповой идентификации, чтобы сохранять ощущение внутреннего благополучия.
Практически ни одно из основных теоретических направлений социальной психологии XX века не обошло своим вниманием данный феномен, предлагая собственные взгляды на проблему социальной идентичности.
Теория социальной идентичности строится на следующих общих положениях:
1. Люди стремятся удерживать или повышать свою самооценку, то есть стремятся к позитивной «Я-концепции».
2. Социальные группы или категории и членство в них связаны с позитивным или негативным ценностным смыслом, поэтому социальная идентичность может быть позитивной или негативной, исходя из оценок тех групп, которые участвуют в создании социальной идентичности человека.
3. Оценка своей собственной группы определяется при соотнесении с другими конкретными группами путем социального сравнения значимых свойств и характеристик.
Таким образом, в своей теории авторы подчеркивают, что социальная идентичность - это результат процесса социальной категоризации, под которым понимается фундаментальный когнитивный процесс, который позволяет нам организовывать информацию об окружающем мире.
Содержательными элементами социальной идентичности являются: возрастные (Я-ребенок, Я- старик), национальные (Я-белорус, Я-европеец), конституциональные (Я-гражданин, Я-беженец), статусные (Я-уважаемый, Я-отчуждаемый).
7. Нарушения самосознания: признаки, способы реагирования на данные нарушения.
Самосознание - осознание мыслей, поступков, переживаний, способность оценивать себя, смотреть на себя как бы со стороны.
Проявления нарушений самосознания:
1. дереализация (отчуждение мира восприятий; восприятие окружающей обстановки, предметов, явлений лишенными ясности, естественности, иногда чуждыми и измененными);
2. деперсонализация (ощущение отчуждения собственного тела, собственного Я);