Активность, которую мы считаем своей и внутренней, в реальности бывает очень разной. В связи с этим различают внутреннее и внешнее Я, Я прошлое и будущее, высшие и низшие Я, Я идеальной и Я реальное.В связи с этим наше Я правильнее рассматривать как нечто множественное, стремящееся как к разнообразию, так и целостности. В концепции структуры личности по Эрику Берну выделяют «Я-ребенок», «Я-родитель».
Как правило, под своим "Я" (мое, свое, сам) люди имеют в виду то, с чем они себя отождествляют: кем или чем себя видит, чувствует, ощущает человек. Это - внешнее Я личности. Самые распространенные отождествления - отождествления с социальными и личностными ролями.
На вопрос "Кто я?" - как правило, люди отвечают: "Человек, сын/дочь, студент, чиновник..." (это социальные роли) либо "Мыслитель, Тормоз, Муза, Шут, Добряк..." (это возможные личностные роли).
Внутреннее Я
Если есть то, с чем себя человек попеременно отождествляет ("Я - молодой человек" либо "Я - чиновник"), то должно быть (кажется) и что-то то самое, которое оказывается то тем, то другим. Или кто-то, кто себя с чем-то отождествляет.
Если мы на лицо одеваем ту или другую маску, то за маской все равно есть какое-то определенное лицо. Если мы даже на манекен надеваем то одно, то другое платье, то нас за этим маскарадом есть хотя бы стабильный манекен.
Гордон Олпорт выделил 7 различных аспектов Я, участвующих в развитии самоидентификации личности с детства до зрелости:
1. ощущение своего тела;
2. ощущение самотождественности;
3. чувство самоуважения (чувство гордости» которое личность испытывает, когда она выполняет что-то сама);
4. расширение себя (личность приобретает опыт по мере того, как начинает сознавать, что ей принадлежит не только собственное физическое тело, но также определенные значительные элементы окружающего мира, включая людей);
5. образ себя (личность узнает, что от нее ожидают другие люди: понимание различия между «я хороший» и «я плохой»);
6. рациональное управление собой (способность находить рациональные решения жизненных проблем и эффективно справляться с требованиями реальности);
7. личное стремление (центральная проблема - выбор карьеры или других жизненных целей).
4. Проявления Я-концепции: мотивы и качества. Качества, характеризующие Я-концепцию.
Образ «Я» (как описание «Я-концепции») - проявляется в осознании своих качеств (отношение к себе, своим качествам выражается в совокупности самооценок), а также мотивированной деятельности.
Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Не вызовут разногласий лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью. В основном же в попытках охарактеризовать себя присутствует сильный личностный оценочный момент. Иными словами. «Я-концепцня» - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний, явные и скрытые оценки.
Человек усваивает оценочный смысл различных характеристик, присутствующих в его «Я-концепции». При этом новые оценки могут изменять значение усвоенных прежде.
Таким образом, самооценка не постоянна, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источник оценочных представлений индивида о себе - его социокультурное окружение. Например, слова «скучный», «толстый», «ленивый» содержат изначально негативную оценку, в то время как «умный», «смелый», «надежный» - позитивную. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Имиджмейкер, работающий с «Я-концепцией» клиента, с помощью такого метода, как самовнушение (мини-гимн «Я-любимый!»), может повысить заниженную самооценку индивида.
Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д.