Само понятие постоянного представительства сформулировано через перечисление.
Постоянное представительство может быть основного типа и агентского типа.
П. 9 ст. 306: если есть зависимый агент, у иностранной компании тоже возникает представительство
Проблема: концепция постоянного представительства (permanent establishment) ориентирована на индустриальный тип экономики, была выработана в XX в. В новых условиях постиндустриальной экономики ситуация меняется. Интересы страны, откуда утекают доходы, могут быть ущемлены с развитием электронной торговли.
Есть особенности по строительным площадкам (они не сразу образуют постоянное представительство, только через год).
А как определить доход, который относится к деятельности постоянного представительства? Например, постоянное представительство фактически ищет контрагента, который заключает договор напрямую с главной компанией.
Многократное международное налогообложение - это обложение сопоставимыми налогами в двух и более государствах одного и того же налогоплательщика в отношении одного и того же объекта налогообложения.
Страны стремятся с этим явлением бороться: методом кредита и методом освобождения.
Метод освобождения состоит в том, что государство отказывается от налогообложения уже заплаченного налога. Но в разных странах разные ставки налога.
Метод кредита. Заработанный доход включается в налоговую базу, но налог, уплаченный в другом государстве, кредитуется против российского налога. Кредит обычно предоставляется государствами в размере не более, чем национальный налог.
У нас ст. 311 НК закрепляет метод кредита.
План:
Общее понятие и основные положения налогового федерализма.
Понятие обособленного подразделения.
Методы распределения налоговых поступлений.
Литература:
Томаров В. В. «Местные налоги: правовое регулирование» М., 2002
Постановление КС РФ № 5 П от 21.03.1997 г.
Постановление КС РФ № 2 П от 30.01.2001 г.
Бюджет – основа для выполнения публично-правовых функций. Бюджетная обеспеченность – ключевая основа для реализации функций. На необходимую сумму должны быть адекватные налоговые источники доходов. Важно, как эти источники распределены по уровням публичной власти. Всего 5-7 регионов не являются дотационными. На местном уровне 95% муниципальных образований требуют дотаций.
Сложившаяся ситуация неправильная. Отсутствие собственных налоговых источников порождает зависимость. Почему сложилась такая ситуация? У нас есть 3 крупных налоговых источника: НДС, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и вывозная таможенная пошлина. С 2000х гг. государство забирало на уровень федерации самые интересные налоговые источники. Параллельно шел процесс сбрасывания расходных обязательств на уровень субъектов и на места. У нас есть искусственная модель дотационности бюджетов субъектов и муниципальных образований. Финансирование субъектов требует уплаты денег чиновникам за предоставление необходимых средств (откат может достигать 30%). Эта ситуация порождает зависимость субъектов от федерации, это способ политического управления. Используется на уровне местного самоуправления: необходимые результаты голосования как предпосылка для предоставления финансирования.
Налоговый федерализм – это установленная нормами права система распределения поступлений от налогов и сборов между уровнями бюджетной системы с целью обеспечЕния достаточных и стабильных доходных источников бюджетов различных уровней.
Принципы налогового федерализма:
1) Принцип достаточности
2) Принцип стабильности/гибкости
3) Принцип автономности
Лоскутная налоговая система
Ст. 57 Конституции: каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Права и свободы человека могут быть ограничены только федеральным законом (в том числе право собственности). Под законом понимается федеральный закон.
Соответственно, налоги могут устанавливаться только федеральным законом.
Указ Президента № 2268 октябрь 1993 г.: региональные и местные органы власти имели право вводить не установленные федеральным законодательством налоги и сборы. Появилось несколько сотен разных налогов.
Надежды на то, что регионы будут вести себя разумно, не оправдались. Например, появились сборы за переезд через реку, сборы в поддержку футбольной команды, широкое распространение акцизов.
Появилась лоскутная налоговая система, которая препятствовала свободному обращению товаров, работ и услуг. Нарушалось функционирование единого рынка, и был высокий уровень неопределенности.
КС РФ 21.03.1997 г. принял постановление, сказал, что налоги могут устанавливаться только федеральным законом. Негативная оценка так называемой недобросовестной налоговой конкуренции между регионами. Регионы в середине 90-х гг. пошли по системе создания низконалоговых регионов. Республика Калмыкия в 1995 г. приняла соответствующий закон, по которому компании, зарегистрированные там, но не ведущие там деятельность, получали максимальное освобождение от всех налогов. С них взимался сбор за поддержание этого статуса. По сути оффшорный режим. Некоторые просто давали льготы, не были оффшорами. Появилась возможность создавать как чрезмерное налогообложение, так и установление низконалоговых режимов.