Итак, основное место содержания под стражей – это следственные изоляторы.
Статья 13 Закона предусматривает случаи, когда возможен обратный перевод заключенного под стражу из следственных изоляторов в изоляторы временного содержания: для выполнения следственных действий судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка заключенных невозможна. Данный перевод производится на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на 10 суток в течение месяца.
Основным местом содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются следственные изоляторы,которые обладают правами юридических лиц(ст. 8 Закона). Изоляторы временного содержания предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК РФ). Если доставка лиц, заключенных под стражу, в следственный изолятор невозможна из-за отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, то они могут содержаться в местах содержания заключенных до тридцати суток.
Они входят в уголовно-исполнительную систему, являются ее самостоятельными подразделениями, основное назначение которых – содержание подозреваемых и обвиняемых, заключенных под стражу в качестве меры пресечения.Данная задача для них основная, хотя они и выполняют функции уголовно-исполнительного учреждения для некоторой категории осужденных. Дело в том, что в них создаются специальные условия для выполнения задач уголовного судопроизводства, обеспечения правового статуса обвиняемых и подсудимых, изоляции заключенных и предотвращения их побегов.
Следственные изоляторы не всегда были самостоятельными учреждениями, допускалось содержание в одном учреждении заключенных под стражу и осужденных. Если в начале становления Советского государства они создавались как самостоятельные подразделения (арестные помещения – ст. 3, 31 Временной инструкции «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового» 1918 г., дома заключения – ст. 46 ИТК 1924 г., изоляторы для подследственных – ИТК 1933 г.), то с введением в 1936 г. тюремного заключения как вида лишения свободы функция исполнения предварительного заключения под стражу перешла к тюрьмам. Таким образом, начиная с 1936 г. в тюрьмах стали содержаться и подследственные, и лица, переведенные из колоний в тюрьму, и осужденные к тюремному заключению (наиболее опасные преступники).
Совместное содержание в тюрьмах весьма разнородных категорий преступников и подследственных имело серьезные негативные последствия, что, в частности, выражалось:
а) в уравнивании правового положения осужденных и за-ключенных;
б) перенесении методов воздействия, применяемых к опасным преступникам, на подследственных, вина которых была еще не установлена судом.
С 1 января 1964 г. был вновь восстановлен принцип самостоятельности мест предварительного заключения. Многие тюрьмы были преобразованы в следственные изоляторы, их задачи, функции и режим в 1969 г. получили правовую регламентацию в союзном законе – Положении о предварительном заключении под стражу.
В настоящее время, кроме названного Закона, деятельность следственных изоляторов регулируется Положением о следственном изоляторе УИС Минюста России (приказ Минюста России от 25 января 1999 г. № 20). Данное Положение определяет следующие задачи следственных изоляторов:
– создание условий, исключающих возможность подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, скрыться от следствия и суда, а осужденным к лишению свободы и смертной казни – уклониться от отбывания наказания;
– обеспечение правопорядка и законности, безопасности подозреваемых, обвиняемых и иных лиц, содержащихся под стражей, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории следственного изолятора;
– осуществление мер, препятствующих попыткам подозреваемых и обвиняемых помешать установлению истины по уголовному делу;
– обеспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных;
– организация жизнедеятельности следственного изолятора, а также развитие и укрепление его материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с данными задачами Положение определяет основные функции следственных изоляторов:
– прием подозреваемых, обвиняемых и осужденных в следственный изолятор и размещение их по камерам;
– охрана подозреваемых, обвиняемых и осужденных и надзор за ними;
– обеспечение изоляции подозреваемых, обвиняемых и осужденных;
– выявление, предупреждение и пресечение правонарушений среди лиц, содержащихся в следственном изоляторе;
– обеспечение внутреннего распорядка;
– передача конвою подозреваемых, обвиняемых и осужденных для отправки к месту назначения;
– организация и обеспечение собственной безопасности в следственном изоляторе и на прилегающей территории;
– материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, содержащихся под стражей;
– создание условий для обеспечения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых;
– освобождение из-под стражи лиц, в отношении которых есть законные на то основания;
– исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, содержащихся в следственном изоляторе;
– проведение оперативно-розыскных мероприятий в порядке, предусмотренном законом;
– привлечение обвиняемых и подозреваемых к труду на производстве, организованном в следственном изоляторе;
– проведение культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, создание им условий для получения общего среднего образования и др.
Прием подозреваемых и обвиняемых, поступивших в СИЗО, производится круглосуточно дежурным помощником начальника СИЗО или его заместителем, который проверяет наличие документов, дающих основание для приема лица, доставленного в СИЗО, проводит опрос данного лица и сверяет его ответы со сведениями, указанными в личном деле.
Документом, являющимся основаниемдля приема в СИЗО подозреваемого или обвиняемого, является:
• судебное решение (приговор, определение, постановление суда) об избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу, вынесенное в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ. либо надлежаще оформленная выписка из него;
• постановление следователя или постановление лица, производящего дознание, санкционированное судом, об избрании меры пресечения - заключение под стражу.
Кроме этого, для приёма в СИЗО женщины с ребенком в возрасте до трех лет необходимо свидетельство о его рождении или другие документы, подтверждающие принадлежность ребенка, а при отсутствии таких документов - письменное указание лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда, в производстве которых находится уголовное дело, о помещении женщины с ребенком в СИЗО.