Коносамент (bill of lading) - документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским путем на судах регулярных линий.
Коносамент выполняет три основные функции:
- свидетельствует о заключении договора перевозки морским путем, по которому перевозчик обязуется доставить груз против предоставления документов.
- удостоверяет принятие судовладельцем (перевозчиком) груза к перевозке: подписание коносамента перевозчиком означает, что он проверил все принятые к перевозке товары и несет ответственность за их сохранность до момента прибытия в порт.
- является товарораспорядительным документом: обладание им согласно торговому обычаю во многих отношениях эквивалентно обладанию товарами, вручение коносамента обычно влечет те же последствия, что и вручение самих товаров.
Коносаменты обычно составляются в трех и более экземплярах с тем же содержанием и той же датой: один экземпляр для грузоотправителя или его экспедитора, один - для грузополучателя и один - для грузовладельца. Все экземпляры коносамента, составляющие так называемый полный комплект, являются оригиналами и на них ставится штамп "оригинал". В некоторых случаях обозначается порядковый номер оригинала - первый, второй, третий. В коносаменте обязательно должно быть указано число составленных оригиналов, однако только один из них (первый) может быть товарораспорядительным документом. Копии коносамента имеют штамп "копия" либо печатаются на бумаге отличного от оригинала цвета.
Содержание коносамента :
1) Наименование судна, если груз принят к перевозке на определенном судне; 2) Наименование перевозчика; 3) Место приема или погрузки судна; 4) Наименование отправителя; 5) Место назначения груза либо, при наличии чартера, место назначения или направление судна; 6) Наименование получателя (именной коносамент) или указание, что коносамент выдан "приказу отправителя", либо наименование получателя с указанием, что коносамент выдан "приказу получателя" (ордерный коносамент), или указание, что коносамент выдан на предъявителя (коносамент на предъявителя); 7) Наименование груза, имеющиеся на нем марки, число мест либо количество и (или) мера (вес, объем), а в необходимых случаях данные о внешнем виде, состоянии и особых свойствах груза; 8) Фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи либо указание, что фрахт должен быть уплачен согласно условиям, изложенном в чартере или в другом документе, либо указание, что фрахт полностью уплачен; 9) Время и место выдачи коносамента; 10) Число составленных экземпляров коносамента; 11) Подпись капитана или иного представителя перевозчика.
Обычно коносамент - это типографским способом отпечатанный бланк, в который на принтере вносятся необходимые сведения. На обороте коносамента приводятся условия договора морской перевозки. Крупные судоходные компании имеют свои фирменные бланки.
По способу передачи права собственности на товары при помощи коносамента коносаменты различают на следующие виды.
- Именной коносамент (straight bill of lading) - выписанный на определенного получателя с указанием его наименования и адреса.
- Ордерный коносамент (to-order bill of lading) - предполагает, что отправитель или получатель могут передать свои права третьему лицу путем проставления на коносаменте передаточной надписи (индоссамента) и вручения его этому лицу
В зависимости от наличия оговорок о наличии у перевозчика претензий к количеству и качеству принятого к перевозке груза или его упаковки различают коносаменты "чистые" (clean bill of lading) и "с оговорками" (claused, soiled, foul).
"Чистые" коносаменты не содержат дополнительных оговорок или пометок, прямо констатирующих дефектное состояние товара и/или упаковки.
Представление "чистого" коносамента является обязательным условием многих сделок в международной торговле. Банк может не принять коносамент с оговорками (пометками), если только в аккредитиве точно не указывается, какие из них допускаются.