Морским транспортом перевозится основная часть грузов в международной торговле.
Преимущества морского транспорта:
- низкая, по сравнению с большинством других видов транспорта, стоимость перевозок;
- большая грузоподъемность морских судов позволяет перевозить значительные партии груза;
- неограниченная пропускная способность морских путей, ограничена только пропускная способность портов и каналов;
К недостаткам морского транспорта относятся:
- низкая скорость;
- ограниченная возможность доставки к пунктам потребления;
- жесткие требования к упаковке и креплению грузов;
- малая частота отправок;
- зависимость от погодных и навигационных условий.
- необходимость строительства сложной портовой инфраструктуры;
В основном в Россию морем перевозят грузы из стран Азии, Северной и Южной Америки, Австралии.
Основная специализация морского транспорта - морская перевозка груза навалом (зерно, руда, уголь и т.д.); перевозка наливных грузов (нефть, нефтепродукты, удобрения и т.д.); контейнерные перевозки; перевозка крупногабаритной и крупнотоннажной продукции.
Материально-техническая база морского транспорта
Морские суда классифицируются по трем основным категориям: тип судоходства, размер судов и тип судов.
Суда могут обслуживать линейное или трамповое судоходство.
Линейное судоходство – форма транспортных услуг, при которой судовладелец или компания-оператор организует регулярное движение судов между обусловленными портами по заранее объявленному расписанию и принимает на каждый рейс грузы различных владельцев на основе типового договорора морской перевозки грузов.
Трамповое судоходство – нерегулярное судоходство, осуществляемое преимущественно по случайным направлениям, без определённого расписания движения. Трамповые суда обычно фрахтуются по чартерам.
Основными параметрами, характеризующими размер судов, являются:
- Габариты судна: длина, ширина, высота
- Дедвейт (dead-weight tonnage) – максимальная грузоподъемность судна, включая топливо, судовые запасы и экипаж.
- Валовая вместимость (Gross Tonnage) - общая вместимость всех закрытых помещений
- Чистая вместимость (Net Tonnage) – это полезный объем для размещения грузов, т. е. коммерческий объем.
- Водоизмещение (Displacement) - количество воды, вытесняемой плавающим судном
Классификация размеров грузовых судов:
- Handysize: сухогрузы с дедвейтом от 10 до 50 тыс. тон
- Aframax: нефтяные танкеры вместимостью от 80 000 до 120 000 тон. Танкеры класса Aframax чаще всего используются в бассейнах Черного моря, Северного моря, Карибского моря, Китайского и Средиземного морей.
- Suez-max: суда, способные при полной загрузке пройти по Суэцкому каналу. Дедвейт – около 150 тыс. тон. Длина – около 285 метров, 35 м ширина, 23 м максимальная осадка.
- Panamax: суда, способные при полной загрузке пройти по Панамскому каналу. Дедвейт – до 75 000 тон.
- Capesize: суда (как правило, сухогрузы), слишком крупные для того, чтобы проходить по Панамскому каналу
- VLCC (Very Large Crude Carrier): танкер вместимостью до 300 000 тон
- ULCC (Ultra Large Crude Carrier): танкер вместимостью свыше 300 000 тон
Типы морских судов:
1. Контейнеровозы
Используются для перевозки грузов в стандартизированных контейнерах.
Контейнеровозы отличаются большим раскрытием палубы над грузовыми трюмами. По своей конструкции трюмы контейнеровоза имеют вертикальные направляющие (cell guides)для установки и крепления контейнеров.
Ролкеры - суда для перевозки грузов, использующие горизонтальный способ погрузки – выгрузки. Они предназначены для перевозки автомобилей, колесной техники, трейлеров, контейнеров на полуприцепах или площадках, а также грузов на поддонах или европаллетах, которые завозятся на грузовые палубы ролкера вилочными погрузчиками. Конструкция ролкеров похожа на конструкцию паромов, только без жилых помещений. Погрузка и разгрузка ролкеров осуществляется при помощи грузовой рампы, соединяющей борт судна с причалом. Некоторые судовладельцы используют верхнюю палубу ролкеров для загрузки контейнерами также как на контейнеровозах. Это существенно повышает количество перевозимого на судне груза.
3. Лихтеровозы
Лихтеровоз — специализированное судно для перевозки груза в лихтерах.
Лихтер — разновидность баржи, грузовое несамоходное морское судно, используемое для перевозки грузов с помощью буксирных судов.
Лихтеровозы используются в основном для смешанных перевозок море — река. Груженые лихтеры, имеющие малую осадку, могут быть отбуксированы по рекам и каналам в глубь страны на сотни километров, а затем возвращены после загрузки для отправки с очередным лихтеровозом. Считается, что использование лихтеровозов вместо грузовых судов позволяет увеличить производительность грузовых работ в 5—10 раз, уменьшить стояночное время судов и количество средств, привлекаемых для перевозки на строительство портовых сооружений.
4. Балкеры
Суда для перевозки сыпучих грузов. Предназначены для перевозки зерна, руды, угля, цемента, химии и других сухих сыпучих грузов, перевозимых без упаковки - насыпью. Балкеры имеют несколько больших трюмов и специальные крышки, которые могут сдвигаться, складываться или откидываться для удобной погрузки/разгрузки. Универсальность является главным достоинством балкеров и позволяет сократить расходы при морской транспортировке.
5. Сухогрузы
Сухогруз - судно для перевозки упакованного штучного товара, который требует особых условий, то есть генеральный груз. Также сухогруз применяется для перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов.
Так же как и на балкерах, на сухогрузах есть трюмы с люками, но сухогрузы оборудованы кранами для самостоятельной погрузки-разгрузки и груз, который не проходит в люки, крепится прямо на палубе с помощью специального крепежа.
6. Танкеры
Танкер - судно для перевозки наливных грузов.
К грузам такого типа относятся всевозможные нефтепродукты, сжиженный газ, химические жидкости, цемент, масло, вино. Танкеры не оборудованы погрузочно-разгрузочными средствами, кроме насососв, и имеют только хранилища для перевозки, которые называются танки.
Металлический каркас танкера обшит листами из металла и формирует корпус, который разделяется на отсеки (танки). Танки заполняются жидкими грузами. Двойное дно и борта защищают груз от разлива, что предотвращает во многих случаях порчу груза или заражение водной среды химическими веществами.
Многие наливные суда имеют универсальную специализацию, что позволяет перевозить сразу несколько раличных видов грузов. Наливные танкеры востребованы на всех направлениях морских перевозок.
Самые большие супертанкеры перевозят до 320 000 тонн нефти за раз - это равно 5 333 железнодорожным цистернам
7. Суда для перевозки газа (газовозы). Газовозы имеют грузовые помещения сферической формы, выступающие над верхней палубой, способные удерживать высокое давление.