Характеристика технических средств автомобильного транспорта
Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт является одним из самых широко исполь-
зуемых. Автомобильный транспорт в стране обусловливается следующими дос-
тоинствами:
−способность обеспечивать доставку по схеме «от двери до двери», т. е.
без необходимос ти использования нескольких видов транспорта, без до-
полнительных перегрузок, а значит, и без лишних расходов времени и
материальных средств;
−высокая маневренность и подвижность позволяют быстро сосредоточить
автомобили в нужном месте и в необходимом количестве;
−высокая скорость доставки, связанная с техническими особенностями ав-
томобилей;
−более высокая степень сохраннос ти грузов;
−широкая сфера применения по видам грузов, системам сообщения и рас-
стояниям перевозки.
К недостаткам автомобильного транспорта относятся:
−небольшая грузоподъемность грузовых автомобилей (до 10–12 т);
−малая дальность перевозки – автомобильный транспорт выгоднее ис-
пользовать при перевозке на небольшие расстояния;
−высокая стоимость перевозок, что не может не влиять на цену груза, а
значит, и на его конкурентоспособность.
Недос таточно широкое использование автомобильного транспорта свя-
зано еще и с тем, что во многих районах отсутствуют автомобильные дороги, а
многие уже существующие дороги очень низкого качества. В России процент
протяженности автомобильных дорог крайне низок по сравнению с Западной
Европой.
Материально-техническая база автомобильного транспорта включает
следующие элементы:
−подвижной состав;
−автотранспортные предприятия;
−автомобильные дороги.
Подвижной состав состоит из непосредс твенно автомобилей, и также
немоторизованных полуприцепов и прицепов. Автомобили, представляющие
собой активные самодвижущиеся единицы, являются основной категорией пар-
ка автотранспортных средств.
Они определяют технический уровень и экономико-эксплуатационные
характеристики всех других видов подвижного состава. Классифицировать гру-
зовые автомобили можно по многим признакам, но при выборе вида транспорта
руководствуются прежде всего его транспортными характеристиками.
1. Так как от вида кузова зависят широта номенклатуры и объем пере-
возимого груза, различают следующие виды грузовых автомобилей:
−универсальные (общего назначения) – имеют кузов в виде платформы с
бортами, предназначены для широкой номенклатуры грузов;
−специализированные – имеют кузов, приспособлений специально для
конкретных видов груза (для насыпных грузов – самосвалы; для на-
ливных - цистерны; для скоропортящихся грузов – рефрижераторы).
2. Проходимость автомобиля влияет на территорию применения. По про-
ходимости автомобили подразделяются на дорожные и внедорожные (карьер-
ные). Внедорожные автомобили по своим габаритам и нагрузке не могут выхо-
дить на дороги без особых разрешений и мер предосторожности.
3. Автомобили с очень большой массой гораздо более серьезно влияют на
дорожное покрытие, чем легковые автомобили и грузовики с малой грузо-
подъемнос тью. Для того чтобы предотвратить преждевременное разрушение
дорог, государственными нормами и стандартами регламентированы основные
параметры грузовых автомобилей.
К группе «А» относятся автомобили и автопоезда дорожного типа. Дан-
ный парк автомобилей предназначен исключительно для перевозок по дорогам
высших категорий с усовершенствованным капитальным покрытием. К группе
«Б» относятся автомобили, допускаемые к эксплуатации на всей сети дорог
общего пользования. В группу «В» входят наиболее тяжелые автомобили, кото-
рые по своим транспортным характеристикам не допускаются на дороги обще-
го пользования. Данный вид автомобилей предназначен для эксплуатации на
специальных карьерных, лесовозных или иных дорогах.
Следующий элемент системы автомобильного транспорта – автомо-
бильные дороги, которые предс тавляют собой комплекс инженерных соору-
жений, предназначенных для обеспечения возможности непрерывного безо-
пасного движения с определенными рассчитанными нагрузками и скоростями.
Автомобильные дороги состоят из земляного полотна и искусственных соору-
жений (мостов, путепроводов, тоннелей и т.д.), на которые наносят дорожные
покрытия. Дорожное покрытие в свою очередь включает: основную часть, до-
полнительный слой основания, дорожную одежду (верхний слой).
Направление движения автомобилей определяет разметка, которая на-
носится на проезжую часть дороги специальными красками или цветными пла-
стмассами. Также дороги оснащаются сигнами, знаками и указателями. В зоне
автомобильной дороги присутствуют различные предприятия, обеспечивающие
непрерывность движения: заправочные станций, станции технического обслу-
живания и т. д.
В коммерческом отношении важны показатели, которые характеризую т
пропускную способность дорог, так как от этого зависит скорость перевозки
груза. В зависимости от параметров, обеспечивающих пропускную способ-
ность, автомобильные дороги подразделяются на категории.
Основными элементами автомобильного транспорта, обеспечивающими
организацию и управление, являются автотранспортные предприятия. Глав-
ные задачи автотранспортных предприятий – содержание автомобильного пар-
ка, обеспечение его исправного и работоспособного состояния, экономичное
использование автотранспортных средств и непосредственная организация пе-
ревозочного процесса в соответствии с запросами рынка.
Транспортный договор, как правило, является двусторонним и заклю-
чается между грузовладельцем (отправителем и/или получателем) и авто-
транспортным предприятием. Договор перевозки может быть трехс торонним,
т.е. грузоотправитель заключает договор с перевозчиком в пользу грузопо-
лучателя.
Основным видом транспортного договора является договор перевозки,
суть которого сводится к тому, что перевозчик обязуется доставить вверенный
ему отправителем груз и выдать его управомоченному на получение груза лицу
(получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установ-
ленную плату.
В случае необходимости перевозчик и грузовладелец могут заключить
долгосрочный договор об организации перевозок, в котором определяются сро-
ки, объемы и другие условия предоставления транспортных средств и предъяв-
ления груза к перевозке. В такой договор могут быть включены и другие усло-
вия, не предусмотренные различными уставами и кодексами.
Договор транспортной экспедиции помимо основных предполагает ока-
зание дополнительных услуг, связанных с перемещением грузов. Согласно ст.
801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор)
обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (грузоотправителя или
грузополучателя) выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с
перевозкой груза. К таким услугам относятся: оформление документов, тре-
бующихся для экспорта и импорта, выполнение таможенных и иных формаль-
ностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата
пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза,
его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и ус-
луг, предусмотренных договором.
В транспортном договоре необходимо четко указывать предмет договора,
т. е. действия сторон, характер перевозок, услуг, объем и номенклатуру пере-
возимых грузов, количество транспортных средств и т. д. Недостаточно под-
робное и четкое описание вышеуказанных разделов может привести как к не-
пониманию между сторонами договора, так и к недобросовестному выполне-
нию условий транспортного договора.
В ходе заключения транспортного договора между сторонами возникают
права и обязанности, которые могут оговариваться в соответствующем разделе
договора. В силу обязательств перевозчик (автотранспортное предприятие) обя-
зан выполнить в пользу грузовладельца ряд функций (к примеру, перевезти
груз), а клиент имеет право требовать от перевозчика исполнения этой обязан-
ности. Обязательства и обязанности должны выполняться в соответствии с ус-
ловиями договора, положениями законодательства и иных правовых актов. В
частности, в договоре можно обозначить следующие обязанности перевозчика
– автотранспортного предприятия:
−определить количество автомашин и их типы для осуществления пере-
возки конкретного вида груза в установленном количестве на оп-
ределенное рас стояние и обеспечить соответс твенно подачу выбранного
подвижного состава заказчику;
−подавать под погрузку подвижной состав, соответствующий требованиям
качества, пригодный для перевозки конкретного вида груза, удовлетво-
ряющего санитарным требованиям;
−принять на себя ответственность за сохранность груза на время сле-
дования;
−доставить груз в оговоренный срок в указанное место и передать его по-
лучателю, уполномоченному грузоотправителем.
В случае отсутствия требований обязательс тва выполняются в силу
обычных деловых (торговых) отношений или иных традиционно предъяв-
ляемых требований.
Применительно к транспортному договору существует понятие недо-
пустимости одностороннего отказа от исполнения обязательств. Такой отказ от
исполнения обязательс тв или однос тороннее изменение условий договора воз-
можны лишь в случаях, предусмотренных законодательством или договором, в
котором такие случаи и условия оговорены.
В договоре перевозки как обязанность перевозчика предусматривается
также срок исполнения договора. Если в договоре срок поставки определен
конкретным днем или оговорен период времени, в течение которого обязатель-
ство должно быть исполнено, то его следует исполнить соответственно в этот
день или в любой момент оговоренного периода. Если такие условия договором
не предусмотрены, то исполнение обязательства происходит в разумный срок
после заключения договора.
В разделе «Права и обязанности» могут быть указаны место исполнения
обязательства, а также возможность исполнения обязательс тва третьим лицом
(в договорах транспортной экспедиции). При разовой отправке груза автомо-
бильным транспортом можно ограничиться заключением типового договора на
перевозку.
Для расчетов заказчика и автотранспортной организации составляется
товарно-транспортная накладная, в которой указывается информация, не-
обходимая для перевозки: вид и характерис тики груза, место и дата заполнения
накладной, имена и адреса отправителя, перевозчика и получателя, место и дата
приема груза к перевозке, место и дата его сдачи, способ упаковки, количество
грузовых мест, масса груза и т. д.
При выпуске автомобиля на линию водителю выдается путевой лист, ко-
торый по окончании перевозки возвращается на автотранспортное пред-
приятие.
В случае необходимости к товарно-транспортной накладной прилагается
отгрузочная спецификация, которая составляется в свободной форме заказчи-
ком. Отгрузочная спецификация обязательно должна содержать следующие
данные: ее порядковый номер, дату составления, наименование отправителя и
получателя груза.