Материально-техническая база железнодорожного транспорта
Характеристика железнодорожного транспорта
Железнодорожный транспорт занимает ведущее место среди всех видов транспорта.
Ведущая роль железных дорог на транспортном рынке страны объясня-
ется следующими преимуществами:
− массовостью перевозок и высокой провозной способностью железных
дорог;
− независимостью от климатических условий, что обеспечивает рит-
мичность перевозок и регулярность отправок;
− большой грузоподъемностью и вместимостью подвижного состава;
− универсальностью подвижного состава для перевозок различных родов
грузов;
− наличием специализированного подвижного состава для перевозки мас-
совых грузов (вагоны-ковши для жидкого металла, шлака, битума и дру-
гих грузов, требующих предварительного подогрева перед разгрузкой;
цистерны для перевозки пылевидных грузов, полувагоны с разгрузкой
через донные люки и др.);
− возможностью прямой схемы физического распределения «от двери до
двери» для крупных промышленных и перерабатывающих предприятий;
− относительно невысокой стоимостью транспортировки.
Но железнодорожный транспорт наряду с массой преимуществ имеет и
свои недостатки:
− высокую стоимость погрузочно-разгрузочных работ;
− низкую маневренность и мобильность – перевозка мелких партий груза
требует доставки автомобильным видом транспорта;
− высокую капиталоемкость основных средств производства.
Грузовые перевозки на железнодорожном транспорте подразделяются
следующим образом:
−местное сообщение – в пределах одной железной дороги;
−прямое сообщение – в пределах одной или нескольких железных дорог
по одному перевозочному документу;
−прямое смешанное сообщение – при перевозке комбинируются не-
сколько видов транспорта (железнодорожно-водное, жедезнодорожно-
автомобильное, железнодорожно-водно-автомобильное и др.);
−прямое международное сообщение – осуществляется при перевозке с
участием дорог двух и более государств, но по одному перевозочному
документу.
Железнодорожные перевозки грузов также различаются по скорости дос-
тавки:
−грузовой скоростью перевозят большую часть номенклатуры грузов, не
требующих особых условий доставки;
−пассажирской скоростью (в багажном отделе) перевозят, как правило,
почту, периодическую печать и вещи пассажиров;
−большой скоростью перевозят скоропортящийся груз, требующий опера-
тивной транспортировки.
Материально-техническая база железных дорог состоит из следующих
элементов:
−путь и путевое хозяйство;
−хозяйство электроснабжения;
−хозяйство СЦБ и связи;
−вагоны и вагонное хозяйство;
−локомотивы и локомотивное хозяйство;
−станции;
−товарные конторы;
−грузовое и весовое хозяйство.
Перевозка товаров по железной дороге производится в вагонах. В неко-
торых случаях для осуществления коммерческой деятельности предприятию
более выгодно иметь собственный парк вагонов. В любом случае для более ра-
ционального использования железнодорожного подвижного состава пред-
приниматель должен знать основные характерис тики вагонов. Вагоны – основ-
ные перевозочные средства железных дорог. Различают грузовые, пас-
сажирские и специальные вагоны. Совокупность вагонов называют парком.
Грузовой парк вагонов состоит из пяти основных видов (родов) вагонов:
1. крытые вагоны используются для перевозки широкой номенклатуры гру-
зов, требующих защиты от воздействий окружающей природной среды;
2. платформы – вагоны с низкими бортами или без бортов, предназначены
для перевозки длинномерных и громоздких грузов, не требующих особых
мер безопасности перевозки (лесных и строительных грузов, труб, рель-
сов, некоторых видов машин и агрегатов);
3. полувагоны – вагоны с бортами и без крыши, используются для перевозки
навалочных и сыпучих грузов (уголь, руда, зерно и т. п.);
4. цистерны используются при транспортировке массовых жидких грузов (пре-
имущественно нефти и нефтепродуктов, а также химических и пищевых грузов);
5. изотермические вагоны (рефрижераторы) – вагоны со специальным
термоизолированным кузовом и устройствами, обеспечивающими ста-
бильнос ть заданных отрицательных (летом) и положительных (зимой)
температур для перевозки скоропортящихся грузов.
Вагоны характеризуются грузоподъемностью и вместимостью, массой
тары и другими параметрами.
Грузоподъемность вагона – масса груза, которая может быть погружена в
вагон в соответствии с его техническими характеристиками (прочностью его
ходовых частей, рамы, кузова). Вместимость – физический объем вагона.
Прибытие и отправление грузов осуществляются на грузовых станциях.
Грузовая станция представляет собой комплекс путевых и грузовых устройс тв,
технических и служебных помещений и площадей, используемых для осущест-
вления грузовых и коммерческих операций. Грузовые станции обслуживают
как склады общего пользования, которые чаще всего принадлежат железным
дорогам, так и склады, принадлежащие предприятиям, имеющим подъездные
пути. На многих грузовых станциях производятся не все возможные операции,
а только их часть. Перечень операций, выполняемых на конкретной грузовой
станции, приводится в Тарифном руководстве № 4 в части 1 «Алфавитный спи-
сок железнодорожных станций».
Грузовые станции выполняют разного рода операции:
−связанные с прибытием грузов: прием поездов и передача с сорти-
ровочной станции, технический осмотр, расформирование, подача ваго-
нов к пунктам выгрузки, выгрузка грузов, их хранение, оформление до-
кументов и выдача грузов получателям, уборка вагонов после выгрузки и
их очистка;
−связанные с отправлением грузов: прием грузов от отправителей, оформ-
ление документов, хранение и погрузка грузов, уборка погруженных ва-
гонов от фронтов, формирование из них передач на сортировочную с тан-
цию, отправление поездов или передач.
В зависимости от доминирования той или иной грузовой операции гру-
зовые станции разделяются следующим образом:
−погрузочные – выполняют преимущественно погрузочные работы. Такие
станции, как правило, располагаются вблизи крупных предприятий добы-
вающей промышленности, осуществляющих крупное производство (до-
бычу) и отправку массовых грузов (угля, нефти, руды и др.);
−выгрузочные – количество разгрузочных операций превышает количество
погрузочных. В большинс тве своем к такому виду относятся станции
крупных населенных пунктов, куда прибывает и где потребляется боль-
шое количество товаров;
−погрузочно-выгрузочные – количес тво погрузочных и разгрузочных рабо т
приблизительно одинаковое. Такие станции расположены вблизи круп-
ных промышленных производств, потребляющих много сырья и изготов-
ляющих большой объем продукции;
−перегрузочные – выполняют перегрузку грузов с одного вида транс порта
на другой.
В зависимости от характера и назначения грузовые станции разделяются
на неспециализированные (предназначенные для широкой номенклатуры гру-
зов) и специализированные. На неспециализированных станциях производятся
работы с тарно-штучными и навалочными грузами, контейнерами и другими
видами. Специализированные станции перерабатывают только один опреде-
ленный вид груза. На контейнерных терминалах работа осуществляется только
с контейнерами, хотя номенклатура перевозимых в контейнерах, очень широ-
кая.
Главные показатели работы грузовой станции – мощность и пропускная
способность – обеспечивают соблюдение следующих условий:
−пополнение запланированного объема перевозок;
−обеспечение сохранности грузов во время хранения на складах грузовой
станции и во время погрузочно-разгрузочных работ;
−своевременную погрузку-выгрузку грузов.
Грузовые и коммерческие операции выполняются при помощи сле-
дующих сооружений и устройс тв:
−открытые площадки и крытые складские помещения для хранения гру-
за;
−различные машины и механизмы для выполнения погрузочно-вы-
грузочных операций и др.
Для железнодорожного транспорта первичным документом, имеющим
силу договора, является накладная, заполняемая отправителем.
Накладная – основной перевозочный документ, сопровождающий груз до
станции назначения. Накладная заполняется отправителем на каждую отправку
и при выдаче груза выдается грузополучателю. Накладная является одновре-
менно юридическим и расчетным документом, поэтому заполнять накладную
следует без подчисток и помарок, а изменения информации, содержащейся в
накладной, должны заверяться подписью работника дороги и штемпелем стан-
ции.
В обязательный комплект сопроводительной документации кроме на-
кладной входят дорожная ведомость, корешок дорожной ведомости и кви-
танция о приеме груза.
Дорожная ведомость – документ расчетно-финансового значения – со-
держит информацию о сроке доставки груза, сопровождается на всем пути сле-
дования, включая переход с дороги на дорогу. По информации, содержащейся в
дорожной ведомости, определяют выполненный дорогами объем перевозок, до-
ходы от них, правильнос ть расчетов, выполнение сроков доставки грузов.
Квитанция о приеме груза – документ, который подтверждает прием гру-
зовой станцией груза к перевозке от отправителя.
Корешок дорожной ведомости – документ, посредством которого рас-
считывается провозная плата за перевозку при централизованных расчетах и
для учета и отчетности о выполнении плана перевозок.
Накладная и дорожная ведомости отправляются вместе с грузом. Полу-
чатель принимает груз по накладной, а расписывается в дорожной ведомости.
Основным документом для учета работы железнодорожного транспорта яв-
ляется корешок дорожной ведомости, который остается у отправителя.
Накладная должна содержать следующие реквизиты:
−штемпель или другое обозначение, удостоверяющее принятие товара пе-
ревозчиком или его представителем к перевозке;
−дата принятия груза к перевозке, которой считается дата выдачи на-
кладной или дата штемпеля на накладной;
−номер вагона (контейнера);
−место отгрузки, место назначения и путь следования груза;
−наименование груза;
−род упаковки;
−количество мест, масса груза;
−наименование отправителя, его адрес и подпись;
−наименование получателя, его адрес.
Эти же данные заносятся и в остальные вышеупомянутые документы.
Связь между перевозимым грузом и комплектом перевозочных документов на
этот груз легче всего установить с помощью маркировки. При помощи нее
можно установить принадлежность груза в случае разъединения его и документов.
Железнодорожная маркировка представляет собой дробь следующего ви-
да:
1251 − 1
В числителе дроби содержится порядковый номер груза, который был
присвоен в момент приема груза к перевозке и через тиpe – количество мест; в
знаменателе – код станции отправления согласно Тарифному руководству № 4.