Транспортное страхование является подразделом имущес твенного стра-
хования. Само имущес твенное страхование представляет собой с трахование
имущества физических и юридических лиц, находящегося в собственности
страхователя либо арендуемого им. Страховщик несет ответс твеннос ть за пря-
мой физический ущерб, нанесенный имущес твенным ценностям.
Различают два вида транспортного страхования: страхование груза на пе-
риод транспортировки и страхование средств перевозки грузов.
Каско – страхование транспортных средств. В зависимости от вида транс-
порта каско подразделяется на:
−страхование средств наземного транспорта. Объектом данного вида
страхования являются имущественные интересы, связанные с владением,
пользованием и распоряжением наземным транспортным средством,
вследствие повреждения или уничтожения, а также его угона или кражи;
−страхование средств воздушного транспорта. Данный вид – предпо-
лагает страхование на случаи повреждения или уничтожения, угона, кра-
жи транспортных средств, а также их комплектующих, включая моторы,
мебель, внутреннюю отделку, оборудование.
−страхование средств водного транспорта. К рискам, связанным c владе-
нием, пользованием, распоряжением средствами водного транспорта, от-
носятся повреждение или уничтожение, угон, кража подвижного состава,
моторов, такелажа, внутренней отделкой, оборудования и т. д.
Особенностью страхования средств транспорта является его кратко-
срочный характер. Обычно это годичное страхование при наличии франшизы и
ограниченнос ти ответс твенности. Например, при речном страховании судно не
страхуется от пропажи без вести, за убытки, связанные с буксированием, а при
страховании самолетов не страхуются опасность от обветшания, от полетов на
приз, а также военные полеты.
Карго – страхование грузов от рисков потери, порчи или повреждения то-
вара в пути следования. Объектом данного вида с трахования являются имуще-
ственные интересы лица, в пользу которого был заключен договор страхования;
страховой случай наступает в момент повреждения, уничтожения, пропажи
грузов, потери ими своих качественных свойств и т. д. во время владения, поль-
зования или распоряжения грузом стороной коммерческих отношений, на кото-
рой лежат вышеперечисленные виды рисков.
Страхование грузов имеет ряд особенностей:
1. страховой полис может свободно передаваться друг другу сторонами
коммерческих отношений, при этом не требуется никакого заявления,
так как страхование совпадает с погрузкой;
2. возможно страхование груза с покрытием выше его стоимости;
3. существуют возможности страхования грузов по так называемому ге-
неральному полису.
Генеральный полис представляет собой договор страхователя со стра-
ховщиком, в котором оговаривается страхование всех отправляемых грузов
данного лица в течение определенного периода времени. При наличии такого
договора период страхования начинается с уведомления страховщика об от-
правке очередной партии груза. При этом страховщик экономит накладные
расходы, связанные с оформлением договора страхования для каждой от-
дельной партии груза. При возникновении необходимости возможно пре-
кращение дейс твия генерального полиса до окончания срока его дейс твия, но с
предварительным заявлением.
Тарифная ставка при с траховании груза устанавливается в процентах о т
страховой суммы и зависит от стоимости и вида груза, вида транспортного
средства и факторов, характеризующих степень риска.
В коммерческой деятельности транспортное страхование обеспечивает
страхователю возмещение его убытков, связанных с повреждением или утратой
грузов в период их транспортировки. Этот раздел договора купли-продажи
включает следующие основные условия: что страхуется, от каких рисков, кто
страхует, на какую сумму и в чью пользу осуществляется страхование. Условия
страхования груза на период транспортировки предусматривают все виды рис-
ков, кроме нижеследующих:
−те, которые произошли по вине страхователя в связи, например, с ненад-
лежащей упаковкой товара;
−те, которые являются следствием физико-химических свойств товара, на-
пример, самовозгорание, отмокание, гниение т. д.;
−тех, которые произошли вследствие нарушения режима транспортировки:
намокание, выветривание, порча из-за несоблюдения температурного ре-
жима перевозчиком и т. д.;
−военные риски, риски от забастовок, мятежей и иных гражданских волне-
ний.