Понятие гpyзa. Классификация грузов и их
Транспортные услуги
Под услугой понимается непосредственно переме-
щение грузов в пространстве, а также любая операция, не являющаяся дви-
женческой, но обеспечивающая его подготовку и осуществление
К основным транспортным услугам относятся:
−перевозка грузов, почты;
−погрузочно-разгрузочные операции (погрузка, выгрузка, перегрузка и
т. д.);
−хранение грузов;
−подготовка транспортных средств к перевозке грузов;
−предоставление перевозочных средств на условиях аренды, проката;
−транспортно-экспедиционные и дополнительные операции, выполняемые
при перевозке грузов, багажа и др., по обслуживанию предприятий, орга-
низаций, населения;
−перегон новых и отремонтированных перевозочных средств.
1) по признаку взаимосвязи с основной деятельнос тью предприятий раз-
личают:
−перевозочные услуги;
−неперевозочные услуги;
2) по виду потребителя, которому предоставляется услуга:
−внешние услуги предоставляются нетранспортным предприятиям и орга-
низациям;
−внутренние услуги предоставляются другим предприятиям и орга-
низациям транспортных отраслей;
3) по характеру услуги:
−технологические;
−коммерческие;
−информационные и др.
транспортная услуга имеет ряд специфических особенностей:
1. транспортная услуга является продолжением процесса производства в
сфере обращения; процесс производства заканчивается в момент переда-
чи продукции ее потребителю. Сама по себе транспортная услуга сущест-
вовать не может, она обязательно обеспечивает коммерческую деятель-
ность нетранспортных предприятий;
2. услуга не может существовать вне процесса ее производства, а значит,
нельзя сформировать запасы услуги;
3. предоставление услуги – это продажа процесса труда, а значит, качество
услуги – это качество ее выполнения, т. е. качество труда;
4. потребительная стоимость услуги возникает при строгом соблюдении
временных ограничений, направления движения товара и других условий,
что сужает возможность ее конкурентной замены;
5. спрос на услуги подвержен резким колебаниям в зависимости от времен-
ных и прос транс твенных параметров, транспорт не имеет ресурсов, по-
зволяющих сглаживать неравномерности спроса.
Необходимость перемещения коммерческого товара от мес та произ-
водства к месту потребления определяет то, что некоторое время товар является
грузом.
Груз – материальные ценности и товары с момента принятия к транс-
портировке у грузоотправителя до момента сдачи грузополучателю.
I. Массовые грузы – грузы, отправляемые, как правило, большими объ-
емами, обеспечивающими полную загрузку подвижного состава. Различают
следующие виды массовых грузов:
−насыпные и навалочные грузы. Данный вид груза перевозится без тары в
открытом подвижном составе. К насыпным грузам относятся в основном
зерно и семена всех видов сельскохозяйственных культур; к навалочным
– уголь, песок, гравий, камень, руда и др.;
−наливные грузы. Жидкие грузы перевозятся в специализированном под-
вижном составе (цистернах, наливных танкерах) и требуют сложной по-
грузочно-разгрузочной техники. К данному виду грузов относятся раз-
личные нефтепродукты;
−строительные материалы. В зависимости от характера и их качества мо-
гут перевозиться в крытом или открытом подвижном составе. К данному
виду груза относятся различные изделия из дерева и железобетона, кир-
пич и др.
II. Генеральные, или тарно-штучные, грузы. Данный вид грузов перево-
зится упакованным в крытом подвижном составе. В завис имос ти от вида
упаковки различают грузы:
−мешковые – в мешках упаковывают грузы, не требующие защиты от
механических повреждений;
−киповые – в кипы и тюки упаковывают естественные и искусственные
волокна и изделия из них; в тюках перевозится непрессованный матери-
ал, а в кипы прессуют хлопок и джут;
−катно-бочковые – грузы, упакованные в бочках-барабанах или рулоны; в
металлических бочках перевозят горючие жидкости (топливо, смазку,
растворители), в деревянных – сухие химические и пищевые продукты;
−ящиковые – грузы, упакованные в ящики, типоразмеры которых регла-
ментированы ГОСТом;
−пакетные.
К физическим характерис тикам груза относятся: длина, ширина, высота,
диаметр, основной мерой линейных размеров является метр. Основной еди-
ницей измерения объема является кубический метр, а на морском транспорте –
регистровая тонна (2,83 м3). В зависимости от физических размеров штучные
грузы также подразделяются на:
−негабаритные;
−тяжеловесные;
−легковесные.
Объемы, определяющие, к какой категории относится данный груз, на
различных видах транспорта различные. Так, тяжеловесным грузом на желез-
нодорожном транспорте считается такой груз, масса одного места которого пре-
вышает 0,5 т, на водном – свыше 1 т, на автомобильном – свыше 3 т. К легко-
весным относятся, как правило, те грузы, 1 т массы которых занимает объем бо-
лее 2 м3. Негабаритными называются грузы, размеры которых выходят за пре-
делы габаритов подвижного состава.
III. Особорежимные грузы – грузы, которые хранят и перевозят при ус-
ловии соблюдения специальной, строго установленной технологии. К данной
группе относятся опасные грузы, скоропортящиеся грузы, живой скот и сырые
животные продукты.
При учете транспортных показателей масса груза состоит из полной мас-
сы непосредственно груза (масса нетто) и массы тары, в которой этот груз пе-
ревозится.